Четверг, Август 24, 2017
На главную Флот История флота

История теплохода «Oceanos» часто упоминается в англоязычных источниках как хрестоматийный случай кораблекрушения пассажирского судна. Однако, на русском языке материалов очень мало и Круизник.RU решил исправить досадное упущение, исследовав знаменитую историю неудачного круиза.

Круизное судно «Oceanos»

MTS Oceanos был введен в эксплуатацию в июне 1953 года под именем «Jean Laborde». Теплоход был последним, четвертым по счету, однотипным судном построенным для одной из старейших французских судоходных компаний «Messageries Maritimes» (дата оснований компани  -1851 год). Все 4 теплохода-близнеца использовались на линии Марсель-Мадагаскар-Маврикий.

За время эксплуатации «Oceanos» сменил несколько имен: «Mykinai», «Ancona», «Eastern Princess». Последняя регистрация со сменой судовладельца и порта приписки (Пирей, Греция) была в 1976 году.

Технические характеристики «Oceanos»

  • Tonnage – 14000 GT
  • Длина – 153 метра
  • Ширина – 20 метров
  • Осадка – 7 метров
  • Кол-во палуб – 9
  • Скорость – 18,5 узлов
  • Пассажировместимость – 550 человек
  • Экипаж –  250 человек
  • Владелец/Оператор – Epiroki Lines

Последнее плавание

3 августа 1991 года «Oceanos», за день до катастрофы, «Oceanos» покинул порт Восточный Лондон (East London, ЮАР) и пошел на север в направлении Дурбана. Погодные условия были плохие. Судно столкнулось с ветром в 40 узлов и волнами до 9 метров.

Дирекция круиза приняла решение перенести традиционный «sail-away» музыкальный вечер на палубе под открытым небом в музыкальный салон. Однако, из-за качки, большинство пассажиров теплохода находились в своих каютах.

К вечеру шторм усилился. Официанты с трудом перемещались по ресторану, обслуживая немногочисленных посетителей. По словам очевидцев качка была такой силы, что большинство незакрепленных предметов на судне стало опрокидываться.

Затопление

Примерно в 21.30 пассажиры судна услышали приглушенный хлопок и теплоход потерял тягу. В районе кингстонной коробки машинного отделения началась утечка. Главный механик сообщил капитану судна Янису Авраниосу (Yanis Avranios), что вода поступает в корпус судна и затапливает генераторную. В целях предотвращения короткого замыкания судовые генераторы были заглушены и «Oceanos» лег в свободный дрейф.

Уровень воды неуклонно поднимался. Благодаря тому, что обратные клапаны системы судового водоснабжения перестали функционировать вода проникла через пробоину в резервуаре в систему водоснабжения. Из кранов, душей и другой сантехники вода стала поступать в помещения.

Экипаж теплохода впал в панику и пренебрег стандартными процедурами при подобных ситуациях. Тревога не была объявлена и пассажиры пребывали в неведении относительно сложившихся обстоятельств, пока сами не увидели первые признаки затопления на нижних палубах теплохода. На этот момент, по свидетельству многих участников событий, экипаж, включая самого капитана Авраноса, был собран и готов к эвакуации, не проявляя заботу о судьбе пассажиров.

Спасательная операция

Так как не была объявлена общесудовая тревога, несколько пассажиров решили подняться на мостик и выяснить ситуацию на месте. Однако, мостик был пуст. Сигнал SOS был подан Моссом Хиллсом (Moss Hills), который входил в состав команды аниматоров и культурной программы круиза.

Военно-морской флот ЮАР, совместно с военно-воздушными силами страны осуществили 7 часовую спасательную операцию. Для эвакуации людей к ближайшим населенным пунктам было задействовано 16 вертолетов (13 принадлежали ВВС ЮАР). Вертолетами с палубы, тонущего «Oceanos» было снято 225 пассажиров и членов экипажа.

В результате спасательной операции в общей сложности были спасены ВСЕ члены экипажа и пассажиры. Всего 571 человек. Общепризнанными героями стали, как ни странно, стали не капитан и рядовые члены экипажа, а команда судового оркестра. Они последними покинули палубу тонущего «Oceanos», до последнего момента координируя эвакуацию на борту тонущего судна.

На отсутствие человеческих жертв в таком крупном кораблекрушении повлияли несколько факторов и удачное стечение обстоятельств, а именно:

  1. Относительная близость береговой линии (5-6 км)
  2. Активное участие ВМФ и ВВС в спасательной операции
  3. От начала катастрофы до полного ухода под воду судна прошло порядка 18 часов.

Последние моменты жизни «Oceanos»

4 августа 1991 года, на следующий день после начала катастрофы, примерно в 15.30, «Oceanos» лег на бок, после чего затонул носом вниз. Благодаря телекомпании ABC News появился уникальный репортаж и мы можем видеть последние 15 минут жизни «Oceanos».

Последствия

Капитан Янис Авраниас был обвинен пассажирами в раннем оставлении судна и неоказании им помощи при эвакуации. Авраниас со своей стороны утверждал, что покинул судно одним из первых для того, чтобы координировать спасательную операцию с борта вертолета.

Цитата капитана Авранаса по поводу оставления судна: «Когда я отдаю приказ «покинуть судно» уже не имеет значение в какое время я покину его сам. Покинуть – касается каждого. И если кому то хочется оставаться на борту, они могут это делать».

Комиссия по расследованию обвинила в небрежности капитана теплохода и 4 членов экипажа.

Компания «Epirotiki Lines «за три года в результате морских происшествий потеряла в общей сложности 3 судна (Oceanos, Jupiter, Pegasus).

Мосс Хиллс пережил еще одно кораблекрушение. Он находился на борту теплохода «Achile Lauro». Сейчас супружеская чета Мосса и Трейси Хиллс живут в Великобритании в городе Фримли (Frimley). Мосс работает консультантом, а Трейси владеет ювелирной маркой Tracy Hills. Они создали веб-сайт о гибели теплохода «Oceanos».

Обломки «Oceanos»

Обломки теплохода лежат на глубине 92 метров в 5 км от берега. Дайверы иногда совершают погружения к судну.

Полезные ссылки и ресурсы о теплоходе «Oceanos»

Благодаря английской газете The Mirror снова всплыла история с теплоходом-призраком, утерянном в Атлантике. Круизник.RU приводит выдержки из заметок и репортажей появившихся в эти дни. Абсурдность некоторых утверждений вызывает улыбку. Впрочем, судить вам.

Товаропассажирский пароход Северного государственного морского пароходства «Воронеж»

Автор: Юрий Трифонов

По проекту, откорректированному с учетом строительства головного парохода «ВОЛОГДА», в Италии на заводе «Cantiere Reuniti del Adriatico», Mоnfalcone для СССР была заказана постройка серии из трех судов ледового класса «ВЯТКА», «ВОРОНЕЖ» и «ВЛАДИВОСТОК». 1 февраля 1931 года завод передал Совторгфлоту пароход «ВОРОНЕЖ» (строительный № 233). Он имел водоизмещение 2030 т, вместимость 1420 брт, длину 73,00 м, ширину 10,64 м, высоту борта 6,2 м и осадку 3,55 метра. Безопасность судна обеспечивалась пятью водонепроницаемыми переборками. Пароход мог принимать на борт 158 человек, в том числе в каютах 1-го класса – 38 пассажиров, 3-го класса – 120 пассажиров, а также 60 палубных пассажиров. Экипаж 37 человек. Одна вертикальная сдвоенная паровая машина типа «Ленц» мощностью 1100 л.с обеспечивала судну скорость хода в 11 узлов. Дальность плавания 2000 миль. После постройки оно получило высший класс Германского Ллойда.

Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 18 мая 1931 года за № 227 пароход «ВОРОНЕЖ» считался включенным в списки судов Северного Управления Всесоюзного Объединения морского транспорта (ВОМТ). Порт приписки Архангельск. Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 15 ноября 1931 года за № 481 пароход «ВОРОНЕЖ» был с декабря 1931 по апрель 1932 года поставлен на грузопассажирскую линию Мурманского направления.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 9 ноября 1934 года Северное Управление Морского Флота в дальнейшем стало именоваться «Северное Государственное Морское Пароходство» (СГМП). Судно с этого времени также числилось в составе СГМП. В 1935 году на нем установили новые котлы.

Во время «зимней» войны с Финляндией приказом начальника Северного Государственного Морского Сухогрузного и Пассажирского пароходства от 10 декабря 1939 года за № 773 пароход «ВОРОНЕЖ» после окончания оборудования с 13 ноября 1939 года исключался из баланса Севгосморпароходства как переданный другой организации. Приказом Начальника СГМП от 23 января 1941 года за № 48 пароход «ВОРОНЕЖ» считался с 14 декабря 1940 года принятым от СФ по акту от 14 декабря 1940 года и введенным в эксплуатацию для постановки в затон на зимний отстой и ремонт с 17 декабря 1940 года.

В навигацию 1941 года «ВОРОНЕЖ», обслуживал каботажные пассажирские линии по Белому и Баренцеву морям. С первых дней Великой Отечественной войны «ВОРОНЕЖ» был мобилизован, в течение двух недель переоборудован под госпитальное судно и с 29 июля 1941 года включен в Отряд санитарных транспортов Беломорской военной флотилии под названием «ГС-1». Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. Имелась операционная и перевязочная. Медицинский персонал — 4 врача, 12 медсестер и 20 санитаров. В августе 1941 года «ВОРОНЕЖ» и другие пассажирские суда начали вывозить раненых с Карельского фронта в тыловые порты Белого моря, а обратно доставляли воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.

В летнюю навигацию 1942 года интенсивность перевозок в Белом море значительно ослабла. Это объяснялось стабилизацией фронта в Карелии и Заполярье, а также вводом в действие участка железной дороги Обозерская – Беломорск. Санитарные транспорты «ГС-1» и «ГС-2» в охранении тральщика «Т-61» в июне 1942 года совершили только три рейса с ранеными, доставив из Кандалакши 1273 человека. В 1941-1942 гг. «ГС-1» выполнило 20 эвакорейсов в основном по маршруту Кандалакша-Архангельск. Общее количество эвакуированных – 4268 человек, в среднем 213 человек за рейс.

Формально оставаясь до конца войны госпитальным судном, «ГС-1» в 1943, 1944 годах использовался как плавбаза и штабное судно. Расформировано госпитальное судно было 9 января 1945 года. На основании Постановления СНК СССР за № 8422 РС от 7 июля 1946 года, Приказа Командующего БЕМОР СФ за № 0292 от 25 июля 1946 года и Акта приемочной комиссии от 1 августа этого же года, Приказом СГМП от 16 августа 1946 года за № 295 пароход «ВОРОНЕЖ» был принят от Военведа и зачислен в списки судов СГМП с 1 августа 1946 года. Он был поставлен в отстой в ожидании капитального ремонта. В акте приемочной комиссии было записано, что «судно находилось в нерабочем состоянии: механизмы были разобраны, жилые и служебные помещения запущены, системы и электропроводка требуют полной замены».

Пароход «ВОРОНЕЖ» был поставлен на капитальный ремонт. Судовой экипаж во главе с капитаном тов. Глазачевым и старшим механиком Брилиным приложили все усилия к тому, чтобы судно было отремонтировано в срок и на класс Регистра СССР. Оно вышло из ремонта досрочно на 2 дня. Ходовые испытания показали отличную работу механизмов. В дальнейшем первые пять рейсов подтвердили качество произведенного ремонта. 17 мая 1947 года пароход вышел в первый рейс на Мезень. На этой линии он ходил и в последующие годы.

Послевоенные годы на морском транспорте были ознаменованы славными починами моряков. Одной из важнейших была инициатива экипажа парохода «ВОРОНЕЖ». Его машинная команда приняла обязательство довести мощность машины судна до построечной. Это удалось. Если в 1947 году скорость «ВОРОНЕЖ» была 6,6 узла, то в 1948 году уже 8,7, а в 1951 году свыше 11 узлов. Почин экипажа парохода подхватили на судах всех пароходств Советского Союза. По состоянию на 13 мая 1949 года «ВОРОНЕЖ» имел 152 пассажирских места, чистая грузоподъемность 520 т, паровая машина 2-го расширения, мощность построечная 1100 л.с., мощность эксплуатационная 800 л.с., скорость в грузу 9,2 узла, скорость в балласте 9,7 узлов.

В 1950 году пароход работал с 11 мая по 24 октября, совершив 20 рейсов по Мезенской срочной линии, один рейс на несрочной Онежской линии, на несрочной Мезенской линии три рейса, на несрочной Печорской линии один рейс. Однако с годами судно старело. С 5 ноября 1952 года по 30 февраля 1955 года «ВОРОНЕЖ» на судостроительной верфи города Висмар (ГДР) прошел капитальный ремонт и модернизацию. На судне отремонтировали паровую машину. Отопление котлов перевели на мазут. По приходу в Архангельск 29 мая 1955 года пароход был введен в эксплуатацию.

После окончания капитального ремонта водоизмещение «ВОРОНЕЖА» выросло до 2062 тонн (1423 брт), а скорость хода увеличилась до 12 узлов. Судно могло принимать теперь в каютах 1-го класса — 6 человек, 2-го класса — 28 человек, 3-го класса — 70 человек, в каюте «мать и дитя» 4-4 человека и 60 палубных пассажиров. Экипаж-44 человека. Общая вместимость грузовых помещений составляла 646 м куб.

Обновленный «ВОРОНЕЖ» после этого успешно трудился в составе Северного морского пароходства. Порт приписки Архангельск (М-8282). Позывные УНЙУ (UNJU). В январе 1968 года его вывели из эксплуатации, сняли с учета и в дальнейшем разобрали на металлолом.

В статье использованы фотографии из коллекции Бориса Лемачко

Обсуждение этой публикации на форуме Круизник

КРУИЗНИК SOCIAL