Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА". В ТРУДНЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ.


Изображение

Котлас 1940-х годов.

В день начала войны по телефонным проводам был отдан необычный приказ командам речных судов немедленно прекратить рейсы и следовать на судоремонтные заводы. Такой приказ получили капитаны судов идущих по Днепру, Припяти, Свири, Неве, Оке. Этим судам через несколько дней предстояли стать военными кораблями, сторожевиками, тральщиками, канонерскими лодками, санитарными судами...
В первые дни войны добровольцами ушли на фронт тысячи речников. Уже 25 июня 1941 года Нарком речного флота З.А. ШАШКОВ принял решение о перераспределении работников, оставшихся в составе речного транспорта. 7 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил Наркомречфлоту перевести с трехсменной на двухсменную вахту команды всех судов...
Одновременно все судоремонтные заводы переключились на выпуск военной продукции: мин, снарядов, ручных гранат и другого вооружения. Переводом отрасли на военный лад руководил лично Нарком речного флота З.А. ШАШКОВ.
Весной 1942 года З.А. ШАШКОВ был командирован в Сталинград и Астрахань для координации действий моряков, речников и нефтяников по вывозу нефтепродуктов из Астрахани. Командировка продолжалась почти пять месяцев. Ответственность была огромной. Несмотря на постоянные бомбардировки и обстрелы, волжские суда доставляли грузы для фронта. Завершая навигацию, волжский нефтеналивной флот был отправлен на зимовку в город Гурьев на Каспии.
"Мне было поручено новое задание ГКО, - вспоминал З.А. ШАШКОВ, - оно было связано с подготовкой канала Москва - Волга, а также обеспечением бесперебойной работы ладожского флота по завозу грузов в блокадный Ленинград."
Заслуги речного транспорта были высоко оценены государством. В сентябре 1943 года Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 1320 речников. Среди них орденом Ленина был удостоен и Нарком речного флота З.А. ШАШКОВ.


Изображение

Нарком речного флота СССР З.А. ШАШКОВ в годы войны.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА". ГОДЫ СОЗИДАНИЯ.

Изображение

Министр морского и речного флота СССР ( 1953 -1954 ) З.А. ШАШКОВ на борту морского судна.

Послевоенные годы в жизни Зосимы Алексеевича ШАШКОВА - это годы созидания. Планировалось увеличение грузооборота речного транспорта на 38 процентов по сравнению с довоенным 1940 годом, улучшение использования Волги и ее притоков, а также сибирских и северных рек, усовершенствование речных портов, повышение скорости доставки грузов, пополнение речного флота самоходными и несамоходными судами, в том числе судами технического назначения для выполнения дноуглубительных работ...
В 1948 году на базе предприятий Минречфлота организовали 11 школ ФЗО на 150 учащихся и 2 ремесленных училища на 250 учащихся. Министерство речного флота создало 21 пункт для подготовки рабочих кадров. ..
Астраханский, Велико-Устюгский и Молотовский ( Пермский ) техникумы преобразовывались в речные училища с распространением на них действия Постановления Государственного Комитета Обороны от 16 июня 1944 № 6055 ( военная подготовка ).
… Одновременно для работников речного флота были установлены персональные звания, знаки различия и утверждена новая форма одежды. Красивая формы с погонами пришлась по вкусу командному составу флота, особенно молодежи...
С введением персональных званий повысили требования в отношении соблюдения дисциплины. Являться на службу не в форменной одежде считалось серьезным нарушением и каралось наказанием вплоть до увольнения.
Министр строго взыскивал за невыполнение этого требования с работников центрального аппарата, однако сам часто появлялся в "цивильном " костюме, за что на одном из партийных собраний был подвергнут серьезной критике - такое в то время было еще возможно. Отвечая на выступления Зосима Алексеевич признал свою вину, объяснив при этом с некоторой долей юмора, что вынужден нарушать порядок, потому как на министерском кителе слишком много блеска, в то время, как результаты работы далеки от того, чтобы их можно было считать блестящими..
В 1956 году персональные звания у речников отменили, что было воспринято отрицательно, особенно командным составом.
Смело, решительно поступал Зосима Алексеевич, когда речь шла о достоинстве его и его коллег. Когда сторонник создания на Волге трех пароходств всесильный Каганович заявил, что министр и все выступавшие ничего не понимают в транспортном процессе и им необходимо еще учиться и учиться, в ответ возмущенный З.А.ШАШКОВ в не менее резкой форме спросил:" У кого учиться ? Не у вас ли ?". Каганович был вынужден закрыть совещание.
Вскоре вопрос был решен как и предлагало руководство Минречфлота: было создано Волжское Объединенное речное пароходство.
Историческими можно назвать события:
В 1950 году был построен первый речной ледокол "ВОЛГА". В 1957 году - головное судно на подводных крыльях "РАКЕТА". В 1958 году - комфортабельный дизель - электроход "ЛЕНИН" и головной толкач серии судов нового архитектурно- конструктивного типа, предназначенный для работы с крупнотоннажными составами. В 1960 году был принят в эксплуатацию головной грузовой теплоход "ВОЛГО-ДОН". Перечень новых судов того времени можно продолжить....
Большие перемены в условиях труда и быта речников можно характеризовать таким примером: после комплексной автоматизации силовых установок, оснащения судов дистанционным управлением, стал возможен переход на работу с совмещением профессий. Это позволило сократить численность экипажей толкачей и грузовых теплоходов в 1,5 - 2 раза, существенно повысить заработную плату.


Изображение

На заводе "Красное Сормово" во время испытания первого катера на подводных крыльях.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА". ГОДЫ СОЗИДАНИЯ.

Изображение

З.А. ШАШКОВ с писателями.

Происходящие в 1950-е годы события свидетельствовали о том, что под руководством З.А. ШАШКОВА министерство добилось ускоренного развития речного транспорта. Речной флот работал устойчиво, удовлетворял потребности народного хозяйства в перевозках пассажиров и грузов.
При таких результатах трудно понять и объяснить неожиданную отставку Зосимы Алексеевича. Указ об освобождении, вышедший в октябре 1960 года, не объяснял причин, которыми оно вызвано, не содержал также формулировки "в связи с переходом на другую работу".
Это означало, что министр не освобожден, а уволен, или, как принято говорить в таких случаях, снят с работы. Что же касается причин увольнения, то за отсутствием действительных, пришлось сфабриковать надуманные. Ему поставили в вину излишества, якобы допущенные при строительстве пассажирских теплоходов. В министерстве по указанию сверху было организовано осуждение и проведена кампания по устранению "излишеств". Этим занималась комиссия советского контроля. Однако возню вскоре пришлось прекратить, так как специально созданные экспертные комиссии излишеств ни в одном из рассмотренных проектов не обнаружили.
Действительные, скрытые причины отстранения З.А. ШАШКОВА остались неизвестными. Существует предположение, что они связаны с личной неприязнью Н.С. ХРУЩЕВА, которая возникла еще во время его работы первым секретарем Московского городского комитета партии.
Таким образом, человек, проработавший на речном флоте всю жизнь, в том числе 22 года на посту министра, в 55 лет остался не у дел.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Изображение


На Северной Двине.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА".
"Мои встречи с З.А. ШАШКОВЫМ. Из воспоминаний А.Г.ШИЛИКОВА, работавшего заместителем начальника Главного управления кадров Минречфлота.


Основной объем перевозок Северного речного пароходства в те годы составлял лес в плотах, сплавляемых за буксирной тягой с верховьев Вычегды, притока Северной Двины. Вычегда - своенравная река, капризная, извилистая и быстрая, особенно в весеннее время, на которое приходится основной грузопоток, чтобы использовать "большую воду".
Несмотря на высокую квалификацию судоводителей, а также принимаемые меры предосторожности ( использовались приспособления из тяжелых цепей, закрепляемые на последних челеньях /связках бревен/ и волочившихся по дну реки, как оттяжка), на изгибах реки хвостовую часть плота свалом воды заносило на берег, происходил его разрыв и потеря древесины. Архангельской областной прокуратурой по аварийным происшествиям в навигацию 1948 года были привлечены к уголовной ответственности и осуждены 23 капитана, что отразилось на выполнении плана перевозок, а главное, на психологическом состоянии командного состава судов, вплоть до их отказа буксировать плоты.
Тогдашний начальник пароходства В.А. САБУРОВ проинформировал об этом министра и просил вмешаться в этот вопрос. Зосима Алексеевич поручил срочно подготовить материалы на осужденных капитанов и договорился о встрече с заместителем Генерального прокурора СССР по транспорту Б.В. ШИТОВИЧЕМ.
З.А. ШАШКОВ, с присущей ему энергией, опытом и знанием условий работы на северных реках, смог убедить работников прокуратуры и доказать, что областная прокуратура неправильно квалифицировала вину капитанов-плотоводов, тем самым своими действиями парализовала транспортировку леса в плотах.
В результате дела 20 капитанов были пересмотрены и только 3 капитана, допустившие аварийные происшествия в нетрезвом виде, были привлечены к уголовной ответственности.


Изображение

Делегация Северного речного пароходства на активе МРФ. Слева в первом ряду - ЛОБАНЦЕВ С.Н. - начальник В-УРУ в 1957 - 1962 годах.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 сен 2020, 00:50, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА." Научно-педагогическая деятельность.

Рассказывает сын Валерий Зосимович ШАШКОВ.


Изображение

"Сам З.А. ШАШКОВ считал, что истинной причиной снятия с должности были его расхождения с тогдашним Председателем Совета Министров СССР и Генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. ХРУЩЕВЫМ, в частности, сопротивление строительству судов из железобетона - одной из дорогих сердцу генсека идей, вроде повсеместного выращивания кукурузы. Уже через два года после снятия самого ХРУЩЕВА это направление судостроения было признано нецелесообразным, и занимавшиеся им заводы перепрофилированы.
Очередной раз мнения З.А. ШАШКОВА и Н.С. ХРУЩЕВА разошлись при осмотре нового пассажирского теплохода "ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ", построенного в ГДР. Н.С. ХРУЩЕВ обвинил министра в излишествах - наличии на теплоходе двух кают класса "люкс".
Отец резко отрицательно относился к Н.С. ХРУЩЕВУ, считая его малокомпетентным и не слишком дальновидным руководителем. При этом речь шла не о политике. На самом деле, мне кажется, она не слишком его интересовала, несмотря на то, что по существовавшей в советские времена табели о рангах, будучи членом правительства он входил в состав ЦК КПСС. Главным для него было дело, которое он любил, хорошо знал и гордился этим..."

"..Его отличала удивительная трезвость оценок. В последние годы жизни, совпавшие с закатом брежневской "эпохи застоя", он не раз предсказывал, что страна катится к краху. Его крайне раздражала политическая мишура с прославлением успехов социализма, бесконечными поздравлениями и вручениями наград "дорогому Леониду Ильичу". За всем этим он уже тогда ясно видел - и открыто говорил об этом - катастрофическое нарастание экономических трудностей и нежелание либо неспособность руководства страны переломить гибельную тенденцию. Его прогноз, увы, оправдался через несколько лет после его смерти."

"В начале 1960-х годов параллельно службе в Госэкономсовете он начал преподавать в московском филиале ЛИИВТа, где работал, несмотря на уже преклонный возраст и обнаружившуюся за несколько лет до смерти тяжелую болезнь, до конца жизни.
Кстати, с институтом связан эпизод, который, мне кажется, очень хорошо говорит об отношении к отцу людей, с которыми ему пришлось работать. Как уже упоминалось, написанная им до войны диссертация осталась незащищенной. Поэтому, в 1961 году он обратился в ученый совет ЛИИВТа с просьбой разрешить ему защитить диссертацию на тему "Перспективы и пути улучшения внутреннего водного транспорта" по совокупности ранее опубликованных работ. Защита прошла успешно, несмотря на то, что все знали - отец только что был снят с должности по прямому указанию всесильного в те годы Хрущева."


Изображение


Архангельский речной порт.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 02 авг 2020, 22:10, всего редактировалось 2 раза.

yan
Staff
Сообщения: 4666
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение yan »

Спасибо Вам большое, Виталис, за ведение Вашего всегда интересного и глубокого, исторического труда !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):
02 авг 2020, 18:13
Спасибо Вам большое, Виталис, за ведение Вашего всегда интересного и глубокого, исторического труда !
Спасибо, Ян ! Увы, никак не могу выкроить время и пообщаться в личке :)

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА". О СЕМЬЕ.

Изображение

Зосима Алексеевич с женой Адой Анатольевной и сыновьями Алексеем и Валерием.

Несколько слов из воспоминаний сына о своей семье.

"Есть много других свидетельств доброго отношения к отцу окружающих. Не было в нем, несмотря на занимаемые высокие посты, ни вельможности, ни барства, ни стремления проявить свое превосходство по принципу " я - начальник - ты дурак". Это, наверняка, притягивало к нему людей. К примеру, два его личных шофера - Николай РУМЯНЦЕВ и Григорий ВОЛОХОВ - проработали с отцом со дня его прихода в наркомат более 20 лет. То же самое было с несменяемыми секретаршами, которые еще долгие годы регулярно звонили поздравить его с праздниками. ..

Среди его друзей были самые разные люди - не только коллеги - министры, но и художник Николай СОКОЛОВ ( из знаменитого трио Кукрыниксов ), и шахматист Василий СМЫСЛОВ, и писатель Лев ШЕЙНИН. В дружеских отношениях был он и со своим земляком, с начала Народным комиссаром, потом Министром Военно-Морского флота СССР Николаем Герасимовичем КУЗНЕЦОВЫМ, с которым они родились в соседних деревнях, а в Москве жили на соседних улицах. На подаренной отцу книге своих мемуаров адмирал написал: "Дорогому Зосиме Алексеевичу ! Земляку и старому товарищу на добрую память о совместной работе."



Изображение


Н.Г. КУЗНЕЦОВ - командующий Военно-Морским Флотом СССР, друг З.А. ШАШКОВА.


" Семья была большая, особенно по нынешним меркам. Я, его первый сын, родился в разгар войны, когда отцу было уже 38 лет. Мой брат Алексей - в 1945. В 1957 году на свет появился младший брат Александр. В нашей семье вырос и сын сестры отца Борис, родной отец его погиб на фронте.
Он жил с нами, пока не обзавелся семьей. и мы всегда считали его своим четвертым братом.
Так получилось, что никто из нас не пошел по стопам отца.
Алесей поступил в Московский авиационно- технологический институт и долгие годы работал инженером-испытателем в конструкторском бюро авиаконструктора Сухого. Александр после окончания факультета журналистики МГУ работал на телевидении, в частности на телеканалах НТВ и ТВ-6.
… В настоящее время работает в русской службе телекомпании "Евроньюс" во Франции.
Борис окончил Ленинградское Высшее военно-морское училище инженеров оружия. .. Он умер в 2001 году.
Я более 25 проработал в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, был корреспондентом во Франции и Бельгии. Сейчас работаю в отделе международной информации игенства "Интерфакс" ( 2005 год ).
Брак родителей можно с полным основанием назвать счастливым. Прожили они вместе 45 лет, причем надолго расстаться пришлось им всего один раз. Во время войны отец несколько месяцев безвыездно находился в Сталинграде, обеспечивая работу переправ - единственной коммуникации, связывавшей прижатые к Волге войска с левым берегом."


Изображение

З.А. ШАШКОВ с мамой Прасковьей Никифоровной и сыном Валерием.


" В последние годы отец был тяжело болен. Диагноз - смертельный - знала только мама. Она несла на себе эту тяжесть до последних дней, боясь, что кто-нибудь из нас случайно проговорится. Впрочем, я уверен, что он знал о своем близком конце, хотя и не подавал вида.
Отец умер 14 июля 1984 года. Прощались с ним в здании Северного речного вокзала в Химках. Когда выносили гроб, один за другим начинали реветь гудки теплоходов, стоявших у причалов и на рейде. Не один человек из присутствующих на похоронах говорил мне потом, что запомнил навсегда этот скорбный рев. Наверное, нельзя было лучше проститься с человеком, который в своей биографии написал: "Вся моя жизнь была связана с речным флотом".


Изображение

Похороны З.А. ШАШКОВА. Третий в процессии с орденом Ленина на подушечке - выпускник В-УРУ 1962 года С.П. БУЛГАКОВ.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА". 100 ЛЕТИЕ З.А. ШАШКОВА в В-УРУ.

Изображение

В 2000 году постановлением губернатора Вологодской области В.Е. ПОЗГАЛЕВА Велико-Устюгскому речному училищу было присвоено имя выпускника 1926 года Зосимы Алексеевича ШАШКОВА, а 21 июня 2002 года на здании речного училища была установлена мемориальная доска с именем и изображением З.А. ШАШКОВА, которую изготовил скульптор А.М. ШЕБУНИН.
В училище создан музей, в котором собраны материалы о всех выпускниках. Стенды посвящены героям - речникам времен Великой Отечественной войны, Афганской войны и морякам-подводникам. Отдельный уголок посвящен З.А. ШАШКОВУ. Здесь хранятся его диплом, фотографии разных лет, личные вещи. Курсанты чтут память своего земляка.


Изображение

Встреча выпускников техникума по случаю 50-летия училища.

В училище традиционно работоспособный коллектив, создана материально-техническая база, которая продолжает развиваться и пополняться современным оборудованием, тренажерной и вычислительной техникой. Все это позволяет вести подготовку квалифицированных специалистов со средним специальным образованием для речного и морского флота.
Учитывая требования времени, педагогический коллектив совершенствует систему обучения, уделяя внимание конкурсам, семинарам, олимпиадам, урокам-экскурсиям, научно-практическим конференциям.
Традицией стали и шлюпочные летние походы. Из родного Великого Устюга по Северной Двине и ее притокам, под парусами и на веслах курсанты прошли до Архангельска в честь 300-летия российского флота и 75-летия училища, затем до Вологды и Коряжмы.
В 2004 году курсанты совершили поход на родину адмирала Н.Г. КУЗНЕЦОВА.


Изображение

Курсанты на занятиях.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

2010 год. ВЕЛИКО- УСТЮГСКОМУ РЕЧНОМУ УЧИЛИЩУ - 90 лет.

Изображение

Педагогический коллектив училища. ( фото 2005 года).

Подборка материалов из районной газеты "Советская мысль" от 5 ноября 2010 года. 90-летию В-УРУ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

…Вписали свою строку в трудовую биографию России.


Уважаемые Николай Александрович, педагогический коллектив, ветераны, курсанты и выпускники Велико-Устюгского речного училища им. З.ШАШКОВА !
Примите сердечные поздравления с прекрасным юбилеем - 90-летием со дня образования !


Богатая на события история речного училища тесно переплелась с судьбой города, области и всей страны, как зеркало, отражая времена кризисов и расцвета. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что ваше учебное заведение является одним из лучших в Вологодской области. Сохраняя и приумножая славные традиции, вы успешно внедряете в учебный процесс инновационные, образовательные технологии, что позволяет повышать качество подготовки выпускников.
Преподаватели и учащиеся училища достойно представляют свою альма-матер на различных конкурсах и культурных мероприятиях. В течение многих лет училище является активным участником в реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза".
Во все времена славу училища составляли его люди - и те, кто учился здесь, и те, кто учил и учит.
Это поколения преподавателей, подготовивших не одну тысячу высококвалифицированных специалистов, которые трудятся на различных должностях как в системе речного флота, так и в других отраслях народного хозяйства.
Желаю всем творческих успехов, новых достижений и побед, крепкого здоровья, большого счастья.


С уважением, Александр НОВИНСКИЙ, Глава Велико-Устюгского муниципального района.

Изображение

В кабинете силовых установок.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость