Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Учеба в В-УРУ ( 1958 - 1962 г.г. ) Леонид Сергеевич КОЗЛОВ.

Изображение

Наше училище славилось в городе хором. На всех торжественных мероприятиях с участием коллективов художественной самодеятельности наш хор занимал видное место. Он состоял преимущественно из курсантов младших курсантов. В начале занятий нашей группе, в приказном порядке, предложено было выделить для участия в хоре 6 человек. В их число попал и я. Руководитель хора поочередно прослушивал нас. У кого был музыкальный слух и неплохой голос ставили в первый ряд хора, а всех остальных - назад, для создания видимости и внушительности, предупредив, чтобы громко не пели. Я, естественно, оказался в заднем ряду Хор распевал патриотические, народные и лирические песни. Однажды, мне пришлось наблюдать выступление из зала, и впечатление оказалось самое наилучшее. Я был горд за себя, что состою в хоре. Поговорка: "Способности приходится развивать, а потребности растут сами“ совсем не относилась ко мне. Сколько я в хоре не пел, петь лучше не стал, но благодаря участию в хоре, я понял и полюбил русские народные песни. Я находил в них силу и поддержку, слушая магнитофонные записи, когда работал в Дагестане. Когда на душе весело или грустно, или когда или грустно, или когда еду с женой в родную деревню на автомашине, могу тихонечко напевать мотив народной песни “Одуванчик”.



Изображение

Весна 1959 г.

После каникул учиться на 2-ой курс ехал с желанием и хорошим настроением. Все было знакомо, сложились хорошие отношения с ребятами по курсу, представлял себе, какие предметы будем изучать. Второй курс пролетел быстро, учеба протекала нормально, без проблем. Весеннюю сессию сдал успешно и уехал на групповую летнюю практику
на буксирный пароход “КОЗЬМА МИНИН”. На судне были вакансии двух матросов и рулевого и мы, практиканты, их обрабатывали.
Руководил практикой ШЕМЯКИНСКИЙ Бонифатий Федорович, преподавал в училище технику безопасности. Участник войны, скромный, душевный человек, он в совершенстве знал свое дело, имел среднее техническое образование. Мне казалось по этой причине он не чувствовал себя выше нас и даже немного стеснялся.
На судне из командного состава больше других уделял нам времени 2 -ой помощник капитана Рязанов Григорий. Он несколько лет назад окончил речное училище, ему и нам было интересно и легко друг с другом. Обучал нас ходить под парусом, даже против течения, рассказывал смешные поучительные байки, говорил, что когда все идет хорошо, руководитель успех присваивает себе, хотя это заслуга целого коллектива, а когда плохо, кивает на коллектив. В подтверждение своих доводов приводил старую быль: “Капитан, находясь на вахте, записал в вахтенном журнале. «Я прошел маяк Стерегущий, я вышел на траверс острова Зимний, я… и т.д.", а когда судно посадил на мель, в журнале произвел запись: “Мы сели на мель” Зачем применять “я”, когда последствия самые неприятные, лучше ограничиться междометием “мы”.
Наблюдая однажды спор между курсантами, Рязанов не вмешивался до тех пор, пока он не дошел до черты, за которую нельзя дальше переступать. Развел соперников в разные стороны и назидательно сказал: “Запомните на всю жизнь. Не унижайте других и никогда не позволяйте унизить себя“. Эти слова остались у меня в памяти, и, если быть искренним, я выполнял их, к сожалению, не всегда.
По окончанию практики в городе Котласе, Бонифатий Федорович выдал нам зарплату за обработку на судне двух матросов и рулевого. До отхода парохода на Устюг оставалось полдня. Мы пошли бродить по городу Котласу. У кого-то возникла идея на полученные деньги выпить пива. Полагаю, что это предложил Мраков Володя, он был нас старше, до поступления в училище на Волге ходил на пассажирском судне в качестве матроса. Одним пивом, к сожалению, не ограничились. Перед посадкой, на оставшиеся деньги купили водки и по-братски поделили на всех. На судне, в жаре и духоте, нас, пацанов, развезло, из 30 курсантов на ногах осталось несколько человек. Если бы мы только уснули, то полбеды, большинство из нас тошнило и рвало. Чистое и ухоженное судно после нас превратилось в свинарник.
О случившемся было доложено руководству училища. В то время его возглавлял ЛОБАНЦЕВ Сергей Николаевич, человек средних лет, полный, но очень подвижный, энергичный, умный, обладающий ораторскими способностями, умеющий убеждать. Он пользовался заслуженным авторитетом не только у преподавателей, но и у курсантов, как строгий, но справедливый руководитель.
Утром, по приезду в училище, нас, измученных, бледных, с больными головами, завели в актовый зал. Там начальник устроил нам “выволочку”. Он кричал, топал ногами, высоко поднимал руки над головой и здоровенными кулачищами бил по столу. Мы ни живые, ни мертвые, сидели, втянув головы в плечи, не поднимая глаз. Когда запал горячности вышел, он принял мудрое решение: вместо летних каникул всю группу направить работать в подшефный колхоз "Показатель". В тот же день нас на грузовой машине отвезли в деревню и заставили вручную рыть силосную яму, хотя в хозяйстве были трактора с экскаваторным ковшом. Место для ямы было на пригорке, земля - красная глина. Чтобы выдержать намеченную ширину, нам приходилось по несколько раз перебрасывать землю, а потом выкидывать наверх. Был июль, стояла сухая погода, через несколько дней мы покрылись загаром и превратились в “негров”. Быстро смирились с участью, хотя с грустью вспоминали о несбывшихся планах на отпуск. На начальника училища обиды не было, считали, что он поступил правильно, но опасались, что он может отыграться на нас позднее. На 3-м курсе предмет “Двигатели внутреннего сгорания” будет вести он. К великой чести Сергей Николаевич ни разу не напомнил нам о веселом возвращении с практики, ко всей группе относился ровно, свой предмет знал отлично, увлеченно и интересно проводил занятия. Мы ему платили тем же. Вся группа по ДВС училась без троек.


Изображение

Преподавательский состав: майор ДЕМИН , зам.начальника ПАНОВ, начальник училища ЛОБАНЦЕВ С.Н., преподаватель ШЕМЯКИНСКИЙ, зам.начальника ИСУПОВ, преподаватель КОЛПАКОВ.

Сочувственно мы относились к руководителю практики Б.Ф. ШЕМЯКИНСКОМУ, понимая, что непростительно подвели, ему досталось от руководства не меньше, чем нам. Бывая в Великом Устюге, захожу на могилку моего товарища по работе, МАРКОВА А.Н. Проходя мимо могилы Бонифатия Федоровича, ловлю его взгляд с фотографии и мне кажется, что он смотрит на меня с укором за наш юношеский проступок.

Курсант 3 курса.

Урок от первой коллективной выпивки остался у меня на всю жизнь. Лозунг “Водка без пива, деньги на ветер” можно добавить “и разум тоже”.
Силосную яму вырыли недели за три и нас отпустили по домам.
На третьем курсе учился легко и успешно. По результатам первого семестра мою фотографию поместили на Доску Почета училища, она оставалась там до выпуска. Я тогда твердо знал, что окончу училище, получу интересную специальность и среднее специальное образование.
В начале 1961 года в стране произошло событие, которое заставило задуматься всех, пересмотреть взгляды на будущее. Я имею в виду 22 съезд КПСС, который объявил, что наше поколение будет жить при коммунизме. Утопическая идея в то время не казалась не выполнимой. Промышленность и сельское хозяйство имели хорошие показатели. По всей стране было организовано изучение материалов съезда партии, а учебные заведения обязали молодежь изучить наизусть все принципы строителя коммунизма. Учили так хорошо, что некоторые из них я помню и сейчас, например:
· добросовестный труд на благо общества, кто не работает, тот не ест;
· коллективизм и товарищеская взаимопомощь, каждый за всех и все за одного;
· гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, человек человеку друг, товарищ и брат;
· взаимное понимание в семье, забота о воспитании детей;
· непримиримость к врагам коммунизма и т.д.
Неофициально говорили, что принципы морального кодекса строителя коммунизма списаны с десяти заповедей библии. Библию в то время найти было трудно, это сейчас можно приобрести ее в любом книжном магазине. Первые четыре заповеди библии учат, как мы должны вести себя по отношению к богу, остальные шесть учат любить людей и не обижать их:
· почитай отца своего и мать свою;
· не убивай;
· не прелюбодействуй;
· не кради;
· не произноси ложного свидетельства на ближнего своего;
· не желай себе жену ближнего твоего, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Моральный кодекс строителя коммунизма и десять библейских заповедей несравнимы друг с другом, о кодексе уже все забыли, а библия тысячелетиями продолжает и будет тревожить умы людей.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 25 фев 2020, 01:39, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Учеба в В-УРУ ( 1958 - 1962 г.г.) Леонид Сергеевич КОЗЛОВ.


Изображение

Взвод с командиром роты 9 мая 1959 года.

А через два месяца после ХХ11 съезда в стране произошло событие, которое останется в памяти, пока существует человечество. 12 апреля
1961 года на земную орбиту выведен космический корабль с первым космонавтом Гагариным Юрием Алексеевичем. Великое космическое событие застало меня на железнодорожном вокзале Вологды. Я ехал из дома в Котлас для прохождения практики в должности рулевого на буксирном судне. Судно было приписано к Лимендскому судоремонтному заводу.
Моему товарищу по училищу, Модину Валентину, посчастливилось в то время оказаться в Москве, на Красной площади, где чествовали Юрия Гагарина после полета. Он об этом рассказывал много раз, каждый раз добавляя новые обстоятельства, ранее неизвестные детали, искренне восхищаясь подвигом. При рассказе говорил громко, убедительно и, создавалось впечатление, что будто бы он был вместе с космонавтом на одном корабле.
Предстоящая практика отличалась от предыдущей, во-первых, продолжительностью (она продолжалась целую навигацию с мая по ноябрь) и, во-вторых, каждый курсант был направлен на отдельное судно. Я был принят в качестве рулевого с выплатой заработной платы согласно штатному расписанию.
Синоптики в тот год предсказали раннюю весну, но природа решила по-своему. Северная Двина открылась для навигации только 10 мая. Наш старенький пароход “ДНЕПР” довоенной постройки с паровой машиной 300 лошадиных сил с караваном барж направлялся к Архангельску. Только что прошел ледоход, по берегам лежали нагроможденные глыбы льда, река была широкая, полноводная, быстротечная. Она казалась сильней и мощней нашего старого суденышка. Недалеко от Архангельска, в Усть-Пинега, мы забуксировали новый караван барж, и повели их вверх по реке Пинега до населенного пункта Карпогоры.
На пути движения нас окружала красивая северная природа, берега реки высокие, крутые и обрывистые. По берегам иногда из-за леса показывались северные деревни, некоторые стояли на самом берегу, построенные из добротного леса. Нередко, в центре деревни или недалеко от них на пригорках выделялись белые церквушки. Когда мы приставали к берегу, сразу появлялись люди, взрослые и дети. Дети, как воробьи, слетевшие со всей округи, пытались проникнуть на палубу.
Обратный путь из Карпогор для нашего судна оказался тяжелым. Вода резко падала, наш “ДНЕПР“ оказывался на мели и с помощью других судов мы выходили на свободу. Эти передряги не прошли бесследно, был поврежден руль и нарушена центровка колесного вала. На буксире нас отвели в Лимендский затон, судно подняли на слип. Ремонтные работы требовали много времени и часть команды распределили по другим судам. Я оказался на очередном буксире “БОРИС САФОНОВ“. Судно работало в основном на реке Вычегде между Сыктывкаром и Котласом, водили плоты и баржи. Ранее мне приходилось слышать лестные отзывы о красоте Вычегды, но моему сердцу была ближе Северная Двина с ее широкими плесами, живописными берегами, особенно в период золотой осени.
. Мне, как будущему помощнику капитана, (тогда я перешел на 4 курс), выделили на одного небольшую каюту в корме корпуса, чему я был очень рад. Вменили дополнительные обязанности на общественных началах - начислять, получать и выдавать заработную плату на всю команду, состоящую из 18 человек. Дополнительной нагрузке я не обрадовался, но жить одному в каюте всю навигацию - большое благо, а за любое благо надо платить.


Изображение

В летнее время, ночью, реку Вычегду покрывали тучи комаров. Когда судно буксировало плот, скорость не превышала 5-6 км в час, полчища комаров оседали на судне. Команда днем изнывала от жары, а ночью страдала от комаров. Спать можно было только под марлевым пологом. За исключением капитана и механика, команда состояла из молодых парней, жили дружно, каждый старался выполнять свое дело добросовестно, ничего не перекладывая на других.
Ближе к осени комары начали исчезать, но одолевали постоянные туманы, особенно сложно во время тумана стоять на вахте, когда идешь с плотом или караваном барж по течению. Развернуться и стать на якорь не позволяют габариты судового хода. Радиолокатора, который мог бы показать на экране берега реки и встречные суда - нет. Ничего не оставалось, как на ощупь от вехи к вехе, от бакена к бакену, вести состав и подавать тревожные звуковые сигналы.
В такие минуты наш капитан Худяков преображался. Штурвал отдавал рулевому, а сам выходил на палубу, всматривался в туманное молоко, перебегал с одного борта на другой, давал команды повернуть руль то направо, то налево. Он беспрестанно курил, бросал окурки и пепел
сигарет на палубу, прикуривал от одной сигареты другую. Волнения и переживания капитана можно понять: посадка плота на мель влекла для пароходства большие материальные убытки, для всей команды - лишение премиальных, а для капитана, кроме того, моральную травму и долгие разборки происшествия. Он это хорошо знал и делал все, даже невозможное.
Такие постоянные стрессовые состояния требовали разрядки и, капитан, когда судно шло порожняком вверх по реке за очередным плотом, позволял себе не только выпить, а даже напиться. За это команда его не осуждала.
Но однажды произошло событие, виновником которого был капитан Худяков. И его, как сейчас говорят, рейтинг на время резко упал. Изрядно выпив, он поднялся в рубку, дал команду отдать швартовы, когда судно забирало мазут на нефтебазе. В то время пароходы ходили уже на мазуте, а не на угле. Матрос не убедился, что шланг, качающий мазут, не убран, а находился в люке на судне, отдал швартовы и пароход начал двигаться вперед. Шланг натянулся, фланцем зацепился за люк мазутной цистерны, а затем с шумом лопнул. Горячим мазутом была залита вся кормовая часть судна с надстройками. Для команды наступил внеплановый аврал. Мазут убирали вначале скребками в ведра, затем обтирали тряпками, посыпали опилками и песком, все это снова убирали, после чего мыли водой с антинакипином. Сколько было выложено бранных слов из уст команды, знает только небо. Самого виновника увели из рубки в каюту и уложили на диван спать.
Больше, к счастью всех, подобных происшествий не было.
По окончанию практики бухгалтерия произвела со мной расчет, кроме отпускных, начислила зарплату за работу в выходные дни и праздники. У меня в кармане оказалась приличная сумма. Поговорка ”Чужие деньги считать неприлично, а свои грустно” в тот момент ко мне не подходила. Осенью в Лименде из нашей группы оказалось человек семь. Все были при деньгах. Решили съездить в Котлас в ресторан. Там посидели нормально, были веселые, но не пьяные. Направились прогуляться по набережной.
В тот вечер в одном из магазинов пристани произошла кража, на месте преступления работала следственная группа с кинологом и собакой, Собака почему - то проявила к нам интерес и нас, семь человек, затолкали в машину, привезли в отделение милиции и поместили в обезьянник. Там провели личный обыск, без понятых естественно, обнаружили у каждого большие суммы денег. Милиционеры от радости потирали руки, предполагая, что задержали преступников с краденым. На наши доводы, что мы работали на судах, получили расчет по окончанию навигации, оперативники не реагировали. А когда Махин Юра стал словесно напористо наступать на них, они, взяв его за шиворот и порвав новую белую нейлоновую рубашку, запихнули в одиночную камеру. Дежурный даже позвонил куда-то и попросил помощи: дескать, здесь
много задержанных, все молодые, здоровые и трезвые. Нас продержали всю ночь, утром выяснили истинную природу наших денег, отпустили, не извинившись. Деньги, правда, всем возвратили полностью.
С тех пор к ресторанам и милиции, я отношусь настороженно.
Учиться на 4 курсе было легко и интересно. Преподаватели относились к нам с искренним уважением, подчеркивали, что в скором будущем мы будем воспитателями и командирами на судах. Многим не ставили двоек, если курсант не знал урок, а предлагали подготовиться и ответить позднее.
Незаметно пролетела зима, и наша группа вышла на госэкзамен. На первом курсе было 30, а окончили училище 24 человека. Некоторых отчислили за нарушение дисциплины, кто-то не выдержал нагрузки и ушел сам.
14 марта 1962 года всем выпускникам на торжественной линейке, под звуки духового оркестра, начальник училища ЛОБАНЦЕВ С.Н. вручил дипломы, а днем раньше я получил направление на работу в Исакогорский завод под Архангельском на пароход ”СЕВЕР” в должности 2-го помощника капитана.
Великий Устюг, родное училище я покидал с тоской, грустью и болью в сердце, понимая, что здесь прошли мои лучшие годы, получил специальность техника - судоводителя, получил среднее образование, дающее право поступать в любой вуз, научился жить в коллективе. Научился принимать решения и отвечать за них. Кроме того, получил основы знаний столяра, плотника, электрика, слесаря, повара, которые мне впоследствии пригодились.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 25 фев 2020, 01:35, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

ВЫПУСКНИК В-УРУ 1962 года Леонид Сергеевич КОЗЛОВ.

Изображение

О себе:

Я, Козлов Леонид Сергеевич, родился в д.Корепово Тотемского района Вологодской области.
После окончания семилетки поступил учиться В Великоустюгское речное училище, которое окончил в 1962 году и получил специальность техника судоводителя.
5 лет работал помощником капитана на судах Северного речного пароходства.
В 1964 году поступил заочно учиться в юридический институт, который окончил в 1969 году. Двумя годами раньше был принят на работу в Великоустюгскую межрайонную прокуратуру. После прохождения стажировки работал следователем, а затем помощником прокурора Великоустюгской межрайонной прокуратуры.
В 1971 году был избран секретарем Великоустюгского городского Совета депутатов трудящихся.
В 1973 году назначен Великоустюгским межрайонным прокурором.
После 9,5 лет работы переведен в областную прокуратуру на должность начальника следственного управления.
В сентябре 1985 назначен заместителем прокурора Дагестанской ССР.
Через 3 года вернулся Вологду на должность первого заместителя прокурора области, а с января 1992 года работал прокурором Вологодской области. С этой должности ушел на пенсию по выслуге лет.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.



Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.



Изображение

Воспоминания В.А. КОТОВА. ПАМЯТНОЕ.


Стоит за штурвалом курсант молодой, Давно уж мечтал он сродниться с водой. Ведет он умело судов караван, Он будущий смелый морской (речной) капитан. (Из стенгазеты училища) Моряки – народ бывалый, Знают толк в экзотике. Вот и лезет этот малый Чай попить на клотике. (Из средств массовой информации)

Перво-наперво, родился я.
Каждый человек по-своему уникален. Выпускники нашего училища – не исключение. Они уникальные точно! На примерах из своей жизни, службы, дружбы и взаимодействия с интересными людьми, разносторонней, многогранной общественной, в том числе ветеранской деятельности, я это подтверждаю.


А теперь о памятном.

1958 год. Я семиклассник в райцентре Вологодской области в селе Верховажье.
В центр Верховажского района перебрался из глухой деревни учиться. В нашем сельсовете семилетки не было. Я и две сестры жили в райцентре у дяди. Мать уговорила его за символическую плату нас приютить и прокормить. Обогревала нас печка.
Слава о Великом Устюге и речном училище шла не только по Вологодской округе. Знаменитые мореходы, первопроходцы, судоходство, судоремонт, древняя история, чернь и зернь, «Щетинка», десятки церквей, ипподром, местные пиво и вино, различные ремесла, скверы и парки и, наконец, красивая простота девушек и женщин. (Дед мороз тогда еще там не поселился).
Я это понял в общении с ребятами, детьми войны, которые приехали поступать в училище из многих республик и краев. Толчком для моего поступления послужило с одной стороны: тяжелое материальное положение в семье (мать – сельская учительница, отец – инвалид с Халхингола, потерявший в боях с самураями ногу, и пять, начинающих взрослеть детей), с другой стороны: серьезное объявление о приеме документов для поступления в речное училище на школьной доске объявлений (государственное обеспечение, капитанская перспектива, военная дисциплина, офицерское звание). Многие ребята в то время об этом мечтали.
Учителя и старшие товарищи отговаривали поступать, мотивируя это большим конкурсом (семь человек на место), строгой медкомиссией и очень строгой дисциплиной.
Однако решение было принято мной без колебаний. Родители эту самостоятельность поддержали.
И вот мы, желающие быть курсантами, в помещении третьей роты на улице Шилова. (В настоящее время там учреждение культуры). О бытовых условиях рассказывать не буду, они уходили на второй план. На первом - были взятые с собой учебники и постоянное желание поесть. У меня денег хватало на банку яблок, протертых с сахаром (по 32 копейки), иногда на суп из сухофруктов и вермишель (и то и другое стоило по 7 копеек). Это было моей дневной нормой. Хлеб, соль, перец и горчицу ели в столовой бесплатно... Такое было.


Испытание. «Будешь капитаном!»

С медкомиссией, не смотря на обнаруженные болячки, все обошлось, экзамены сдал на «отлично», но с одной «четверкой». А вот деньги кончились как раз в радостный день извещения о зачислении в курсанты. До первого сентября оставалось десять дней. Был счастлив и горд тем, что стал курсантом! А делать-то что?
Но такой я был не один. Группа поступивших: Владимир Мраков, Вовка Ковалев, маленький ростом Кузницын, два путейца (возможно, Михайлов и Миниханов), пришли в приемную начальника и высказали желание поработать, чтобы была возможность поесть и уехать до начала учебы к родителям. Нам помогли. АХЧ предложила взять в руки ломики и продолбить в стенах ниши, отверстия и каналы для новых труб, по которым пойдет тепло из подвальной котельной в учебный корпус.
Физически мы были крепкими, а Мракову было уже 19 лет. (В период сдачи экзаменов его окрестили «Мичманом» за большой рост, флотскую фуражку и яркие рассказы о том, как он работал рулевым на Печоре и так много повидал в жизни и на речном флоте). На перекурах мы рассказывали друг другу всевозможные бывальщины, а так же пели патриотические и морские песни: «Ой, красивы над Волгой закаты…», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Море шумит грозной волной», «Колышется даль голубая», «Мы проветрены, мы просолены», «На кораблях ходил, бывало, в плаванья», «В рейс уходят корабли». На гитаре играл и лучше всех пел Ковалев. А я слова многих морских песен знал от отца-фронтовика, который всю жизнь бредил морем и пел о нем, особенно, когда был навеселе. Жена-учительница изрекала: «Ну, все, до моря дошло, налимонивсе, нажоравсе». Он тихо отвечал: «Пить надо досЫта».
В период нашей ударной работы произошел один памятный мне случай. Наш «Мичман» при очередной помывке на реке, (баня была по финансовым соображениям недоступной), предложил мне, четырнадцатилетнему пацану, переплыть реку Сухону. На тот берег, к деревне Коромыслово, мы переплыли нормально, а вот на обратном пути у меня силы закончились, и я мысленно прощался с жизнью. Вероятно, с божьей помощью, нахлебавшись воды, как-то удалось расслабиться, отдохнуть без движения, а затем найти силы двигаться дальше. Течением унесло меня далеко от места заплыва, помощи мне никто не оказывал, да я ее и не просил. Мраков же авторитетно заявил: «Ты парень мужественный, из тебя капитан получится настоящий».



Изображение

Первый курс, третья рота. 1958 год.

Отступление в будущее




Капитаном я стал. И даже майором и подполковником, но военным.
Надо же так случиться, что в 1967 году, на четвертом году службы на Северном флоте я попал в похожую ситуацию. В это время, перед демобилизацией, я с разрешения командования флота поступил в институт, но службу надо было продолжать. На учебу к 1 сентября меня не отпустили, так как флот находился в повышенной боевой готовности в связи с войной Израиля с арабами. В очередном увольнении в октябре я на катере командира бригады ракетных катеров Северного флота добирался с одной из морских баз поселка Гранитный в Мурманск, чтобы попросить не отчислять меня с очного факультета до скорой демобилизации.
На море Баренца разыгрался шторм, и во время сильной качки отказали сразу все двигатели. Катер буквально уходил под воду. Мысли были печальные: срок службы заканчивается, на плечах погоны старшины первой статьи, поступил в институт –и вот на дно…
Сколько это длилось, точно не помню, но через некоторое время один из двигателей заработал, и мы на волну, на волну! Так и зашли в Кольский залив.
А случай этот сейчас привел, потому что в то время, когда наш катер готов был перейти в «подводное положение», я снова четко вспомнил, как четырнадцатилетним боролся с
широкой Сухоной. И это воспоминание придавало мне уверенности в положительном исходе.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.

Изображение

Торжественное построение училища. 1960 год.


Но возвращаемся в училище. По итогам нашей работы с ломиками нам выдали по 11 рублей, и мы разъехались по домам, хвалиться поступлением, увиденным и услышанным.
Я это делал в своей деревне с большим удовольствием, больше того, ездил по соседним деревням в пределах 20 километров на председательском мерине Голубе (коня взял без разрешения в колхозной конюшне) и откровенно хвастался. Председатель Григорий Иванович Верещагин был из нашей деревни, уважал родителей, и шум не поднимал.



Дисциплина и масло.
Первый курс.


На колесном пароходе «БРАТСК», который ранее назывался «ЛЕТЧИК ЮМАШЕВ», мы проходили ознакомительную практику. Этот буксирный пароход был из «генералов». (Была такая серия пароходов, носивших имена генералов, прославленных военных и моряков). Он использовался для проводки плотов по Северной Двине и буксировке барж с народохозяйственными грузами. Руководителем практики был хорошо знавший лоцию и правила плавания преподаватель П.И. КОЛПАКОВ.
Мы с усердием изучали устройство парохода, его системы, почти ежедневно грузили на палубу и в кочегарку уголь, драили палубу, с трепетом держали в руках штурвал, но в перерывах резвились, баловались и бесились. В один из вечеров Колпаков построил нас на палубе и заявил: «Резвости много появилось?! Масло отменю!». Утром, притихшие, приходим в кают-компанию и печально смотрим на Владимира ДУДНИКА: он был наш старшина, имел уже флотскую закалку и заведовал провиантом. По норме на завтрак давали сорок граммов масла и большой кусок белого хлеба (буханка на четверых, чай кипятили на камбузе парохода). Пауза в кают-компании затягивалась. Есть хотелось ужасно, настроение падало…
Через некоторое время руководитель практики, по-видимому, наше настроение заметил, и свой завтрак мы получили. Резвиться и баловаться, бесспорно, стали меньше.
(В 1995 году на 75-летие училища, сидя за дружеским столом, я напомнил об этом случае П.И. Колпакову, а он засмеялся и ответил, что этот прием был психологически правильным. Я, в то время уже старший офицер, тоже посмеялся. А тогда нам, пацанам, было не до смеха - этот кусок хлеба с маслом был нашей жизнью до обеда!
Еще одним из ярких впечатлений был период, когда мы с искренним восхищением наблюдали за выпускниками 1959 года, которые вернулись с военной (!) стажировки в мичманских погонах и ждали присвоения офицерского звания. Я, имея в то время хороший почерк, был привлечен к оформлению военных билетов офицеров запаса для вручения этим выпускникам и аккуратно выводил «младший лейтенант, командир БЧ-1 кораблей третьего и четвертого ранга». Был уверен, что через четыре года тоже буду офицером. Но, так получилось, что для нашего курса военная кафедра была закрыта, и свои лейтенантские погоны я получил только после четырехлетней срочной военно-морской службы.


Улыбка и дрова
Второй курс


Старая столовая. Начальник ОРСО майор ОБУХОВ (клички у него были уважительные – Колун и Ходячий устав) находился не в настроении. Он несколько раз во время приема пищи поднял нашу роту командами «Встать!», «Сесть!». Причины такой муштры мы не понимали, возможно, излишне шумели.
Я относил на кухню из зала использованную посуду, и, встретившись с майором взглядом, не смог сдержать улыбки. Он, не смотря на посуду в моих руках, крикнул: «Смирно!» и объявил мне три наряда вне очереди. Я ответил, как положено: «Есть три наряда!», а на обратном пути, как назло, опять улыбнулся, за что получил уже пять нарядов и приказ «Бегом в роту для доклада командиру!».
Приказ я выполнил. Командир роты старший лейтенант ТОЛОКНОВ спросил, за что наказали? Я ответил: «За улыбку» и рассказал, как было дело. Ротный подвел меня к поленнице дров и приказал перенести ее и сложить на другом месте. «Всего-то!», - облегченно подумал я! Не тут-то было: перекладывал я ее пять раз подряд, каждый день. А дров было много, отопление во всем здании было печное…
Но зла на майора Обухова я не держал: он был подтянутым, спортивным, авторитетным среди нас строевым офицером, участником Великой Отечественной войны.



Третий курс
Два капитана


После третьего курса в навигацию 1961 года я проходил практику рулевым на колесном пароходе «ЯРОСЛАВЛЬ» лимендской постройки и рулевым-мотористом на ГТ-118. Тогда мы буксировали плоты и баржи. А на теплоходе, по «большой воде», доставляли товары первой необходимости: и зерно, и спички, и соль, и арбузы, и отруби, и водку…, в отдаленные населенные пункты в верховьях Вычегды, куда других транспортных путей не было. Названия помнятся до сих пор: Усть-Нем, Усть-Кулом, Вольдино, Помоздино и др. Запомнился капитан ГТ-118, не имя, а его внутренняя сила и, одновременно, скромность. С девушкой, которая его провожала перед рейсом, он прощался, сидя на причале, ни разу не пригласив ее в свою капитанскую каюту. Это казалось нам удивительным, потому что на судне он имел непререкаемый авторитет бравого капитана, высококлассного судоводителя. Теперь я понимаю, что он имел еще и талант воспитателя и командира экипажа. По молодости у нас курсантов бывало всякое, и дисциплину нарушали. Капитан меры принимал, а по итогам нашей практики не указал на нарушения, дал всем отличную характеристику.
Пароходом «Ярославль» командовал очень ответственный за флотский порядок и выполнение плана капитан Максимов. Он был молод, внешне сдержан и хладнокровен. В этом я убедился на конкретном примере. Однажды во время вахты старпома Федора ПЯТЛИНА на перекате у речки Шиясь (приток Вычегды) плот зацепился за грунт у выпуклого берега. Его отбросило течением впадающей речки. Это была трагедия, которая могла иметь серьезные последствия для капитана. МАКСИМОВ быстро прибежал в ходовую рубку, (за рулем был я), и, благодаря его правильным и решительным действиям, с помощью сопровождавших нас теплоходов-буксиров плот с мели был снят. И тут капитан сразу принял свой обычный невозмутимый вид. Мер к старпому никаких не применил, не смотря на то, что тот допустил судоводительскую ошибку. (К слову, старпом наш был военмором, опытным специалистом, воевал на Балтике, много нам рассказывал о войне).
На пароходе работала матросом жена капитана Максимова, и всю навигацию с ними находилась дочка Галка, жизнерадостная девочка лет пяти. Несмотря на малый возраст, соблюдала флотскую дисциплину. Я научил ее при встрече кричать: «Держи краба!» и протягивать руку для рукопожатия. Это было очень весело.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.

Изображение

Буксирный пароход - "генерал" Велико-Устюгского ССРЗ "АЛЕКСАНДР СУВОРОВ".

Четвертый курс
«Образец культуры»


Наступил новый 1962 год. Мы – после флотской, серьезной производственной практики - повзрослевшие, физически сильные старшекурсники. Сильные - настолько, что во время новогоднего праздника в зале в ходе игровых конкурсов уронили елочку. Нечаянно. И не главную, а одну из тех, что украшали зал по углам. И, все таки, разбор происшествия был.
Меня вызвали к начальнику училища С.Н. ЛОБАНЦЕВУ, он в беседе назвал меня «не совсем взрослым и зрелым». Для меня старшекурсника это было просто оскорблением! Я с возмущением горячо стал приводить примеры о Гайдаре, Фрунзе, пятнадцатилетнем капитане, которые в очень молодые годы командовали полками, армиями, кораблями. И мы готовы так же командовать! Нас научили это делать!
Начальник неожиданно смягчил тон, улыбнулся и приказал выучить «Моральный Кодекс курсанта речного училища», который крупным шрифтом был написан на одном из стендов второго этажа. А завтра-послезавтра доложить замполиту. Это не составило труда: не «завтра-послезавтра», а уже через десять минут я отчеканил текст Кодекса замполиту ПОПОВУ, который находился в своем кабинете. И вечер отдыха продолжился.
Но слова из этого Кодекса «Везде служить примером культурного поведения» я помню до сих пор (а прошло уже почти шесть десятков лет). Желаю всегда выполнять этот пункт Кодекса и современным курсантам!


Изображение


Несколько слов о системе обучения и воспитания, которая существовала в нашем училище в то время.

После подъема, физзарядки (на улице в любую погоду), утреннего осмотра, занятий и обеда в обязательном порядке регулярно проводились политическая учеба и самостоятельная подготовка в аудиториях. В свободное время и выходные дни многие из нас пели в хоре, играли в духовом оркестре. А уж спортом занимались все без исключения: борьба, бокс, лыжи, хоккей, баскетбол, волейбол, штанга, гири, легкая атлетика.
В дни государственных праздников в центре Великого Устюга проводились настоящие парады под наш духовой оркестр. Он исполнял «Привет», «Полевой смотр», «Прощание славянки» и другие марши. На зрелищные парады приходили смотреть дети и взрослые жители города. Нам это нравилось. Мы – курсанты в белоснежных фуражках гордо чеканили шаг, иногда мокли под дождем, принимали грязные брызги на парадную форму, но при этом были довольные и веселые.
Содержать форму в порядке умели. В роте была хозяйственная комната с электрическим утюгом (одним на всю роту). Стрелки на «клешах» мы наводили с использованием хозяйственного мыла и газеты: мылом мазали внутреннюю сторону стрелки, а газета была вместо марли.
По субботам и воскресеньям были строевые прогулки по городу и строевые занятия. Песни, с которыми мы маршировали, запомнились навсегда: «Шла с ученья третья рота», «Солдаты, в путь!», «В атаку стальными рядами!», «Эх, махорочка, махорка» и, конечно, «На море, на рейде эсминец стоял».
Песни сопровождали нас и тогда, когда мы в сентябре в кузове грузовика или на теплоходе мчались, (как нам казалось), на помощь колхозам, которые без нас ни за что не смогли бы убрать картошку или построить коровники-свинарники. Над дорогой вслед тряским грузовикам разносилось: «Комсомольцы-добровольцы», «Мы геологи оба с тобой», «Эх, путь-дорожка фронтовая», «Увидал шофер девчонку, и мотор его заглох». А на теплоходе песни не мог заглушить даже шум двигателя.
Мы с молодой энергией не боялись никаких трудностей. Спали в сенях жилых домов и на чердаках, не раздеваясь, (в сентябре уже бывало прохладно), мылись и стирали робу в речках, сушили ее на себе. Хлеб, соль, консервы, крупы брали с собой, а колхоз выделял молоко, огурцы, картошку, иногда даже мясо.
Пищу на костре дежурные готовили по очереди. Вот оставили кашеварить меня, дали крупы, я поставил на огонь котел-лагун, и прямо в холодную воду всыпал пшенку. Ну, не знал я тогда рецептуры! Каша пригорела, отдавала дымом, но ее съели, сильных претензий мне не предъявили. А в стенгазете, все-таки, «протянули» как «Котов приготовил флотскую кашу с дымком».
Помимо работы мы в колхозных клубах развлекали местную молодежь. Пели частушки, танцевали. (Частушки цитировать не буду по соображениям этики). Танцевальную музыку играл на гитаре Ковалев: из окон разносились звуки вальса, танго, фокстрота.
Работа в колхозах заканчивалась, снова наступало время напряженной учебы.
Скучать было некогда, но на письма время выделялось целенаправленно. Это было очень важным занятием, даже темой для дискуссий, советовались друг с другом, коллективно искали нужные «слова объяснений в любви». Или: как объяснить родителям разгул стихии? Напиши: «Волны – выше сельсовета!».
В некоторые выходные дни, а в праздники уж обязательно, в актовом зале организовывались торжественные мероприятия, с вечерами танцев, с участием наших самодеятельных и приглашенных из других организаций артистов.
Кроме этого, по субботам «крутили» фильм для курсантов, а получившие неудовлетворительные оценки к просмотру не допускались. Рядом с «Моральным Кодексом курсанта» был стенд, на котором вывешивались фамилии курсантов, получивших на прошедшей неделе двойки. Особой жестокостью было то, что списки «двоечников» вывешивались в субботу, перед вечером отдыха, и приглашенные девушки, вместо личной встречи видели фамилию знакомого на «доске позора».
Я тоже однажды попал в этом список, переживал очень тяжело: лишение увольнения было ничто, по сравнению с тем, что мое имя увидят девчонки! Злополучную теорему Пифагора, за которую и была «двойка», я выучил немедленно и навсегда.
Вся эта система обучения и воспитания была направлена не только на наше образование и высокий профессионализм, но и на всестороннее развитие. Нам курсантам поручалось самим готовить политинформации для учебной группы, приходилось сидеть в библиотеках, читать газеты, находить и выстраивать самостоятельно необходимый материал. Это приучало нас смотреть широко вокруг себя и видеть все разнообразие жизни. Мы, без всякой фальши, готовы были отдать свои силы на службу флоту и Родине, любить, защищать ее, укреплять!
Этот патриотический, здоровый дух, существовавший в училище, был создан и сохранялся благодаря руководству, нашим преподавателям, отцам-командирам.
Особенно запомнились строгий и мудрый начальник ЛОБАНЦЕВ, заместители ПОПОВ, ЛАТЫНЦЕВ, начальник штурманского отделения МАЛЕЕВ, преподаватели УГРЮМОВ, КОЛПАКОВ, ГЛАДЫШЕВ, ГОРЯЧЕВСКИЙ, ШЕМЯКИН, ИСАКОВ, СТЕПАНОВСКАЯ, ЯХЛАКОВА, руководитель духового оркестра ЗАКУСОВ, физрук ТУШИН, офицеры ГАНЮШКИН, ОВЧАРУК, ОБУХОВ, БАКУТА, ДРЕМОВ, ПЛАТОНОВ, ТОЛОКНОВ, БУРЫКИН, ТЮРИН.
Они понимали, что курсант – это не сосуд, который надо наполнить знаниями и закалить, а факел, который надо зажечь. Спасибо им, этот огонь в нас горит и по сей день. Училище нас, юных и разных, не только объединило, воспитало и обучило, а дало нам путевки для успешного и безопасного плавания в море жизни.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.

Изображение

После училища
Свободное плавание


После окончания училища несколько курсантов были направлены в Беломорско-Онежское пароходство, среди них В. Мраков, А. Ключников, В. Половой, В. Ковалев и я. Нас назначили вторыми помощниками капитанов на пароходы типа «Ижорец». Там уже работали старпомами наши выпускники Вячеслав Тяпкин и Виктор Демидов. (Один из них хорошо пел, а другой играл на баяне). На пароход к Тяпкину попал я и вскоре сменил его на посту старпома, а к Демидову – его костромской земляк Ковалев.
А выпускник 1962 года Станислав Булгаков, будущий прославленный капитан дальнего плавания и кандидат технических наук, был в то время помощником капитана на туристическом белоснежном теплоходе «Циолковский». Находясь в Повенце (начало Беломорско-Балтийского канала) он приглашал нас в комфортабельный судовой ресторан для общения в теплой обстановке. Для нас, штурманов паровых мазутных буксиров это был настоящий праздник. На Беломорканале пришлось работать с капитанами-практиками, которые другой работы не мыслили и с капитанского мостика, практически, не уходили. Среди них Василий Пакулин, Протасевич, Владимир Каминский. Каминский в родном Беломорско-Онежском пароходстве очень длительное время был своеобразным, заметным капитаном на многих серьезных судах, а мне – очень близким по духу. Наши встречи с ним до недавнего времени продолжались в Петрозаводске, по месту его жительства. Впечатлений по жизни было много, и поговорить было о чем.
В 1963 году, я во вторую навигацию на ББК, был старпомом «Ижорца-45», в капитанской карьере не сомневался, но она неожиданно прервалась в ноябре в связи с призывом на военный флот.
О срочной службе на Северном флоте можно сказать много. А в нескольких словах: «у северных утесов служу сегодня я», «по морям, по волнам», стойкое и терпеливое преодоление трудностей и лишений, почетный долг, штурманская БЧ-1, старшина второй и первой статьи, командование отделением, свето-сигнальная связь, корабельные работы, вахты, спасательно-поисковые корабли. И песни, которые мы пели в строю: «Годы мирные, как дни военные, подруг любимых нах не забыть, мы парни обыкновенные, умеем верить и любить» и «Морская гвардия идет уверенно, любой опасности глядит она в глаза».
Опасности, конечно, бывали. Особенно в штормовую погоду, когда мы на нашем спасательно-поисковом катере по тревоге выходили в море. Волны, разбиваясь о палубу, иногда захлестывали веером брызг ходовой мостик. Тут уж приходилось принять соленый ледяной душ от воротника до ботинок. Не помогала и многослойная одежда: теплое белье, шапка-ушанка, шинель, а поверх ее кожаная меховая куртка. Но от холодной воды, стекающей по спине, только шире распрямлялись плечи, и возникало почти веселое желание побороться, победить стихию!
На четвертом году службы почувствовал необходимость дальнейшей учебы, сел за учебники, подготовился к экзаменам и добился поступления в ближайший институт в Мурманске (дальше не пускали из-за политической обстановки в мире).
Думал, что после первого курса переведусь в Петрозаводск и продолжу флотскую карьеру, но обстоятельства жизни, которые порой сильнее нас, мне этого не позволили. Женитьба, рождение дочки, отсутствие жилья, материальные затруднения вынудили меня оторваться от флота и проложить другой курс. Но от Мурманска оторваться не смог, прикипела душа к Крайнему Северу. Незамерзающий залив, шум портов, запах рыбы над городом, красоты Кольского Заполярья, насыщенный темп жизни форпоста Арктики, величественные атомные ледоколы у причалов.
Моряки-североморцы в Заполярье всегда пополняли ряды защитников правопорядка. В любые годы, и прежде, и сегодня, можно встретить былых сослуживцев на самых разных должностях системы МВД, от рядового до полковника. Может потому, что и там, и там присутствует высокая степень риска, а значит, нужны схожие качества характера: стойкость, мужество, решительность, готовность прийти на помощь.
Так что, дальше по комсомольским и партийным путевкам была служба в МВД, работа в комсомольском и партийном аппаратах, снова служба в МВД и так тридцать два «календаря» испытаний, падений и взлетов, достижений и успехов. Но это уже другая история.
В 1995 году уволен на заслуженный отдых, но отдохнуть так и не удалось, оказывается, на пенсии жизнь только начинается, и впереди открылось множество нужных и важных дел. А на
службе за меня остались мои дети: дочь – полковник внутренней службы и сын – подполковник полиции (пока).
По предложению руководства областного Управления внутренних дел организовал изыскательскую работу, создал музей истории мурманской милиции и тринадцать лет им руководил. Параллельно активно участвовал в ветеранском движении МВД, в итоге возглавил областную ветеранскую организацию органов внутренних дел и внутренних войск и более пятнадцати лет являюсь председателем Совета.
За многие годы собран исторический материал, изданы с моим авторским участием три книги «Служа Отечеству – служу народу», «Служба дни и ночи» и «Заполярные ветераны МВД». Эти книги есть в библиотеке училища и у моих друзей, выпускников, достигших сияющих вершин на флоте и в других сферах деятельности: Булгакова, Бриллиантова, Шерстюка, Александрова, Новоселова, Шивдякова, Шабанова, Дудника, Хватова, Житнухина, Калмыкова.
За плечами 75 лет, но, как и во времена моей флотской молодости, хочется жить, любить, творить и радоваться сбывшимся мечтам.
Поздравляю руководство, боевой коллектив преподавателей и курсантов училища со 100-летием со дня основания! Желаю всем здоровья, удачи и благополучия.




И вместо послесловия несколько фраз и выражений, которые будут понятны моим товарищам-однокурсникам.


- Ватерлиния – на уровне. Ни выше, ни ниже. Применительно и к судну, и к человеку.
- «Ходили мы походами». Любовь к России остается навсегда.
- Шпангоуты, бимсы, кильсоны, стрингеры, тем более мачты и киль – пока не скрипят.
- Рангоут, такелаж, тали и ванты – в порядке.
- Пиллерсы и комингсы – на месте. Держимся и не спотыкаемся.
- Про «синие очи далеких подруг» и «замечательные кудри» еще споем!
- Мало нас, или много, тельняшки и фуражки в запасе есть. Одеваем их по флотским и военно-морским праздникам обязательно.
- И хотя «на висках морская соль», и «слезу на ресницах заметил» – это просто усилился ветер.
- Не спускать паруса! Все еще впереди.



Выпускник 1962 года, курсант Великоустюгского речного училища пожизненно, Владимир Котов.





Приложение.
О некоторых однокурсниках.


Бушков Ю.П. – штангист, фанат штанги, стрелок из пистолета и винтовки, скромный, работоспособный, обладал большой физической силой, но в драки не ввязывался, не хулиганил. Один из первых среди нас стал капитаном в Белозерске.
Вокуев А.М. – в противовес Бушкову, гордился своей физподготовкой, любил побороться, «организовывал» потасовки но в борьбе с командиром отделения Поповым В.М. проигрывал, впоследствии стал «качком» и, конечно, капитаном всех групп судов. Живет в Новосибирске.
Неганов А.Д. – командир отделения, подтянут, крепок, силен, уверен в себе. Пользовался успехом у девушек. Жил и работал на Кольском полуострове в поселке Никель, на комбинате «Печенганикель». Руководитель производства. Женился в Великом Устюге.
Маковеев С.Н. – труженик, спортсмен, капитан, добрейшей души человек, надежный товарищ.
Новик М.А. (Бриллиантов)- знаменитый московский капитан многопалубных туристических судов, начальник порта, доцент морской Академии, надежный друг, всегда помнит и чтит былое товарищество и флотское братство, они с женой Натальей гостеприимные люди. Уж я-то это знаю.
Ковалев В.П. - о нем много сказано выше. Заводила, душа компании, эрудит, оригинал во многих решениях и действиях. Женился на девушке Лене из Великого Устюга.
Харитонов В.С. – талантливый хоккеист, учился легко, один из первых капитанов судов на подводных крыльях. Материал о нем есть в музее училища.
Ключников А.А. – башковитый человек, командир отделения, лыжник, хороший судоводитель, хороший товарищ и рассказчик, живет в Медвежегоске.
Иванов Н.И. – отличник учебы, исполнитель патриотических и комсомольских песен, его закрепляли помогать отстающим, хорошо получалось подтягивать товарищей по учебе.
Хватов В.А. – хваткий борец, помощник капитана в Архангельске на Северной Двине. Полковник КГБ. Он никогда не забывал старых друзей-товарищей. Женился в Великом Устюге.
Дудник В.А. – наш старший товарищ, помкомвзвода, старшина, был для нас примером, отличник учебы, преподаватель, начальник отделения, зам. начальника речного училища. Женился в Великом Устюге еще во время учебы.
Огородов М.С. – строгий старшина роты, выделялся своей серьезностью и ответственным отношением к порученному делу.
Вохминов Ю.М. – заядлый футболист, спортсмен, уверенный в себе человек, служил на Северном флоте.
Ломунов В.А. – интеллегент, тонко понимающий музыку, играл в духовом оркестре, был замполитом на «Волгобалте», ходил в «загранку», избирался народным судьей в Великом Устюге. Единственный, кто среди нас не умел плавать и боялся воды.
Шивдяков Л.А. – деревенский вологодский парень, сын председателя, запомнился своеобразностью, упрямством и дерзостью. Из помощников капитана на Сухоне призван на военную сбужбу и дослужился до генерал-лейтенанта в артиллерии. Материал о нем представлен в музее училища.
Калмыков Н.М. – старпом на пассажирских судах, начальник порта в Тотьме, играл на гармошке, балагур, сосед мой по кубрику и близкий добрый, отзывчивый товарищ. Русский парень Коля Калмыков, так он о себе говорил.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.

ФОТОГРАФИИ В.А. КОТОВА.СРОЧНАЯ СЛУЖБА В ЗАПОЛЯРЬЕ.

Изображение

Изображение

Срочная служба в Заполярье. Северный флот. 1967 год.

Изображение

База флота. Поселок Гранитный. Заполярье. 1967 год.

Изображение

Увольнение на берег. Заполярье. Пос. Гранитный. 1967 год.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 28 фев 2020, 02:22, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник Великоустюгского речного училища 1962 года КОТОВ Владимир Александрович, советник начальника УМВД России по Мурманской области.

ФОТОГРАФИИ 1980-х - 2000-х.

Изображение

Семья Котовых. 1988 год. Мурманск.

Изображение

Семья Котовых. 1992 год. Мурманск.

Изображение

В.А. Котов. 2017 год. Мурманск.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3290
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Выпускник В_УРУ 1962 года Станислав Павлович БУЛГАКОВ.

Родился Станислав Павлович 7 сентября 1941 года в городе Ефремове Тульской области. В сухопутных местах. Как это часто бывает, мальчишки, никогда не видевшие не то что моря, большой реки, вдруг ставят перед собой цель: буду учиться в мореходке. Или в речном училище.
Великий Устюг в те времена был настоящим речным городом. Строил пароходы и баржи, отправлял пассажирские двухдечники от Вологды до Архангельска. Готовил отличных судоводителей и судовых механиков в одном из старейших речных училищ. Выпускники работали капитанами, механиками и..министрами. Зосима ШАШКОВ - нарком, министр речного флота с 1939 по 1960 годы, выпускник В-УРУ.
Станислав Павлович БУЛГАКОВ закончил Велико-Устюгское речное училище в 1962 году по специальности "Судовождение на внутренних водных путях..


Изображение


Молодого судоводителя направили в Петрозаводск, в Беломорско-Онежское пароходство. Начинал на тогдашнем флагмане пассажирского флота БОП-ва - теплоходе "К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ". Третий, второй, старший помощник капитана.
Довелось поработать и на знаменитом ледоколе "НЕВА"
Уже через три года, в 1965 году молодой речник-судоводитель экстерном закончил Ленинградское мореходное училище и получил диплом морского штурмана. А в 1971 году окончил Калининградское высшее инженерное морское училище МРХ СССР по специальности "Судовождение на морских путях" и получил квалификацию инженера-судоводителя.
В период учебы, используя каникулы и учебные практики, Станислав БУЛГАКОВ работал на судах Беломорско-Онежского пароходства. БОП и Карелия стали для Станислава местом интересной работы: пароходство интенсивно развивало перевозки в сообщении река-море.
Став капитаном, С.П. БУЛГАКОВ впервые в системе Министерства речного флота осваивал перевозки зерна морем в дальнем плавании на теплоходе "50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ" . Произвел расчеты, сделал техническое обоснование. Успешно проведенные экспериментальные рейсы позволили увеличить нагрузку судов типа "СОРМОВСКИЙ" при перевозке зерна морем на 250-300 тонн в каждом рейсе.
Вскоре Станислав Павлович назначается капитаном-наставником, передает накопленный опыт молодым капитаном растущего количественно и качественно транспортного флота БОП-ва.
Талантливого судоводителя и управленца заметили в Министерстве речного флота. С.П.Булгакова приглашают работать в Москву.
С.П.БУЛГАКОВ впервые в системе МРФ внедрил направление деятельности пароходств по ведению аварийно-претензионной работы, затрагивающей иностранные интересы.
Наработанная практика и созданная методология этого вида деятельности получили широкое распространение среди пароходств отрасли, осуществляющих внешнеторговые перевозки.
В 1984 - 1992 годах С.П.БУЛГАКОВ - заместитель начальника Главной инспекции по безопасности судоходства Министерства речного флота РСФСР ( с 1990 года -концерн "Росречфлот".)
Многолетняя плодотворная трудовая деятельность непосредственно на судах, в аппарате пароходства, в центральном аппарате МРФ РСФСР. И как результат- С.П.Булгаков - один из наиболее известных специалистов в сфере безопасности мореплавания и судоходства, морского права, подготовки кадров для флота.
С 1992 года Станислав Павлович -арбитр Морской Арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате РФ. В 2011 году-утвержден Членом президиума МАК при Торгово- Промышленной Палате РФ.
С.П.БУЛГАКОВ - автор 45 научных и учебно-методических работ и нормативных актов в области мореплавания, морского права, организации обеспечения безопасности судоходства.
Капитан дальнего плавания, капитан всех групп судов речного и озерного плавания, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, академик международной Академии транспорта. Награжден медалями и ведомственными знаками отличия, в том числе-за проявление мужества и высокий профессионализм при спасении и оказании помощи терпящим бедствие судам и их экипажам.
Доброго здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Станислав Павлович !


Из сборника Беломорско-Онежское пароходство 1940 -2007 г.г. Петрозаводск 2019 г.

Изображение

Станислав Павлович БУЛГАКОВ. Снимок в день 75 - летия. Капитан дальнего плавания. Инженер-судоводитель. Арбитр, член Президиума морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Председатель комитета МАК при ТПП РФ по назначению арбитров. Действительный член Международной Академии транспорта.
БУЛГАКОВ С.П. - первый и пока единственный представитель в МАК при ТПП РФ от речного флота России ( до 1990 года - Минречфлот РСФСР ) за всю 90-летнюю историю существования ( с 1930 года) этого международного третейского суда.

Выпускник Велико-Устюгского речного училища 1962 года.



Изображение

Однокашники С.П.БУЛГАКОВА. Фото из газеты "Речник Севера", 19 июня 1962 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 апр 2020, 22:34, всего редактировалось 2 раза.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость