Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Выпускник В-УРУ ПЕРВУШИН ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ (1948–2011)


Изображение

Родился в с. Вохма Костромской обл. В 1965, после окончания средней школы, поступил в Великоустюгское речное училище на специальность «Водные пути сообщения»; после третьего курса училища был призван на службу в ВМФ. Демобилизовавшись в 1971, продолжил обучение в Великоустюгском речном училище , которое окончил с отличием в 1972. С 1972 по 1977 работал на различных земснарядах в Котласском техническом участке путиСеверного БУП-а, затем до 1980 – производителем путевых работ в названном техническом участке.
В 1980 окончил ЛИВТ по специальности «Гидротехническое строительство водных путей и портов». С 1980 по 1982 – секретарь парткома Котласского технического пути; с 1982 по 1983 – инструктор промышленно-транспортного отдела Котласского городского комитета КПСС.
В октябре 1983 назначен начальником Котласского технического участка (впоследствии – Котласский РВП), с марта 1991 – начальник предприятия «Водные пути Северного бассейна» (в 1995 преобразовано в Северо-Двинское ГБУВПиС).
С первых дней работы в должности руководителя упорядочил структуру учреждения, объединив административно-управленческий аппарат Северного БУПа и Котласского технического участка в единый коллектив. В последующие годы уделял большое внимание укреплению материально-технической базы: во всех РВП проведена реконструкция ремонтно-механических мастерских, возведены современные производственные цеха; в Лимендских ремонтно-механических мастерских построены газовая котельная и причальная стенка для отстоя флота. При резком снижении бюджетного финансирования на водных путях в годы перестройки для обеспечения безопасности судоходства по его предложению внедрена светоотражающая пленка на навигационных знаках, что позволило судоводителям более уверенно ориентироваться в темное время суток.
По его инициативе на Северо-Двинской шлюзованной системе выполнен капитальный ремонт шлюза № 6, с 2002 начато строительство радиорелейной линии Котлас – Архангельск.
С 2004 интенсивно внедрялись современные методы проведения путевых работ с использованием спутникового позиционирования промера глубин, спутниковые системы позиционирования на земснарядах. В результате производительность труда при производстве путевых работ увеличилась в 3,5 раза. В 2006 выполнена работа по укладке труб двухниточного перехода магистрального газопровода «Северные районы Тюменской области – Торжок» через реки Вычегда, Сухона и Северная Двина.
Принимал активное участие в создании музея, в котором собраны материалы о развитии рек в Северном бассейна, речниках-путейцах, технических средствах производства работ.
С 2008 – общественный представитель губернатора Архангельской обл. в г. Котлас и Котласском районе.
Кандидат технических наук. Награжден медалями, ведомственными знаками отличия. Почетный гражданин города Котлас Архангельской области.


Изображение

Дноуглубительный земснаряд на Малой Северной Двине в районе Красавино.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

ВЫПУСКНИК ВЕЛИКО-УСТЮГСКОГО РЕЧНОГО УЧИЛИЩА В.А. ПОПОВ.

Изображение


ПОПÓВ ВИТÁЛИЙ АЛЕКСÉЕВИЧ (1932–2012), организатор производства.
Родился в деревне Рязановская Ленского района Архангельской области.
Окончил с отличием Великоустюгское речное училище, затем – ЛИВТ по специальности «Инженер-гидротехник». Получил назначение в Горьковский технический участок пути командиром земснаряда «Волжский-4». В 1958 переведен на должность старшего инженера.
С 1960 – прораб путевых работ Горьковского технического участка пути – наиболее крупного и сложного в Волжском бассейне.
В 1961 был назначен начальником Кинешемского технического участка пути.
С 1963 по 1966 – начальник службы пути; с 1966 по 1982 – заместитель начальника Волжского БУПа.
С 1982 по 1996 возглавлял Волжский БУП. Под его руководством проведено перевооружение путевого хозяйства, выполнена реконструкция гидроузлов, на путевых работах внедрялись бригадный метод обслуживания судоходной обстановки, совмещение профессий, давшие значительную экономию материальных ресурсов, позволившие сократить личный состав, повысить качество работ. В составе группы инженеров ЛИВТа принимал участие в разработке технологии изготовления буев из полимерных материалов.
Награжден орденом «Знак Почета», медалями, ведомственными знаками отличия.


27 августа 1992 года N 964

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ "ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК

ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

За заслуги в области транспорта и многолетний добросовестный труд присвоить почетное звание "ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ":

ПОПОВУ Виталию Алексеевичу - начальнику государственного предприятия "Водные пути Волжского бассейна", Нижегородская область.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

27 августа 1992 года

N 96

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

ВЫПУСКНИК В-УРУ Иван Александрович ОГИБИН.

Изображение


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Командиры и преподаватели В_УРУ. Фото 1958 года.

ВЫПУСКНИК В-УРУ Иван Александрович ОГИБИН.

ОГИБИН И.А. родился 18 января 1934 года в деревне Павловская Шеговарского района Архангельской области. В 1952 году с отличием окончил речное училище в Великом Устюге. С 1952 по 1957 годы учился в Московском транспортно-экономическом институте на факультете коммерческой эксплуатации на водном транспорте и получил специальность инженера-экономиста путей сообщения.
По окончании института работал в Беломорско-Онежском пароходстве с 1957 по 1972 годы, где прошел путь от старшего инженера Повенецкой ремонтно-эксплуатационной базы до заместителя начальника пароходства по экономическим вопросам и заместителя начальника пароходства по эксплуатации.
С 1972 по 1990 годы работал в центральном аппарате Министерства речного флота РСФСР в должности заместителя начальника Грузового управления, начальника Управления по контейнерным и пакетным перевозкам, помощника министра, начальника Управления заграничных перевозок и начальника Управления внешнеэкономических связей, членом Коллегии Минречфлота РСФСР.
В связи с ликвидацией МРФ РСФСР и образованием Российского государственного концерна "Росречфлот", с 1990 года работал заместителем председателя концерна- директором центра координации эксплуатационных услуг и маркетинга.
В 1992 году ОГИБИН И.А. был избран президентом вновь образованного Акционерного общества ОАО "Речной флот" и руководил его деятельностью более 10 лет.
В это трудное время приватизации и внедрения рыночных отношений общество оказывало конкретную информационную, юридическую помощь судовладельцам, выдавало рекомендации о состоянии рынка.

ОГИБИНУ И.А. постоянно была присуща черта поиска нового, рационального. Он принимал активное участие в организации и становлении нового вида транспортировки для речного транспорта - перевозки грузов судами смешанного река-море плавания в заграничном сообщении. Внес значительный вклад в развитие перевозок грузов в контейнерах и пакетах, особенно в районы Крайнего Севера, освоение новых грузопотоков речным транспортом, увеличение объемов перевозок грузов в прямом, смешанном железнодорожно-водном сообщении на линиях заграничного плавания и расширению этих перевозок.
За заслуги в области транспорта ОГИБИН И.А. награжден орденом Знак Почета, рядом медалей. Лауреат премии Совета Министров СССР ( 1987 год)
Заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник Беломорско- Онежского пароходства.


Из сборника "Русское судоходство", том 3. Авторы Л.М. Гранков, Э.С. Вересоцкий.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 05 мар 2020, 03:24, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение


На буксирном пароходе "ПЕТР ПАХТУСОВ" Беломорско-Онежского пароходства начинал штурманскую карьеру выпускник Велико-Устюгского речного училища 1960 года Леонид Николаевич БОЙЦОВ.


Год 1994-й. Девиаторы. О работе Л.Н. Бойцова в Беломорско-Онежском пароходстве.

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

ВЫПУСКНИК В-УРУ 1962 года Владимир Михайлович ШЕРСТЮК.

Известный российский ученый, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова родился 18 мая 1942 года. С 1957 по 1962 год учился на судоводительском отделении Велико-Устюгского речного училища. После окончания училища работал на судах СРП.
В 1965 году В.М.ШЕРСТЮК поступил на юридический факультет МГУ.
Вся дальнейшая научная жизнь Владимира Михайловича связана с Московским университетом.
Трудно представить, чтобы кому-нибудь из интересующихся теорией теорией и практикой гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства не было знакомо имя профессора В.М.ШЕРСТЮКА.
После окончания университета В.М.ШЕРСТЮК работал судьей Пушкинского городского суда Московской области, судьей Московского областного суда. В 1977 году Владимир Михайлович возвращается в МГУ на юридический факультет, где на протяжении 40 лет работает на кафедре гражданского процесса.
В 1990 году он защитил докторскую диссертацию "Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права", которая стала классикой научной процессуальной мысли.


Изображение

Научный багаж В.М. ШЕРСТЮКА значителен по своему количеству и научному качеству изданных работ. Многочисленные публикации профессора ( за период научной деятельности более 200 ) посвящены проблемам теории гражданского и арбитражного процессуального права ( отражению философских категорий в процессуальном праве, построению системы отрасли процессуального права , принципам права и их эволюции, кодификации процессуального законодательства, институту процессуального представительства, доказыванию, теоретическим проблемам производства в суде первой инстанции, определению методики выявления влияния материального права на процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий дел, собственно процессуальным особенностям рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел), месту исполнительного производства в системе российского права, практике применения процессуального законодательства.
Пытливый ум, широта научных интересов, глубина анализа исследуемых проблем сделали В.М. ШЕРСТЮКА признанным научным авторитетом, к мнению которого прислушиваются современные ученые- процессуалисты, многим из которых профессор своим вниманием и советами помог стать кандидатами и докторами наук.


Изображение

В.М.ШЕРСТЮК на протяжении многих десятилетий является членом диссертационного совета при Московском государственном университете имени М.В. ЛОМОНОСОВА , членом редакционного совета четырех ведущих ( входящих в список ВАК РФ ) юридических журналов, членом Научно-консультационного совета при Федеральной службе судебных приставов РФ, более 20 лет был членом Научно-консультативного совета при ВАС РФ.
Профессор В.М. ШЕРСТЮК внес большой личный вклад в разработку действующего гражданского и арбитражного процессуального законодательства, законодательства об исполнительном производстве. Он был членом рабочих групп по подготовке проекта АПК РФ 1995 года ( 1993-1995), проекта АПК РФ 2002 года ( 1997 - 2002), проекта ГПК РФ 2002 года ( 1993-2002), проекта Федерального закона "Об исполнительном производстве" 1997 года ( 1996-1997), членом рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства РФ о судебной системе, образованной Распоряжением президента РФ от 28 ноября 2000 года № 534-рп, руководил рабочей группой при Минюсте РФ при подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ.
Результаты этой научно-общественной деятельности воплотились не только в действующих ныне законах, но и в многочисленных трудах теоретического и теоретически-практического характера, подготовленных В.М. ШЕРСТЮКОМ.


Изображение

1957 год. Первокурсники В-УРУ Станислав БУЛГАКОВ ( слева) и Владимир ШЕРСТЮК в сквере у речного училища. Кто тогда мог предсказать их будущее..

Бесконечно скромного, обаятельного, очень чуткого и отзывчивого, доброго, научно щедрого, но в то же время принципиального человека, внимательно относящегося к окружающим, особенно нуждающимся в помощи, умеющего своевременным и точным советом направить в нужное русло, подсказать, поддержать, а главное - научить самостоятельному научному поиску и мышлению, В.М.ШЕРСТЮКА по праву можно назвать Учителем.
Это придает еще большую ценность тем знаниям, которые профессор В.М. ШЕРСТЮК на протяжении десятков лет передает студентам, аспирантам, читая лекции по гражданскому и арбитражному процессу, ведя спецкурсы, семинарские занятия, руководя курсовыми и выпускными квалификационными работами.


Из предисловия к книге В.М. ШЕРСТЮК. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ. Издательство МГУ, 2017 год, написанного коллективом кафедры гражданского права в честь 75 -летия профессора В.М.ШЕРСТЮКА.

Изображение

Выпуск группы Ш-51 ( 1957 -1962 г.г. ), где учились В.М. ШЕРСТЮК и С. П . БУЛГАКОВ.

С.П. БУЛГАКОВ: "Наш выпуск, группа Ш-51 - последняя группа с военно-морской подготовкой. Мы учились с 1957 по 1962 год. Фотография группы оформлена так в честь того, что мы - последние выпускники, получившие звания офицеров ВМФ с указанием места военных сборов и принятием присяги. Это Таллиннская военно-морская база. На фото памятник "Русалка" в Таллинне.
Это также и стажировка в звании мичманов в Севастополе, Черноморский флот ( правда в Севастополе были не все ). Кроме начальника училища на фото группы - последние офицеры, которые служили в училище. Наш командир роты - инженер-майор ПЛАТОНОВ Яков Дмитриевич. "
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 апр 2020, 22:49, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение


Встреча курсантов и работников В-УРУ с министром речного флота РСФСР З.А. ШАШКОВЫМ. 1958 год. Великий Устюг.

Выпускник В-УРУ 1962 года Герман Иванович АЛЕКСАНДРОВ о себе, товарищах, преподавателях и училище.


К 100-летию ВУРУ



Воспоминания. Воспоминания… Это не просто описание фактов и событий давно минувших дней. Это полное погружение в прошлое, окрашенное яркими красками эмоций и переживаний, дающее возможность как бы заново пройти той дорогой, которую ты выбрал, отправляясь в большое жизненное плавание.
Решение поступить в речное училище г. Великого Устюга пришло спонтанно. Да и предпосылок к этому, практически, никаких не было. Моя родина-деревня Пологи расположена на юге Архангельской области, в полсотни километров до ближайшей железнодорожной станции. Так, что я впервые увидел паровоз, когда отправился в г. Великий Устюг сдавать вступительные экзамены. Уже не говоря о том, что не имел хотя бы малейшего представления о своей будущей профессии. Единственной судоходной единицей была у нас старая лодка, у которой каждую весну отец чинил прохудившееся днище, смолил и спускал ее на воду.
Я склонялся стать учителем. поскольку моя родная тетя была учителем местной начальной школы и пользовалась большим уважением во всей округе. Даже взрослые люди, не говоря о школьниках, первыми здоровались, а старики почтительно кланялись при встрече с ней. Возможно, из меня получился бы неплохой агроном или колхозный механизатор, ведь я многое умел делать, знал уклад и практику деревенской жизни.
После окончания семи классов, а это был 1957 год, я стал просматривать местные газеты, где печатались разные объявления
« куда пойти учится». И вот оно, которое определило судьбу: «Велико-Устюгское речное училище объявляет прием курсантов…..», а далее условия приема, чему учат и на каких условиях, куда и когда прибыть для поступления.
Бесспорно, при выборе главную роль сыграли условия обучения: бесплатное питание, обмундирование, проживание, а на выходе среднетехническое образование и работа. Была в этом и некая романтика- морская форма, корабли -не каждому дано. Кроме того, в училище велась специальная военная подготовка. с присвоением звания лейтенант и зачислением в запас, что засчитывалось как действительная военная служба в армии. Это был весьма серьезный стимул для поступления.
Родители дали согласие, понимая, что продолжение учебы после средней школы, вдали от дома, вряд ли удастся обеспечить материально.
Необходимые документы с трудом собрали, но вызов пришел довольно быстро. Желающих поступить в училище было, как говорят «пруд пруди». Сдавали вступительные экзамены по математике устно и письменно, русскому языку –диктант. Одновременно проходили медицинскую комиссию, на предмет годности для работы на судах речного флота. Кстати, многие абитуриенты были отсеяны по состоянию здоровья и, прежде всего , из-за зрения.
Получив высокие балы на вступительных экзаменах, я был зачислен в состав курсантов. Радости не было предела! Крылья счастья несли домой. Вся родня одобрила мой выбор и поздравляла с победой.
Явиться в училище нужно было за несколько дней до начала занятий, чтобы решить все организационные вопросы, а с 1 сентября начать учебный процесс. . И вот уже прощание с родным домом, знакомая дорога в Великий Устюг и теплый прием в стенах «нового дома». Дали направление в общежитие, которое располагалось на улице Красной, в старом купеческом двухэтажном особняке. Первым, кто встретил нас там, а с учебного корпуса в общежитие мы шли уже целой группой, был человек в белом форменном кителе и фуражке; его вид и добрая улыбка произвели на меня приятное впечатление- человека значимого. важного и доброго.
Это был комендант общежития БАТАКОВ Михаил Николаевич, и как показало время, он действительно был значимой фигурой в нашей повседневной жизни. В его задачу входило создание нормальных жилищно-бытовых условий, контроль за санитарным состоянием общежития и территории , снабжение дровами, водой, обеспечение оборудованием, инвентарем, спальными принадлежностями, и вообще, со всеми своими проблемами мы шли к своему коменданту, как к отцу. Он помогал советом и делом решать наши не столь большие курсантские проблемы.
Разместились в общежитии, подошли остальные ребята, кто был зачислен на первый курс судоводительского отделения, началось первое знакомство. Предстояло сделать следующий шаг -пройти санпропускник. Назавтра всем коллективом, во главе с Михаилом Николаевичем, мы отправились в эту специализированную баню, чтобы привести себя в порядок. провести обработку вещей с которыми приехали и сдать их на хранение или отправить домой. Гражданская одежда была больше не нужна. При выходе из санпропускника мы переоделись в форменную одежду и стали похожи друг на друга. Теперь это была группа курсантов, которая обозначалась как группа Ш-11, т.е. 1 курс судоводительского (штурманского) отделения.
Учебный процесс начался с ознакомительной практики. Нашу группу разделили на две подгруппы и направили на буксирные суда Северного речного пароходства. В частности, наша подгруппа отправилась на пароход «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ», работающий на реке Северной Двине. Это был мощный для того времени колесный буксир (450л.с). используемый на транспортировке леса в плотах и угля в баржах в Архангельск. Вместе с командой парохода, мы несли вахту, выполняли все судовые работы, одновременно знакомились с основами судовождения, изучали лоцию, приобретали опыт жизни и работы на судне. Помогали нам в этом командный состав судна и руководитель практики Валентин Груздев -в то время студент Горьковского института водного транспорта, бывший выпускник Великоустюгского речного училища. Вот эта практика и дала нам представление о своей будущей профессии и чему мы должны научиться в училище. Весьма полезный опыт.
Процесс обучения в училище был построен по армейскому образцу. День был расписан по часам от подъема до отбоя: подъем, зарядка, утренний туалет, заправка кроватей. построение и переход в столовую на завтрак, вместе с книгами и принадлежностями для занятий, переход в учебный корпус, шесть часов занятий, обед. небольшой отдых, самоподготовка, поход на ужин, свободное время, вечернее построение с перекличкой и отбой. Режим сначала тяготил, но потом стал обычным делом, приучил к организованности, собранности, порядку. Организацию этого процесса обеспечивали кадровые офицеры, прикомандированные к училищу в рамках специальной военной подготовки и их помощники, назначаемые из числа авторитетных курсантов старшего возраста.
Была организовано круглосуточное дежурство по примеру армейской караульной службы, на входе в общежития и учебный корпус, так называемый «наряд». В общежитии один дежурный (старший) и три дневальных, в учебном корпусе дежурный (как правило, офицер), помощник дежурного и рассыльный. Курсанты, назначенные в наряд, освобождались от занятий. Было правило: при появлении утром начальника училища, дежурный подавал команду :«училище смирно» и докладывал обо всех происшествиях, если таковые случались или происшествий не было.
В распорядке дня курсантов были также предусмотрены: строевые занятия, хозяйственные работы ( в конце недели. после занятий), увольнения в город, время занятий в кружках, спортивных секциях, банные дни и другие важные мероприятия.
Главное внимание, естественно, уделялось учебе. Курсанты обладали достаточным потенциалом, чтобы хорошо учится. Этому способствовал естественный отбор при поступлении, при наличии большого конкурса, квалифицированный состав преподавателей, которые хотели работать в престижном учебном заведении, система мотивации и контроля за самостоятельной подготовкой курсантов к занятиям. Например, получил неудовлетворительную оценку за неделю, лишаешься увольнения в субботу и воскресенье, не сдал экзамен в сессию- не едешь домой в отпуск, пока не сдашь. А то и вовсе можешь быть отчислен. Но я не помню случаев, чтобы кого-то отчислили за неуспеваемость. Существовала система поощрения отличников и успешных курсантов, их фотографии показывали на доске почета, награждали подарками, грамотами, ставили другим в пример, писали благодарственные письма родителям и так далее.
Что касается контроля за самостоятельной подготовкой, мне вспоминается случай, когда в конце третьего курса мы готовились к весенней сессии. Погода была жаркая, мы в перерыве быстро сбегали на реку, искупались и вместо продолжения подготовки, решили прилечь на кровати отдохнуть, поблаженствовать. Откуда ни возьмись, как вихрь. влетает наш командир- майор Яков Дмитриевич ПЛАТОНОВ с криком «вилл (видел) курортники», что у нас волосы дыбом встали. Пришлось срочно занять исходное положение за рабочим столом. Кстати, Яков Дмитриевич был «душа человек», много времени находился с нами в общежитии, проводил индивидуальные беседы, познавал и пытался понять нас в неординарных ситуациях. Нас всегда удивляло, когда же он бывает дома.
Среди преподавателей были разные люди, но всех их я вспоминаю с большой теплотой, и они действительно стоили этого. Общеобразовательный цикл дисциплин был в руках женщин, а профессиональный вели исключительно мужчины. Например, математику преподавала Римма Платоновна СТЕПАНОВСКАЯ, достаточно молодая, с приятной внешностью и изумительной фигурой. Она всегда появлялась легкой походкой. на высоких каблуках и в форме с иголочки, что особенно подчеркивало изящность ее образа. Думаю, что однокурсники постарше, а в нашей группе были ребята и с производственным опытом, поглядывали на нее с большим вниманием и волнением, не только из интереса к математике. Правда, вскоре она вышла замуж за одного офицера работавшего в училище.
Или Нина Николаевна ЯХЛАКОВА, преподаватель русского языка и литературы. Всегда аккуратная, как бы незаметная, я бы сейчас позволил себе назвать ее «серой мышкой» в смысле образа. А какой внутренний мир, кругозор, интеллект !

Особо хочется сказать о преподавателях химии и иностранного языка. Очень молодые девочки, видимо только что с институтской скамьи. Они просто краснели, когда на них смотрели десятки мужских глаз и зачастую терялись перед нашими красавцами. Случилось так, что преподавательница английского языка вышла замуж за молодого священника, казалось бы прекрасно, но были не те времена. Ей пришлось уйти из училища и наши пути разошлись.
В памяти остались впечатления о том, как вел занятия по Истории КПСС совершенно незрячий СУРАНОВ Николай Александрович. На занятия из дома его приводили дежурные курсанты. Новый материал он излагал по памяти, интересно и всегда со свежими фактами и примерами, это ж какой труд. Меня он попросил делать записи в групповом журнале о темах занятий и выставлять оценки. Опрос он проводил , пользуясь своими записями, ставил оценку, а я переносил ее в журнал. Скажу честно, мы с пониманием относились к ситуации и не злоупотребляли его положением. А если быть еще честнее, то открою тайну, что один из наших товарищей, сидевший рядом со столом преподавателя, научился распознавать шрифт для незрячих и мог указать пальцем, кому будет задан очередной вопрос, чтобы тот психологически подготовился к ответу.
Профессиональный блок дисциплин вели спецы высокого класса. У каждого была своя изюминка, крылатые фразы и выражения. Например, «возьмем кипрегель на плечо и идем в точку А» , при этом согнувшись, как бы под тяжестью ноши, он двигается по кабинету из одного угла в другой. Или «этот материал надо знать как свои пять пальцев» при этом показывает правую руку, на которой их четыре. ( один он потерял на войне). Конечно же все мои однокашники однозначно скажут- автор КОЛПАКОВ Петр Игнатьевич.
Очень мы любили занятия ИСАКОВА Ивана Федоровича, человека убеленного сединой, мудрого, с богатым жизненным опытом. Он вел курсы: "Теория и устройство судов", а также "Организация движения флота". Материал он излагал кратко , сжато и понятно. Когда теория набьет оскомину, а до конца урока еще минут двадцать, а то и более, мы пытались спросить его о какой- нибудь жизненной истории. Он увлекался рассказом, весьма интересным и урок заканчивался быстро к взаимному удовольствию.
Привычка учиться оказала мне добрую услугу. После училища я закончил институт, аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и четверть века преподавал в Академии управления, преобразованной позднее в Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ.
Конечно учеба главный, но не единственный вектор курсантского бытия. В свободное время многие из нас проявляли свои таланты в художественной самодеятельности, кружках технического творчества, моделировании, спорте, оформлении стенгазет, общественной работе. В училище, например, старались в хорошем виде поддерживать мужской хор, как числом, так и умением. Потому первокурсников, в первую очередь, приобщали к этим занятиям. Я тоже попал в эту кампанию, хотя талантов и большого желания не имел. Но раз надо, значит надо.
И вот на одной из репетиций, которая проходила вечером, после ужина, сидя на стуле в последнем ряду, я заснул. Видимо хормейстер заметила мое состояние и после занятий сказала: «Молодой человек, вам лучше заняться другим творчеством». А как раз, в это время, проходил набор во вновь создаваемый духовой оркестр- детище заместителя начальника училища по политчасти ПОПОВА Леонида Николаевича. Просто нельзя не сказать два слова об этом удивительном человеке. Сухощавый, высокий как мачта, он был мотором всей воспитательной работы. Он- то и сумел собрать духовые инструменты, найти руководителя, подобрать помещение и сам не раз присутствовал на репетициях, имея некий навык обращения с инструментами. Вот в эту компанию я и приобщился.
Сразу скажу, что интенсивные репетиции дали свои результаты. В нашем репертуаре были марши, танцевальные мелодии и даже классические вещи. С оркестром мы неоднократно ходили на праздничные демонстрации.

Важной стороной жизни были отношения между курсантами, как бы сказали сейчас межличностные отношения или микроклимат.
В этом смысле в группе, да и в целом в училище царил дух товарищества, взаимопонимания и поддержки: мы не имели понятия, что такое «дедовщина», насилие, притеснение, всегда имели поддержку товарищей, готовых прийти на помощь.
Я не припомню случая, чтобы между курсантами завязалась драка, чтобы пропали какие-то вещи или совершена умышленная подлость. А вот знаки доброты имели место постоянно. К примеру, курсанты родом из Москвы, зачастую получали от родителей посылки с разными сладостями ( из других мест послать было просто нечего), так они считали своим долгом поделится с остальными, это был праздник для всех. Я, например, из этих посылок впервые узнал, что такое овсяное печенье.
Добрые отношения между курсантами создавала вся система организации их жизни: общий распорядок, единые требования, дисциплина, общая цель и способы ее достижения. Это были базовые основы, которые всячески поддерживались на всех уровнях от руководства до самих курсантов. Особенно это касалось дисциплины. За нарушение правил поведения принимались жесткие меры, могли объявить взыскание, лишить аттестации на присвоение воинского звания, а то и просто отчислить. Была особая процедура, когда речь шла об отчислении: весь состав курсантов после занятий, перед обедом, выстраивали на площадке возле столовой и начальник училища лично зачитывал приказ и объяснял мотивы такого решения, указывал сроки, когда отчисленный должен был покинуть расположение училища. Это было действенное профилактическое средство. Скажу, что за время учебы мы, таким образом. потеряли двух своих товарищей. Дело было так. На втором годе обучения Игорь Сухаржевский пришел в училище на танцы чуть навеселе, а преподаватель, который дежурил в тот вечер, заметил и сделал ему замечание, на что первый отреагировал бурно и начал вести себя по-хамски. Преподаватель тоже был молод, не сдержался и применил физическую силу- сам по себе поступок чрезвычайный и недопустимый. В итоге, Игоря отчислили, а преподавателю пришлось уволиться.
А второй случай произошел на кануне государственных экзаменов. Степан Киприянов возвратился из увольнения крепко пошатываясь и встретился с майором ПЛАТОНОВЫМ Я.Д. нос к носу.
Была такая практика: в дни увольнений командиры присутствовали в общежитиях, до тех пор, пока все курсанты не вернутся домой. В итоге Степана не допустили до экзаменов и отправили домой. Правда, на следующий год при положительной характеристике и ходатайству организации ему разрешили сдать государственные экзамены и выдали диплом. Он долгое время работал диспетчером Северного речного пароходства.


Вместо послесловия. Для меня училище сродни Царско-сельскому лицею, который воспитал великих сыновей России.
В училище я вырос, сформировался как гражданин, получил путевку в жизнь. Все лучшее, что во мне есть, это плоды тех семян, которые были щедро посеяны в мою душу за период учебы в речном училище г. Великого Устюга.


АЛЕКСАНДРОВ Герман Иванович- кандидат экономических наук. г.Москва

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Земснаряд на Северной Двине.

РЕЧНИК, ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ, ХОЗЯЙСТВЕННИК.

МАРКОВ Александр Яковлевич родился в деревне Подберезье Велико-Устюгского района Вологодской области в 1934 году.
С 1949 по 1954 год учился в Велико-Устюгском речном училище на эксплуатационном факультете. С марта 1954 года работал заместителем начальника Городского участка Котласского речного порта. С сентября 1954 года работал начальником Угольного участка Котласского речного порта.
С сентября 1955 года по сентябрь 1956 года Второй секретарь Котласского горкома ВЛКСМ.С сентября 1956 года по октябрь 1958 года Первый секретарь Котласского горкома ВЛКСМ.
В июле 1957 года А.Я.МАРКОВ возглавлял делегацию молодёжи города Котласа на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве
Затем работал начальником отдела кадров Котласского техучастка Северного бассейнового управления пути.
В июне 1960 года на сессии городского Совета депутатов трудящихся избран заместителем Председателя исполкома Котласского городского совета депутатов .
В апреле 1962 года на конференции общества по охране природы избран его Председателем Котласского городского общества.
В 1993 году в газете «Двинская правда» от 17 июля был опубликован очерк А.Я.МАРКОВА «Речной адмирал» посвящённый Первому Министру водного транспорта СССР ШАШКОВА З.А.
МАРКОВ Александр Яковлевич, стал в дальнейшем одним из инициаторов увековечивания имени Наркома водного транспорта СССР, нашего земляка, Зосимы Алексеевича ШАШКОВА. Он неоднократно встречался с легендарным Адмиралом речного флота и рассказывал об этих встречах.


По материалам краеведческих сайтов города Котлас.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Э.А. ГАГАРСКИЙ и министр транспорта РФ М.Ю. СОКОЛОВ при награждении Э.А. ГАГАРСКОГО медалью "За заслуги в развитии транспортного комплекса РФ". 16 ноября 2014 года.


ВЫПУСКНИК В-УРУ 1951 года Энгельс Александрович ГАГАРСКИЙ.

В списке почетных граждан. Газета "УСТЮЖАНОЧКА" № 26 от 07 июля 2016 года.
.
Традиционно накануне празднования Дня города депутаты Великоустюгской Думы определяют кандидатуру, которая будет удостоена чести носить звание «Почетный гражданин Великоустюгского муниципального района». Среди депутатов уже не раз поднимался вопрос о присвоении почетного звания не ежегодно, а раз в два-три года. Но это пока так и осталось идеей.
В 2014 году звание «Почетного гражданина» было присвоено известному среди устюжан человеку – Виктору Николаевичу ЧУЧИНУ. В 2015 году звания удостоились сразу двое не менее известных: Владимир КАДОМКИН, руководитель Новаторского лесоперерабатывающего комплекса, и Антонина АНДРЕЕВА, директор Великоустюгского музея.
В 2016 году на присвоение звания была выдвинута одна кандидатура – Энгельса Александровича ГАГАРСКОГО. Инициатором выдвижения выступили представители Великоустюгского речного училища имени Зосимы Шашкова. Это училище Энгельс Александрович окончил в 1951 году.
Его имя неизвестно широкому кругу устюжан, так как он проживает в Москве, но его корни, малая родина – в Великоустюгском районе. И среди транспортников страны и за границей имя Энгельса Александровича известно.
В довольно молодом возрасте ГАГАРСКИЙ руководил Хабаровским речным портом, работал в Министерстве Морского и Речного флота, в «Союзморниипроекте». Энгельс Александрович – действительный член Международной академии транспорта и РАЕН, доктор технических наук, профессор. Основоположник теоретического обоснования и массовой практической реализации прогрессивных (логистических) производственно- транспортнотехнологических систем.
Всю свою жизнь Энгельс Александрович посвятил водному транспорту. Он автор 6 монографий, 135 научных трудов, более 30 докладов на международных форумах и научно-практических совещаниях, 26 государственных стандартов и руководящих документов, 30 брошюр в области производственно-транспортной науки, 13 патентов и авторских свидетельств.
Э.А. ГАГАРСКИЙ является разработчиком прогрессивных транспортно-технологических систем – пакетных, контейнерных, ролкерных и лихтеровозных. При его участии перевозка леса в пакетах и блок-пакетах позволила высвободить от тяжелого ручного труда более 20 тысяч человек, увеличить пропускную способность причалов, повысить производительность труда докеров в 2 раза.
Несмотря на свой возраст, а в этом году Энгельсу Александровичу исполнится 85 лет, он продолжает трудиться. Сегодня он начальник Центра транспортной координации и транспортно-технологических «Союзморниипроект ».
Был привлечен к организации работы паромной переправы в Крым и расширению Архангельского порта.
Энгельс Александрович не забывает и свою родину в Великоустюгском районе. В Теплогорье осенью прошлого года Э.А. ГАГАРСКИЙ установил памятник «Юным труженикам войны», проживавшим в Теплогорье в 30-40-е годы 20 века. Все работы по изготовлению, транспортировке, установке Энгельс Александрович выполнил за свой счет.
Кандидатура Энгельса Александровича ГАГАРСКОГО на получение звания «Почетный гражданин» выдвигается вторично. В этом году в его поддержку высказались художник Владимир ЛАТЫНЦЕВ, давний друг Энгельса Александровича, руководство речного училища, от имени жителей Теплогорья – глава сельского поселения, от имени работников культуры – заместитель начальника управления культуры Ольга КУЛЬЧИНСКАЯ.
– Имя Энгельса ГАГАРСКОГО стоит в одном ряду с именами Зосимы ШАШКОВА и Николая КУЗНЕЦОВА. Хотелось бы, пока есть возможность, признавать заслуги при жизни. В лице Энгельса Александровича мы скажем спасибо всем выпускникам речного училища, которых очень много не только в России, но и в странах СНГ, – подчеркнула Ольга Витальевна в своем обращении к депутатам Думы.
Комиссия по рассмотрению вопросов присвоения звания «Почетный гражданин Великоустюгского муниципального района » предложила альтернативу – наградить Энгельса ГАГАРСКОГО благодарственным письмом главы района и ценным подарком, но депутаты Великоустюгской Думы решили по-своему. Большинством голосов депутаты проголосовали за присвоение звания «Почетный гражданин Великоустюгского муниципального района» Энгельсу Александровичу ГАГАРСКОМУ. Атрибуты звания по традиции будут вручаться на праздновании Дня города.


Елена ПАВЛОВА

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Устюжане "всех времен и народов"

— Геннадий Мельников.



НАЧАЛЬНИК В-УРУ Симон Федорович ЛАТЫНЦЕВ. ( 1917 -1999 г.г. )

Изображение

20 января 2017 года, исполнилось бы 100 лет со дня рождения Симона Фёдоровича ЛАТЫНЦЕВА - одного из знаковых руководителей Великоустюгского речного училища. Человека-легенды, стоящего у штурвала училища в течение 15 лет, много сделавшего для его развития и плодотворной работы, оставившего о себе добрую славу и наилучшие, тёплые воспоминания. «Наш Белый медведь» - уважительно называли его курсанты 70-х, за ослепительную седину его волос, за богатырское телосложение и службу в северных, заполярных широтах. Вспомним жизненный путь этого замечательного человека.
Родился Симон Фёдорович в деревне Кичуга, Великоустюгского района, 20 января 1917 года, в простой крестьянской семье. Вот как об этом вспоминает сам Симон Фёдорович: " Я родился в семье крестьянина, беднейшего по сегодняшним меркам. Работал с семи лет. До 15 лет не имел обуви, косил и пахал босиком. Первый свой костюм я заработал на пароходе в 17 лет. Отец с 11 лет всерьёз считал меня своим помощником. Он оставил мне самое большое богатство - научил трудиться ". Детство и юность Симона Фёдоровича пришлись на трудные годы Гражданской войны, и послевоенной разрухи. После окончания школы, в 1933 году, он поступает в Велико- Устюгский речной техникум, на судоводительское отделение. На практике, после 3 курса, уже работает 3 помощником капитана. После окончания техникума в 1937 году, был распределён на север, на Печору, в только зарождающийся город Нарьян-Мар. Работал старшим диспетчером. В 1938 году женился и, в этом же году, был призван на службу в Северный флот. Служил на эскадренном миноносце « Валериан Куйбышев», на морских охотниках и торпедных катерах. С 1939 года – член ВКП (б) . Там, на севере, он и встретил войну. Принимал активное участие в боевых действиях на северных морских рубежах. В 1945 году был переведён на Балтийский флот, командиром торпедного катера. Войну закончил в звании лейтенант.
Глядя на награды, украшавшие его парадный китель, видно, что воевал Симон Фёдорович достойно. Два ордена Великой Отечественной войны ( первой и второй степени) и множество медалей украшали его грудь на праздничных парадах.
Демобилизовавшись, весной 1946-го года, С.Ф. ЛАТЫНЦЕВ возвращается в Великий Устюг, где работает преподавателем в речном училище. В 1949 году поступает на заочное отделение Ленинградского института инженеров водного транспорта, который заканчивает в 1955 году, получив дипломом с отличием и профессию инженера по эксплуатации водного транспорта.
В 1960 и 1961 году, Симон Фёдорович работает председателем горисполкома города Великий-Устюг.
В 1962 году, решением партийной организации, назначается начальником речного училища, где как раз в эти годы велась интенсивная реконструкция учебного корпуса и нужен был молодой, инициативный руководитель. Только что был достроен 3 этаж. Начато строительство 2-х этажных боковых пристроек. К уже имеющимся, добавились около 10 аудиторий и учебных кабинетов. Реконструкция корпуса училища велась до 1968 года, после чего началось строительство пятиэтажного общежития на Советском проспекте, которое было сдано в эксплуатацию в 1973 году, собрав под своей крышей все 4 курса, разбросанных до этого в общежитиях по всему городу. Всё это лежало тяжёлым, ответственным грузом на плечах нового руководителя и требовало постоянного контроля и пристального внимания. И Симон Фёдорович великолепно справился с этими задачами. Кроме того… в эти годы была построена водно-спортивная лаборатория училища и приобретены для неё 6 морских ялов, лодки и катер. С этого времени начали проводиться регулярные занятия по гребле на ялах, устраиваться гонки по праздничным дням и, самое главное, возродилась давняя традиция: совершать многодневные шлюпочные походы по рекам северного бассейна на вёслах и под парусами. Вспомним, что первый поход по маршруту Великий-Устюг - Архангельск был совершён курсантами в 1949 году, под руководством ШЕМЯКИНА Бонифатия Фёдоровича. В годы руководства училищем С.Ф. ЛАТЫНЦЕВЫМ, задачу организации походов, всегда, неизменно брал на себя именно Б.Ф. ШЕМЯКИН – моряк, ветеран войны и однополчанин Симона Фёдоровича.
В эти же годы, были оборудованы станками и инструментами столярная, слесарная и электромонтажная мастерские, где курсанты приобретали практические навыки под руководством опытных преподавателей.
В 1976 году была открыта новая столовая, в которой могли одновременно питаться 240 курсантов. Лаборатория Судовых силовых установок была оснащена действующими двигателями, наиболее распространёнными на речном флоте в то время.
Большое значение придавал Симон Фёдорович и развитию спорта в училище. Действовали секции тяжёлой атлетики, под руководством преподавателя физической культуры – ЗАМЦАЛИНА Георгия Ивановича, секции бокса, велоспорта и футбола. Хоккейная команда училища, под руководством КОЧИНА Геннадия Ивановича и ТУШИНА Леонида Николаевича неоднократно занимала призовые места и завоевывала кубки в городских соревнованиях. Чемпион Мира по тяжёлой атлетике, Павел ПЕРВУШИН, так же начал свою спортивную карьеру в секции училища в эти годы.

Педагогическую деятельность осуществляли опытные преподаватели, костяк которых состоял из ветеранов войны. Это: УГРЮМОВ Фёдор Ильич, ШЕМЯКИН Бонифатий Фёдорович, Колпаков Пётр Игнатьевич, ИСУПОВ Василий Николаевич, ЧЕБЫКИН Василий Фёдорович, ЛЕБЕДЕВ Николай Иванович, ШОРОХОВ Валентин Константинович, врач ДЕРНОВ Александр Григорьевич, комендант – ШАРОВ Алексей Алексеевич и другие.
На хорошем уровне, при С.Ф. ЛАТЫНЦЕВЕ, был организован и досуг курсантов. Работал театральный кружок, художественная самодеятельность с обновляемыми концертными программами. Обновлялась аппаратура и музыкальные инструменты. В выходные и праздничные дни в училище проводились танцевальные вечера отдыха, пользующиеся большой популярностью.
В училище всегда был хороший духовой оркестр. В те годы оркестр выступал под руководством ЗАКУСОВА Владимира Алексеевича.
7 ноября, Первого и 9 мая, училище неизменно принимало участие в торжественном параде, которому предшествовали занятия по строевой подготовке, под руководством командиров рот и начальника строевого отдела училища – ЧЕБЫКИНА Василия Фёдоровича.
Парадный строй неизменно возглавлял сам ЛАТЫНЦЕВ Симон Фёдорович.
Жизнь в училище била ключом, благодаря организаторским способностям и таланту его руководителя. Спокойная, уверенная манера руководства снискала ему уважение и авторитет среди курсантов и работников училища. Несмотря на загруженность, Симон Фёдорович находил время и для занятий преподавательской деятельностью. Преподавал он морское судовождение. Уроки его были интересны и познавательны. Нередко он приводил примеры из личного опыта, что добавляло интереса к предмету.
За особые заслуги в деле воспитания и обучения молодёжи, в 1968 году, Симон Фёдорович ЛАТЫНЦЕВ был удостоен звания «Заслуженный учитель школы» РСФСР, а в 1986 году присвоено звание " Почётный работник Министерства речного флота РСФСР".
Совместно с супругой, Александрой Ивановной, они счастливо прожили 60 лет. Вырастили и воспитали двух сыновей, Николая и Станислава, которые так же закончили наше училище и дочь Ольгу. Все они получили хорошее образование и заняли достойные места в жизни.
После 15 лет руководства училищем, Симон Фёдорович вышел на пенсию и отошёл от руководства, продолжив при этом, преподавать спец. предметы курсантам. В эти годы он вплотную занялся созданием музея училища, куда собирал материалы по истории учебного заведения. Музей училища, можно по праву, назвать его детищем, результатом упорного, многолетнего труда. В музее до сих пор хранятся материалы, любовно собранные Симоном Фёдоровичем. Почётное место в экспозиции музея занимают и награды самого Симона Фёдоровича, переданные на хранение в музей его детьми. На ежегодных встречах выпускников, музей пользуется большой популярностью.
Вспомним так же, что именно Симон Фёдорович ЛАТЫНЦЕВ, был инициатором и организатором первых, ставших впоследствии традиционными, встреч выпускников в стенах родного учебного заведения, на юбилеях училища и выпусков. Именно, благодаря таким встречам и крепнет многолетняя дружеская связь между выпускниками и работниками училища.
6 октября 1999 года, Симона Фёдоровича ЛАТЫНЦЕВА, к сожалению, не стало, но память о нём, как об офицере, замечательном руководителе и педагоге всегда будет жить в сердцах тех, кого он учил и всех тех, кто имел счастье работать с ним. Вся жизнь этого замечательного человека всегда шла истинным курсом.


Изображение

9 мая, 2015 года портрет Симона Фёдоровича ЛАТЫНЦЕВА занял почётное место в строю Бессмертного полка в городе Великий Устюг в руках его дочери - Ольги Симоновны ЛАТЫНЦЕВОЙ.

Изображение

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 2 гостя