Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

90 - ЛЕТИЕ В-УРУ. 2010 год. Встреча выпускников 1962 года. Слева направо: АЛЕКСАНДРОВ Герман Иванович, ЧУРИЛОВ Адий Устинович, НОВОСЁЛОВ Леонид Михайлович, КОТОВ Владимир Александрович ( учился в 1958 -1962 г.г. ), БУЛГАКОВ Станислав Павлович, КРАСИЛЬНИКОВ Алексей Алексеевич, БРИЛЛИАНТОВ Михаил Алексеевич ( учился в 1958 - 1962 годах).
В.А.КОТОВ и М.А. БРИЛЛИАНТОВ поступили в училище в 1958 году уже без военной подготовки, поэтому обучались на год меньше, чем остальные выпускники 1962 года на фото.


Районная газета "Советская мысль" от 5 ноября 2010 года. Рассказывает В.Н. КУЗНЕЦОВ - преподаватель судомеханических дисциплин.

"МОИ ВОСПОМИНАНИЯ СВЕТЛЫ И ИНТЕРЕСНЫ."


Группа Ш - 6 С - такая группа была единственная в Велико-Устюгском речном училище. А мы, 30 ребят из различных концов нашей страны, но больше всего все же из Вологодской области, в основном 1940 года рождения, после окончания 10 классов в 1958 году поступили в училище.

Что нас объединяло в этом выборе ? Практически ни у кого из нас не было отцов - они погибли на фронте, и надо было как можно быстрей, а главное, самостоятельно становиться на ноги.
Меня лично, но, я думаю, и многих других, привлекало то, что сразу давалось две специальности: судоводителя и механика.
Были и другие привлекательные обстоятельства - это военная кафедра, питание, обмундирование, общежитие. А главное, хотелось побродить по свету, посмотреть мир, так как в душе, особенно в нашей группе, все были романтики, были молоды, любили жизнь. И как показала эта жизнь в речном училище, это все мы получили с лихвой.
1958 год. В начале августа мы сдавали экзамены: русский - сочинение и математику ( устно и письменно ). Проходной балл - 12. Собеседование в училище проводил начальник училища Сергей Николаевич ЛОБАНЦЕВ, только что принявший под свое командование училище.
А классным руководителем нашей группы был назначен бывший начальник училища Иван Федорович ИСАКОВ, которого мы очень уважали за его заботу и человечность. И мы с ним, надев форму, 1 сентября пошли на первую групповую практику на легендарный пароход "ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ".
Это был самый сильный пароход на Северной Двине мощностью 540 лошадиных сил с паровой машиной трехкратного расширения и очень большой трубой. Мы жили в корме рядом с кочегарами, несли вахты в рубке и на палубе, принимали участие во всех судовых работах: приборках, швартовках. До 12 барж брал на буксир этот пароход. Капитаном на пароходе "ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ" был М.Я. БРЮХОВ - орденоносец, лучший судоводитель Северного речного пароходства.


Изображение

Буксирный пароход "ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ" на Северной Двине. Изначально - "МУРМАН". Период работы - 1906 - 1967 годы.

Ровно через год, в 1959 году мы снова 1 сентября пошли на месяц на групповую практику на пароход "ДМИТРИЙ ФУРМАНОВ". Но все пароходы уже перешли на мазут и работа на судах значительно облегчилась. Нас уже не посылали "пить чай на клотик", "точить якоря", "подавать пар на кнехты" и т.д. В основном мы водили плоты. Капитаном был назначен выпускник В-УРУ Петр Иванович МАРЬИНСКИЙ.
Первый год мы жили в общежитии в переулке Шилова ( сейчас это художественная школа ) вместе с двумя группами первого курса Ш - 11 и Ш - 12. Старшиной роты был назначен Николай СМИРНОВ, а старшиной группы - Анатолий МЕРКУШЕВ с 3 курса, которых мы уважали и слушались.
Командиром роты у нас был только что назначенный старший лейтенант Н.А. ТОЛОКАНОВ. Это был высокий, сильный человек с командирским голосом, за что мы его сильно уважали и всегда старались, чтобы наша рота выглядела лучше других - хорошо ходила строем и громче всех пела песни на прогулках по улицам вечернего Устюга и на строевых занятиях.
А запевалы у нас в группе были что надо: Юрий ЮНИКОВ, Саша ОСКОЛКОВ, Игорь ЧЕКАШИН, а песни пели такие, как "Эсминец", "На корабле у борта" и они до сих пор остались в памяти.
"Душой коллектива" был комендант общежития - парашютист, краснощекий здоровяк, вечно улыбающийся Алексей Александрович ШАРОВ. Может и доставалось от него ребятам первого курса, так, к примеру, будущий генерал-лейтенант Леонид ШИВДЯКОВ при встрече жаловался, что часто чистил гальюн, но с нами Алексей Александрович всегда был на равных.


Изображение

Комендант Алексей Александрович ШАРОВ.

И еще одного работника, а точнее, медработника, мы уважали - это Виктора Александровича РАТНИКОВА, который многих ребят приобщал к купанию зимой в проруби. Самым активным "моржом" в нашей группе был Толя ШЕПЕТКИН.
Нас приняли сразу же на 3-й курс, поэтому никаких общеобразовательных дисциплин мы в училище не проходили, а изучали только специальные предметы. Была два раза групповая, месячная практика на пароходах СРП, столярная практика в своих мастерских, где делали столы и табуретки, плотницкая практика в подшефном колхозе в деревне Красавино, где наша группа срубила сушилку для зерна и гараж.
Слесарная практика проводилась в ГПТУ № 4, т.к. своей базы в это время в училище еще не было. Практика проводилась летом после первого года обучения. Это было самое хорошее время учебы в училище.
Самая большая благодарность училищу, что научило нас работать руками !
После второго и 3 года учебы - практика в штатной должности рулевых-мотористов. Мы старались попасть на ГТ - грузовые теплоходы, чтобы подзаработать при погрузке и выгрузке груза, особенно весной при завозке грузов в боковые реки. А летом возили пиломатериалы из Сыктывкара в Архангельск. Эта практика в 1960 и 1961 годах так подготовила нас, что после окончания училища мы не боялись взять штурвал в свои руки, а тем более были на "ты" с судовыми механизмами.
Основными нашими предметами были черчение, техническая механика, технология металлов, лоция, судовождение и, конечно, судовые двигатели внутреннего сгорания.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение


Грузовые теплоходы Сухонского пароходства. Порт Вологда.

Районная газета "Советская мысль" от 5 ноября 2010 года. Рассказывает В.Н. КУЗНЕЦОВ - преподаватель судомеханических дисциплин.

"МОИ ВОСПОМИНАНИЯ СВЕТЛЫ И ИНТЕРЕСНЫ." окончание.


Для подготовки судоводителей в училище никаких проблем не было: речное судовождение и лоцию давал И.С. ГОРЯЧЕВКИЙ, морское судовождение - начальник отделения А.Т. МАЛЕЕВ, черчение - И.З. ШИПИЦЫН, экономику - П.И. КОЛПАКОВ, коммерцию - А.Н. ГЛАДЫШЕВ.
Это были специалисты высокого класса, но для подготовки механиков в училище кроме двигателя 306 в кабинете 113 не было ничего. С этой целью специально был приглашен молодой выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта Эдуард Иванович ЧАЧИН. Скромный, уравновешенный, он делал все, чтобы из нас получились механики. И мы старались - учились без троек. Приглашались специалисты и с судоремонтного завода: техническую термодинамику нам давал Н.А. ЕФРЕМОВ, главный технолог завода, техническую механику - Г.А. ВАСИЛЬЕВ. Любимцем "всех времен и народов" был Леонид Николаевич ТУШИН, преподаватель физкультуры. Активным участником художественной самодеятельности из нашей группы был Веня ШИРЯЕВ, он окончил музыкальную школу и очень хорошо играл на баяне. А лучше Геннадия МИТЯНИНА никто не плясал "яблочко".
Юрий ЮНИКОВ был самый сильный, гирями баловался, а команды волейболистов и баскетболистов ( лидеры Ю. КУРБАТОВ, А.ДЕДКОВ, А. БАРЯЕВ ) занимали призовые места, а Санька РУБАН лучше всех прыгал.
Время учебы в училище пролетело очень быстро, весело и беззаботно. Учились мы хорошо, практически без двоек, дисциплины не нарушали, и на нас смотрели как уже на взрослых. Ну а как велико-устюгские девушки ? Они, наверное, были не против нас. Три года разницы по сравнению с курсантами первого курса, серьезные намерения, и как следствие - всех нас быстро прибрали. Я лично попался после второго увольнения.
И это надо было только видеть, как из разных концов города за 5 - 10 минут до отбоя бежали курсанты, чтобы успеть вовремя из увольнения. А самоволки ? Ну у кого их не бывало !
1962 год. 14 марта. 28 выпускников группы Ш-6с впервые получили дипломы с совмещением профессий. Мы разлетелись по разным уголкам нашей Родины, увозя с собой частичку из жизни, равную 4-м годам в Велико-Устюгском речном училище, и мечту стоять на капитанском мостике. Как показала жизнь, большинство уже через 3 - 4 года работали капитанами и механиками. Многие окончили институты, но остались верны флоту.
И в заключение можно сказать, что если бы было можно прожить свою жизнь заново, то я бы, да, наверное, и многие из моих однокурсников, выбрали бы ее снова. Ведь нет ничего выше достижения своей юношеской мечты.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

В № 15 за 2013 год издания "МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ" выпускник Велико-Устюгского речного училища 1962 года, капитан дальнего плавания, член Президиума Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ Станислав Павлович БУЛГАКОВ опубликовал под рубрикой "МАЛАЯ РОДИНА" исторический очерк "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ и УСТЮЖАНЕ" . О городе на берегу Сухоны, его жителях и о речном училище, давшем путевку в жизнь тысячам молодых талантливых людей.

В последние годы мы слышим о Великом Устюге только как о красиво придуманной родине Деда Мороза. Сказка красивая, но не более того. А ведь немало поэтических строк не так давно посвящалось этому небольшому ныне городу на севере России на древней поморской земле, расположенному на берегу реки Сухоны в четырех километрах от места ее слияния с рекой Юг.
Город покоряет богатейшим историческим и культурным наследием, своеобразным укладом исконно русской жизни. Город славен и своими жителями, имени многих известны не только в нашей стране. Свыше 15 географических пунктов на различных картах мира носят имена устюжан.
Сегодня время вспомнить историю и этого славного города, да и познакомить с одним из устюжан, нашим современником. Волею случая и судьбы часть жизненного пути автора прошла в Великом Устюге и связана с учебой в речном училище.


ГОРОД.

С незапамятных времен у слияния двух уже упомянутых северных рек известны два города, две крепости. Гледен - на высоком правом берегу Сухоны ( год основания точно не установлен, равно как не установлено происхождение его названия) и Устюг - в излучине левого берега Сухоны близ устья реки Юг ( вероятно, отсюда и произошло его название - Устье Юга ). Официальная историография основание города относит к 1147 году ( как и Москвы ). Многие исследователи считают, что город имеет более древнюю историю. Особенностью Устюга являлось наличие в нем двух крепостей: Городища и Большого Острога. Городище имело 6 башен и стены длиной 639 метров. Большой Острог имел 13 башен и стены длиной 2777 метров ( как у Московского Кремля). До сих пор с правого берега Сухоны, где когда-то был Гледен, открывается необычайно величественный и завораживающий вид на Устюг и его окрестности..
Гледен, бывший главным военным укреплением, подвергался постоянно жестоким нападениям. Источники утверждают, что он был окончательно разрушен и уничтожен вятичами в 1438 году. В настоящее время там лишь руины Троице-Гледенского монастыря с потрясающим по красоте и мастерству исполнения иконостасом в остатках Троицкого собора.


Устюгу была предназначена другая судьба. В 1207 году ростовский князь Всеволод Большое Гнездо передал город в удел своему сыну Константину. В 14 веке Устюжский край переходит в подчинение московских князей и становится главной отправной точкой для завоевания северо-восточных земель Урала и Сибири. Огромную роль Устюг играл в христианской колонизации края. Уже в 13 веке около города было три монастыря: Троице-Гледенский, Михайло- Архангельский и Иоанно-Предтеченский. При поддержке великого князя Дмитрия Иоанновича устюжанин Стефан Пермский проповедовал христианство зырянам ( коми ). Канонизирован в 1547 году. Стефан разработал для зырян азбуку и перевел на этот язык часть богослужебных книг. Отметим, что в 14 веке на Руси признавали великими святителями лишь трех человек - Сергия Радонежского, Стефана Пермского и Алексия, митрополита Руси. Благодаря подвижническому труду Стефана Пермского Москва без войны мирно присоединила территорию, равную 14 современным Бельгиям. При учреждении Пермской епархии Стефан был назначен ее первым епископом.

Изображение

Река Сухона в городе Тотьма.

При учреждении "государева удела" ( собственность царской семьи ) Иван Грозный включил город в число опричных городов и с конца 16 века Устюг стал официально называться Устюгом Великим и вошел в число пяти наиболее крупных городов России. Титул "Великий" у нас имеют четыре города: Великий Новгород, Великий Устюг, Ростов Великий и Великие Луки.
Со второй четверти 17 века основополагающее значение для развития города имели регулярные торговые отношения с иностранными купцами, особенно с англичанами и голландцами через Белое море, и торговля с Сибирью.
Важнейшие торговые пути из Москвы к Белому морю, в Зауралье и в Сибирь проходили через Устюг. Устюжский рынок был переполнен заморскими комиссионерами. Значительное число купцов Устюга Великого входило в так называемую гостевую сотню. Эта привилегированная корпорация русского купечества имела наиболее крупные состояния: БОСЫЕ, ГУСЕЛЬНИКОВЫ, УСОВЫ -ГРУДЦЫНЫ, РЕВЯКИНЫ и другие.
В этот период Великий Устюг занимал 6 место из 15 наиболее крупных городов России по торгово-экономическому значению. С 1682 года, в течение более 100 лет, Великий Устюг являлся главным городом обширного Поморского края. Поморье тогда включало земли по берегам Белого моря, Онежского озера, бассейнов рек Сухоны, Северной Двины, Онеги, Вычегды, Мезени, Печоры и простиралось до Уральского хребта.
Торговые связи города охватывали огромнейшую территорию от Архангельска ( основан в 1584 году, до 1613 года назывался Новохолмогоры) до Астрахани, от Санкт-Петербурга до Камчатки и китайской Кяхты.
Устюжане ходили за пушниной на Алеутские острова и на северо-западное побережье Северной Америки. Устюжанин В. ШИЛОВ составил первую карту Алеутских островов, за которую был награжден лично Екатериной Второй золотой медалью. Устюжанин В.АТЛАСОВ дошел до Камчатки , составил описание этой земли, обычаев камчадалов, сообщил первые сведения о Курильских островах, Японии, Аляске. После его экспедиции Камчатка стала частью Российского государства.
Устюжанин Семен ДЕЖНЕВ открыл пролив между Азией и Америкой. Умер в Москве, но место захоронения утеряно.
Устюжанин Ерофей ХАБАРОВ осваивал Дальний Восток. Целый край носит его имя - Хабаровский.
Среди великих устюжан Влас БИБИКОВ - участник первой дипломатической миссии в Японию, за что был удостоен золотой медали.
Иван БАХОВ - исследователь Берингова и Восточно-Сибирского морей;
Николай КОРОБИЦЫН - участник кругосветного плавания на "НЕВЕ" под командованием Ю.В. ЛИСЯНСКОГО;
Михаил НЕВОДЧИКОВ - участник походов на Курильские и Алеутские острова;
Дмитрий ПОЛУТОВ - промышленник-мореход, осваивал южные и восточные берега Аляски;
Много еще других славных имен в этой плеяде. Первым директором крупнейшей тогда и известнейшей до сих пор Российско-Американской компании, во владения которой входили Алеутские, Курильские и другие острова северной части Тихого океана, включая Аляску, был устюжанин М.М. БУЛДАКОВ.
Первый на Руси Христа ради юродивый Прокопий Праведный также был в Устюге ( преставился в 1303 году, канонизирован в 1547-м ).
Славились устюжские иконописцы, ювелиры, кузнецы, каменотесы и другие умельцы. Мастерство их было настолько высоким, что они вызывались в Москву для выполнения заказов царского двора.
С 1682 года, в течение длительного времени, Устюг Великий являлся главным городом епархии Великоустюжской и Тотемской. За это время устюжскую кафедру занимали 12 епископов и архиепископов. Почти все городские храмы оделись в камень, отличались разнообразием архитектурных форм, благолепием и богатством.
В Петровскую эпоху лучшие устюжские мастера направлялись строить новый город на Неве. В 1780 году высочайше был утвержден герб Великого Устюга, а в 1804 году - генеральный план развития города.
В 1874 году в городе появился телеграф. Росло число учебных заведений, библиотек, был открыт первый музей, отмечено 700-летие древнейшего на Севере Михайло-Архангельского монастыря.
Предприимчивые устюжане имели фирменные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ирбите, Харькове и других крупных городах России.
ХХ век - достаточно противоречивый и сложный период в истории города. Революция, борьба с интервентами, национализация. В боях за Великую Победу 11 устюжан получили высокое звание Героя Советского Союза. После войны было возрождено более 10 крупных предприятий местного и республиканского значения, продукция которых была известна не только в нашей стране, но и за ее пределами.
В 1986 году город был включен в список исторических городов союзного значения. Краеведческий музей получил статус музея-заповедника, где хранится более 100 тысяч уникальнейших экспонатов. Гордость музея - это коллекция иконописи, изделий местных художественных промыслов, нумизматики.


Изображение

Памятник Семену ДЕЖНЕВУ в Великом Устюге.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Великий Устюг. Сухона.


В № 15 за 2013 год издания "МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ" выпускник Велико-Устюгского речного училища 1962 года, капитан дальнего плавания, член Президиума Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ Станислав Павлович БУЛГАКОВ опубликовал под рубрикой "МАЛАЯ РОДИНА" исторический очерк "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ и УСТЮЖАНЕ" . О городе на берегу Сухоны, его жителях и о речном училище, давшем путевку в жизнь тысячам молодых талантливых людей.



ГОРОЖАНЕ.

Среди известных людей города и его окрестностей того периода - Герой Советского Союза, адмирал флота Советского Союза, командующий флотом Советского Союза Н.Г. КУЗНЕЦОВ, Герои Социалистического Труда С.Я. БАНИН, Н.В. НЕЖДАНОВ, П.В. КОРЕЛИН, Герои России- летчик-испытатель В.А. ЛАГИНОВСКИЙ, матрос-подводник С.А. ПРЕМИНИН, который ценой своей жизни заглушил реактор на аварийном атомоходе у берегов Америки.
Последние десятилетия город, как и вся страна, живет особенно трудно. Закрыты или прекратили свою деятельность практически все промышленные предприятия, уничтожена традиционная для города инфраструктура водного транспорта.
С 1920 года с судьбой города тесно связана и судьба Велико-Устюгского речного училища, одного из старейших учебных заведений водного транспорта в нашей стране. Вначале это профессионально-техническая школа судоводителей, затем Северо-Двинский рабочий техникум водного транспорта. С 1933 года - Велико-Устюгский политехнический техникум, с 1947 года речное училище. В 2000 году ему было присвоено имя Зосимы Алексеевича ШАШКОВА, наркома, затем министра морского и речного флота СССР, одного из первых выпускников училища. З.А. ШАШКОВ известен не только своим профессионализмом и созданием могучего речного флота страны, но и личным мужеством. В его архиве была обнаружена копия письма, отправленного им И.СТАЛИНУ, где, в частности, было указано, что "результаты водного транспорта могли быть значительно лучшими, если бы приход в Наркомвод т. ЕЖОВА был подкреплен его действительно активной работой по руководству Наркоматом... Я учитываю загрузку т. ЕЖОВА и не требую постоянного его пребывания в стенах Наркомата, но дальше мириться с таким положением нельзя".
А ведь ЕЖОВ в то время был не только главой Наркомвода, но и членом Политбюро ЦК ВКП (б), секретарем ЦК , председателем Комиссии партийного контроля и считался ближайшим соратником И.СТАЛИНА. Трудно представить, что кто-либо другой смог бы отважиться на такой поступок тогда, да и сейчас тоже.
За свою 90-летнюю историю в училище было подготовлено более 14 тысяч высококлассных специалистов. Среди них Герои Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий, академики, профессора, доктора и кандидаты наук, капитаны дальнего плавания и капитаны крупнейших судов внутреннего плавания.
Сегодня хотелось бы познакомить читателя газеты подробнее с одним из выпускников училища, устюжанином, нашим современником.
Энгельс Александрович ГАГАРСКИЙ, начальник Центра транспортной координации и транспортно-технологических систем ОАО "Союзморниипроект", окончил эксплуатационное отделение нашего речного училища в 1951 году с отличием. Во всем облике Энгельса Александровича сквозит присущая поморам основательность. Высокий, статный, всегда излучает доброту, силу, уверенность. Про таких в народе говорят: "ладно скроен, крепко сшит". Надень на него вместо современного костюма ферязь ( длинный кафтан из бархата, атласа или сукна), вдень в запону адамант ( алмаз ), и перед Вами будет удалой дюжий молодец из старинных поморских сказаний с удивительной просинью глаз, хитроватой и подкупающей улыбкой. ГАГАРСКИЙ после окончания училища поступил на факультет коммерческой эксплуатации Московского транспортно-экономического института, где готовили специалистов для работы на предприятиях морского и речного флота. В 1956 году институт был окончен с отличием. Как сталинский стипендиат ГАГАРСКИЙ мог остаться на кафедре института или поступить в аспирантуру. Но он выбрал другой путь и уехал на Дальний Восток, где начал свою трудовую деятельность с должности старшего инженера Хабаровского речного порта и вскоре дошел до начальника Нового порта.


Изображение

Энгельс Александрович ГАГАРСКИЙ.

В 1959 году он поступил в аспирантуру Института комплексных транспортных проблем Академии наук СССР. В числе научных руководителей молодого аспиранта - член-корреспондент АН СССР В.В. ЗВОНКОВ, создатель АСУ на транспорте, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР А.П. ПЕТРОВ.
В качестве научной работы аспирант ГАГАРСКИЙ взял на себя разрешение сложных проблем, касающихся рационализации перевозок лесных грузов в комплексном взаимодействии различных видов транспорта. Что в дальнейшем и определило его путь в науке как основоположника теоретического обоснования и практической реализации прогрессивных транспортно-технологических систем на базе типоразмерных модулей массы и величины.
В 1963 году кандидат технических наук Э.А. ГАГАРСКИЙ был приглашен на работу в головной институт Министерства морского флота СССР - Союзморнииипроект, где продолжает работать и в настоящее время.
Вскоре научные разработки молодого ученого были оценены руководством Минморфлота, и ему была поручена работа по их практической реализации. В результате было произведено обновление состава морских транспортных судов - лесовозов, контейнеровозов, паромов, способных перевозить и обрабатывать грузы в пакетах, блокпакетах и контейнерах международного стандарта. Уже в 1984 году объем перевозок лесных грузов в пакетах и блокпакетах превысил 35 млн. кубических метров. За счет чего была достигнута экономия в размере более 70 млн. рублей ( в современных ценах это порядка 14 млрд. рублей ). Пропускная способность причалов и производительность труда портовых рабочих выросли в 2 раза. На ВДНХ СССР в 1985 году в разделе "В авангарде научно-технического прогресса" были отмечены заслуги сотрудника Союзморниипроекта Э.А. ГАГАРСКОГО.
Новые технологии не обошли стороной такие крупные предприятия, как "Вологдалеспром", трест "Устюглес" и другие, где Э.А. ГАГАРСКИЙ организовывал и проводил школы-семинары и выступал как автор этих мероприятий. Фактически Э.А. ГАГАРСКИМ была создана головная организация в СССР в виде отделения прогрессивных транспортно-технологических систем Союзморниипроекта, которое он возглавил и которое определяло технологическую политику не только Министерства морского флота СССР, но и всего транспортного комплекса страны. Работы выполнялись в алгоритме "замысел-внедрение", или, как принято говорить теперь, "работа под ключ".
В монографии "Морской транспорт СССР ( к 60-летию отрасли)" под общей редакцией министра морского флота СССР Т.Б. ГУЖЕНКО отмечены заслуги Э.А. ГАГАРСКОГО в развитии и совершенствовании прогрессивных транспортно-технологических систем. За разработку этих систем Э.А. ГАГАРСКИЙ получил авторские свидетельства на изобретения и был награжден золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время Энгельс Александрович ГАГАРСКИЙ занимается созданием и развитием транспортных технологий новейших поколений, которые рассматриваются как прорывные технологии на только на транспорте, но и в целом для подъема экономики всей страны.
Так, в частности, в одной из последних монографий Э.А. ГАГАРСКОГО "Логистическое обоснование и разработка прогрессивных ТТС на базе оптимальных модулей массы и величины" предложен для внедрения комплекс взаимоувязанных факторов транспортного процесса по доставке грузов в укрупненных грузовых единицах ( УГЕ )как внутри страны, так и в экспортно-импортных смешанных и комбинированных сообщениях.


Изображение

Контейнеровоз Северного морского пароходства "ХОЛМОГОРЫ" был построен в Германии в 1995 году. Может перевозить до 370 контейнеров. Дедвейт 4830 тонн, длина 99,68 м, ширина - 16,9 м, осадка 5,93 м, мощность главного двигателя 2940 квт, скорость 14,5 узлов, экипаж - 10 человек.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня Э.А. ГАГАРСКИЙ считает необходимость научного обеспечения комплексного взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах с учетом привлечения транзитных грузов на международные транспортные коридоры ( МТК ), участки которых проходят через нашу страну. Это позволит России получить значительный экономический эффект и усовершенствовать транспортную инфраструктуру страны.
В рамках газетного очерка не представляется возможным ознакомить читателей со всеми аспектами научной деятельности Энгельса Александровича. Отметим лишь, что в вышедшей в 2008 году энциклопедии "Судостроение России" наряду с другими крупными и известными учеными, конструкторами, государственными деятелями указаны два выпускника Велико-Устюгского речного училища - нарком ( министр ) морского и речного флота СССР Зосима Алексеевич ШАШКОВ и доктор технических наук, профессор, академик Энгельс Александрович ГАГАРСКИЙ. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат премии академика В.В. ЗВОНКОВА, лучший изобретатель морского флота СССР, автор 7 монографий, 135 научных трудов, 26 государственных стандартов и нормативных актов, 13 патентов и авторских свидетельств, почетный работник морского флота СССР, почетный работник транспорта России.
Исходя из научно-прикладных разработок Э.А. ГАГАРСКОГО, Высшей аттестационной комиссией России ( ВАК ) введена новая специальность в области эксплуатации транспорта 05.22.01 - "Транспортные и транспортно- технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте".
Два года назад ( 2011 год) научная общественность, коллеги, друзья и близкие Энгельса Александровича поздравили его с 80-летним юбилеем, пожелали долгих лет жизни, здоровья и дальнейших научных успехов.
По жизни это всегда доброжелательный и доступный человек. Отличный и надежный товарищ, внимательный наставник, обаятельный и остроумный собеседник. ВЕликий патриот своей малой родины, нашей страны и своей альма-матер - Велико-Устюгского речного училища....


Изображение

Теплоход "ГЕРОЙ ПРЕМИНИН" назван в честь выпускника Велико-Устюгского ГПТУ-4 речного флота, совершившего подвиг на терпящем бедствие атомоходе.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Выпускник 1962 года Станислав Павлович БУЛГАКОВ выступает перед строем курсантов первого курса. 2017 год. Церемония вручения для хранения в музее В-УРУ ордена Ленина, которым был награжден капитан И.А. ТРЕТНИКОВ, выпускник речного техникума 1935 года. ( Об этом капитане Вятского речного пароходства уже рассказывалось ). Орден передал училищу сын И.А. ТРЕТНИКОВА - Г.И. ТРЕТНИКОВ.

Изображение

Изображение

Изображение

Курсанты первого курса ( 2017 год ) с выпускниками училища 1962 года после процедуры передачи ордена Ленина, которым был награжден капитан Вятского пароходства И.А. ТРЕТНИКОВ, в музей училища. Во втором ряду слева пятый - сын И.А. ТРЕТНИКОВА Герман Иванович ТРЕТНИКОВ.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

ОНИ УЧИЛИСЬ в В-УРУ. Капитан теплохода "ЗАРЯ - 66" Н.Е. ЕРЖЕНИНОВ и курсант Владимир МАРТЫНОВ.


Изображение

Теплоходы "ЗАРЯ" на Сухоне.

"Водный транспорт" от 21 октября 1973 года. ЭКИПАЖ ДРУЖНЫХ.

Теплоход "ЗАРЯ" отходит от пристани Великий Устюг и берет курс на Котлас. Его ведет капитан Северного речного пароходства Николай Егорович ЕРЖЕНИНОВ. Потомственный северянин, житель Котласа, он еще в 1943 году совсем мальчишкой пришел на грузопассажирский пароход "ФРУНЗЕ". Нелегкие это были годы. Пароход был колесный, работал на дровах, времени на отдых не было -шла война. Плавсостава на хватало, и уже спустя год стал Николай ЕРЖЕНИНОВ третьим помощником капитана. Зимой учился в Велико-Устюгском речном училище, летом плавал.
А в 1956 году был назначен капитаном парохода "А.Г. ВОЛЖИН". Потом были "СОЛЬВЫЧЕГОДСК", "САТУРН", "КАВКАЗ"... А три года назад перешел он на скоростной флот и стал капитаном "ЗАРИ - 66".
Теплоход проходит мимо устья реки Юг. Внимательно наблюдает за действиями капитана рулевой-моторист Владимир МАРТЫНОВ.
В отличие от своего наставника вырос он в тех местах Московской области, где самой большой водной артерией была узенькая речка Клязьма. О том, что в Великом Устюге есть речное училище, Владимир узнал из объявления в газете. Так стал паренек из Подмосковья курсантом речного училища. Здесь ему рассказали о том, что оно одно из старейших в стране, основано в 1920 году, что из устюжан вышли такие смелые мореходы, как Семен ДЕЖНЕВ, Владимир АТЛАСОВ, Ерофей ХАБАРОВ. А главное - полюбились ему северные реки, их строгий характер.


В. ДЬЯКОНОВ. С. ЧАПЛИН.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 авг 2020, 03:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

В 2015 году Велико-Устюгскому речному училищу исполнилось 95 лет. В связи с этим знаковым событием в учебном заведении был подготовлен и вышел буклет, рассказывающий об Филиале ФГБОУ В-УРУ им. З.А. ШАШКОВА, как с 2007 года называется училище. В буклете 47 страниц, повествующих о разных этапах работы школы-техникума-училища в мирные годы и в годы военного лихолетья.
Во все времена старейшее среднее специальное учебное заведение на высоком берегу живописной и прекрасной Сухоны выпускало для рек Севера высококвалифицированных специалистов, тех, кто трудился на речных судах, в структурах обеспечения пути для флота, в портах и на пристанях, судоремонтных и судостроительных предприятиях не только Северного бассейна. Выпускников -специалистов из Великого Устюга знали и ценили в Карелии и на Волге, на реках Сибири и Дальнего Востока, как на речном флоте, так и в других отраслях народного хозяйства страны.


Изображение

Данный буклет - дарственный: от начальника/ директора училища в 1989 -2014 г.г. Н.А. БРИТВИНА выпускнику 1962 года С.П. БУЛГАКОВУ.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 авг 2020, 03:16, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Далее буклет содержит фотографии всех руководителей техникума/ училища за весь период существования учебного заведения и рассказ о З.А. ШАШКОВЕ- материал, который уже имеется в нашей теме. Краткая историческая справка. "Марш Шашковцев". "Курсантский марш", "Яловая походная". Все эти работы - творчество руководителя художественной самодеятельности училища Н.В. ГОЛОВАЦКОЙ.

Изображение

Бюст З.А. ШАШКОВА на входе в учебный корпус училища.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Преподаватели училища при встрече курсантов 1 курса из шлюпочного похода.

Изображение

Буклет в честь 95-летия В-УРУ. 2015 год. УЧИЛИЩЕ СЕГОДНЯ.

В перестроечные годы по крупицам формировался новый коллектив училища, как преподавательский состав, так и административно-хозяйственный. Сегодня педагогический коллектив обладает большой трудовой сплоченностью и организованностью, имеет значительные творческие способности. Высшую и первую квалификационную категории имеет 21 преподаватель, что составляет 60 % от общего числа педагогов. Более половины педагогических работников награждены нагрудными знаками "Отличник речного флота", "Почетный работник речного транспорта" и имеют благодарность Министерства транспорта РФ, благодарности и грамоты губернатора Вологодской области, главы Велико-Устюгского муниципального района.
Постоянно обновляется материальная база, именно она создает оптимальные условия преподавателям для организации результативного образовательного процесса.
За период с 2008 года по настоящее время филиал принимает участие в областных олимпиадах: по экономике курсанты заняли 1 и 2 места среди ССУЗов Вологодской области. ВО Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" курсант А. ДОЛГИН занял 1 место в практическом туре. В областной олимпиаде по математике вновь 1-е место. В областном конкурсе среди студенческих общежитий "Дом, в котором мы живем", филиал занял 1-е место в номинации "Лучшая организация спортивной деятельности в общежитии".
Библиотека училища значительно пополняется учебниками нового поколения, периодическими изданиями, развивается компьютерная база. Приобретены интерактивные доски, мультимедийные проекторы, сканеры, функционирует сеть Интернет.
Наиболее продуктивной формой, получившей широкое распространение в учебной деятельности, являются тренажеры, базирующиеся на применении персонально-вычислительных машин. Создан учебно-тренажерный центр. Проводится подготовка не только курсантов, но и переподготовка капитанов и механиков речных судов. Для проведения учебно-производственных практик используется четыре учебных судна, а теплоход "ЗАРЯ" переоборудован в судоводительский класс ( тренажер), где заново установлено современное электро-навигационное оборудование.
Для занятий по шлюпочно-такелажной практике закуплено 4 новых шестивесельных яла. Традиционно весь первый курс ходит в шлюпочные походы, их маршруты : Великий Устюг - Вологда - 530 километров, Великий Устюг - Архангельск - 700 километров, Великий Устюг - Сыктывкар - 500 километров, Великий Устюг - Двинской Березник - 360 километров. Проводим целевые походы на родину наших земляков - устюжан Зосимы Алексеевича ШАШКОВА, Николая Герасимовича КУЗНЕЦОВА.
На протяжении многих лет училище сотрудничает с 14 судоходными компаниями, ставшими социально-стратегическими партнерами . С каждым годом увеличивается количество заявок от судовладельцев на практикантов и выпускников. Это добрый показатель выверенности, приоритетов коллектива и оценка профессиональной подготовки выпускников.
Выпускники В-УРУ работают в судоходных компаниях Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Череповца, Москвы, Ростова-на Дону, Нижнего Новгорода, Астрахани, Самары, Перми, Тюмени, Салехарда, Дудинки, Сургута, Красноярска, Якутска, Тикси, Нижнеянска, Черского. И конечно же, в Котласе, Архангельске, Вологде, Сыктывкаре.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

БУКЛЕТ 1920 - 2015. УЧИЛИЩУ 95 ЛЕТ.

Изображение

Педагоги строевого отдела училища.

Немаловажную роль в обучении курсантов играет высокий уровень их социальной защищенности, гарантированное образование на бюджетной основе, обеспечение бесплатным проживанием в общежитии, трехразовым питанием, обмундированием, медицинским обслуживанием. В настоящее время в филиале успешно обучаются дети из малообеспеченных семей, а также сироты. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, формированию у учащихся гордости за свое учебное заведение, любви к флоту, своей специальности, уважения к форменной одежде. Центром патриотического воспитания является музей училища.
Выпускниками 1981 года в городе Санкт-Петербурге было изготовлено знамя училища. Организатором и исполнителем был выпускник В. ШИШОВ. А выпускник училища 1989 года Сергей ЗАВЬЯЛОВ заказал и подарил училищу девять флагштоков, которые установлены у здания училища и общежития.
Они символизируют флагами: России, Министерства транспорта РФ, агентства морского и речного флота, государственной академии водного транспорта, речного училища имени Зосимы ШАШКОВА, герб города Великий Устюг.
Множество подарков и памятных сувениров, подаренных выпускниками разных лет говорят об огромном уважении к учебному заведению, где прошла их юность, где получили они знания, путевку в самостоятельную жизнь.


Изображение

Р.С. ДЕРНОВА - 1-й заместитель по учебной работе. А.И. ДЕЖНЕВ - начальник ОРСО.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость