Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 26 окт 2019, 01:35

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Одной из причин значительного отсева учащихся из речного техникума было платное обучение.

Постановление № 638
Речь идет о вполне официальном решении руководства СССР, подписанном Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) В. Молотовым. Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий» вышло в октябре 1940 года, незадолго до войны и было отменено Постановлением Совета Министров СССР в июне 1956 года.
Согласно этому решению правительства СССР, в 8,9 и 10 классах средних школ (а также техникумов, училищ и других средних учебных заведений) и ВУЗов была введена плата за обучение. Для школ и техникумов эта плата составляла в большинстве городов и сел – 150 рублей в год, для Москвы и Ленинграда, столиц ССР – 200 рублей. Для ВУЗов столичных городов (и Ленинграда) – 400 рублей в год, для остальных ВУЗов – 300 рублей.


Отчет В-Устюгского речного техникума за 1943-1944 учебный год. ( продолжение).

Не будем полностью показывать страницу отчета, где содержатся итоги переводных экзаменов в техникуме.
Отметим лишь, что всего в 11 группах тех же специальностей, что указаны на предыдущей странице, сдавали экзамены 210 учащихся, из них успевающих было 132 человека (62,9 %), на "отлично" сдали экзамены двое учащихся, на "4 и 5" -40 учащихся. 78 неуспевающих ( 37,1 %) это 45 человек, кто не успевал по одному предмету и 23 - по двум предметам. По трем и более предметам не успевали 10 учащихся.
В отчете говорится: "Наиболее позорную успеваемость показали первый и второй курсы отделения стажистов судоводителей, где учеба протекала без отрыва от производства, а также первый "Б" и второй "А" курсы судоводительской специальности и второй курс путейской специальности основного отделения по математике и физике.
Первый курс "Б" судоводительской специальности является самым слабым в техникуме, т.к. в нем наибольшее количество лиц, давно окончивших семилетку и по неколько лет после этого работавших на производстве. В этой группе, как указано выше, также произошел и максимальный отсев по неуспеваемости."


ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКА.

В 1944 году из техникума выпущено 47 человек, в том числе 10 человек судоводителей, окончивших основное отделение, 28 человек судоводителей, окончивших отделение стажистов и 9 человек техников водных путей, окончивших отделение стажистов.

Состав окончивших и оценки знаний на Государственных экзаменах следующие:
Основное отделение. Судоводители - 10 человек, в том числе 1 женщина. Членов ВКП (б) -нет, комсомольцев - 4, беспартийных - 6. Получено оценок: "5" - 12, "4" - 26, "3" - 22. Окончили техникум все.
Судоводители отделения стажистов - 28 человек, в том числе женщин - 1. Членов ВКП (б ) - 6, комсомольцев - 1, беспартийных - 21. Получено оценок: "5" -22, "4" - 46, "3" -100. Окончили все.
Путейцы отделения стажистов - 9 человек, в том числе женщин - 6. Членов ВКП ( б ) -нет, комсомольцев - нет, беспартийных - 9. Получено оценок: "5" - 13, "4" - 15, "3" - 20, "2" - одна. Один не окончил техникум.

Итого: сдавали выпускные экзамены 47 учащихся, в том числе женщин - 8. Членов ВКП (б) -6, комсомольцев - 5 , беспартийных - 36. Получено оценок: ""5" -47, "4" - 87, "3" - 142, "2" - одна.


После Государственных экзаменов окончившим отделение стажистов судоводителей, как имеющим плавательный стаж на судах, комиссией по выпуску проведено аттестование и присвоено судоводительское звание:
- капитанов второго разряда - 15 человек.
- штурманов второго разряда - 11 человек.
Двоим из окончивших, как не имеющим стажа плавания, работавшим диспетчерами, званий не присвоено.
Председатели Государственных комиссий, являющиеся представителями хоз. органов, по итогам выпускных экзаменов сделали письменные заключения о качестве подготовленных техникумом специалистов.
По итогам выпуска судоводителей отмечены только положительные моменты, недостатков не указано. По выпуску путейцев, кроме положительных сторон, отмечен недостаток увязки преподавания курса выправительных работ с опытом в этом направлении Северного Бассейнового Управления пути.
Все материалы Гос. комиссий своевременно были посланы ЦУУЗ-у.
В данное время окончившие техникум работают по своей специальности, как показала проверка в связи с реализацией приказа Наркома о внедрении штурманской системы, молодые специалисты используются правильно.


ИЗ КНИГИ "ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ ПОМОРЬЯ". стр. 136- 141. В завершающий период войны.


..Навигация 1943 года была особенной: именно в эту трудную навигацию свершилось примечательное событие, о котором в открытой печати до 1991 года не сообщалось. Речники Севера провели по рекам несколько подводных лодок "Малютка". Вели через Сухону, Малую Двину, Северную Двину - в Белое море. Это было в июне, лодки шли с интервалом в двое- трое суток. Вот что рассказывал мне, автору этой главы ( С.И.Шубин), Зосима Прокопьевич Корюкаев: "Работал я тогда заместителем начальника Котласского эксплуатационного участка. Как-то довелось идти на грузовом пароходе "Красный инженер". Шли с плавучим доком и "Малюткой". Потом за это получили награды: мне медаль "За трудовое отличие". Этот краткий рассказ был опубликован мною впервые в газете "Правда Севера" 15 августа 1991 года.

К 10 апреля 1944 года весь самоходный и несамоходный флот был готов к плаванию. Речники с нетерпением ждали открытия навигации. Однако на этот раз она началась на неделю позднее обычного. Уровни воды продолжительное время держались высокими. На Северной Двине суда едва продвигались против течения. В Орлецах, где скальные берега сузили фарватер и течение вод было стремительным, две небольшие баржи, груженые пиломатериалами, смогли вести вверх лишь три парохода, соединив свои усилия.
В Архангельском порту рейдовые пароходы не могли в одиночку справляться с выводкой барж от лесопильных заводов. Приходилось использовать дополнительную тягу.

Впервые за все время существования судоходства на Сухоне, где минимально необходимые глубины держатся только 90 дней, по реке из Великого Устюга были доставлены на Шексну 98 барж с грузом 33,5 тысяч тонн пиломатериалов, а в обратном направлении -78 барж с 25 тысячами тонн горючего.


Изображение

Подводная лодка "МАЛЮТКА".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 27 ноя 2019, 21:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 31 окт 2019, 01:09

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Река Сухона в районе Нюксеницы.


Отчет В-Устюгского речного техникума за 1943-1944 учебный год. ( продолжение).


СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧАЩИХСЯ.

За нарушение "Устава о дисциплине рабочих и служащих речного флота СССР" и Правил внутреннего распорядка техникума учащиеся подвергались административным взысканиям. За год было наложено следующее количество взысканий с указанием их причин:
1. Неподготовленность к урокам: 2 предупреждения.
2. Нарушение Правил внутреннего распорядка: выговоров - 9, строгих выговоров - 3, арест - 3.
3. Прогулы: выговоров - 20, строгих выговоров - 6, арестов - 4.
4. Пьянство: выговор - 1, строгий выговор - 1, арест - 1.
5. Невыполнение приказа: выговор - 1, строгих выговоров - 2, арестов - 4.

Количество лиц, подвергшихся взысканиям - 46, из них 11 человек подверглись взысканиям дважды.
Случаи пьянства падают на учащихся отделения стажистов.

Главным видом нарушения трудовой дисциплины в техникуме являлись пропуски уроков без уважительных причин, выражающиеся в самовольной отлучке домой, опозданиях с каникул, опозданиях на уроки более, чем на 5 минут, когда опоздание расценивается как прогул, с запрещением опоздавшему входить в класс до конца урока. Общий процент прогулов к количеству учебного времени составил 0,17 %.
Мероприятиями техникума по укреплению дисциплины являлись :
- Обсуждение нарушителей на собраниях.
- Вывешивание приказов с взысканиями на доске объявлений и посылка копий приказов родителям, а в отношении учащихся отделения стажистов - командировавшему их хоз.органу.
- Аресты применялись в исключительных случаях и с обязанностью посещать занятия и готовить уроки.
- В ряде случаев нарушителям дисциплины в порядке наказания давался наряд на выполнение определенной работы для техникума, как разделка дров для столовой и т.п.

Проверка прочности знаний учащихся проводилась через посещение директором и зав.учебной частью уроков, переводных экзаменов, просмотром письменных работ, посещением общежитий и беседами с учащимися, а также присутствием на всех выпускных экзаменах.
Утверждать, что знания всех учащихся достаточно прочны, нельзя. Это подтверждает большой процент неуспевающих. Однако борьба за прочность знаний учащихся ведется настойчиво, преподаватели ориентируются на повышение требований к учащимся, замечавшиеся случаи либерализма в оценке знаний учащихся по русскому языку и литературе осуждались как явление вредное для дела подготовки специалистов. Для иллюстрации в приложении к отчету даны образцы письменных работ учащихся на переводных экзаменах ( отличные, хорошие и плохие) и образцы билетов, дававшихся на переводных испытаниях.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО УЧЕБЫ.

Учебно-методическая работа в отчете за 1943-1944 учебный год освещена достаточно подробно, методы и приемы ее выглядят в значительной степени аналогичными прошлому учебному году 1942-1943.

ДОПРИЗЫВНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА. (ДВП).

Несколько больше внимания уделяется допризывной военной подготовке. ДВП охвачены не только все юноши-учащиеся, но и все девушки.
Отмечается, что военный кабинет все же не соответствует требованиям текущего момента, здесь нет образцов современного вооружения, не достаточно оборудования по связи. Но имеющееся -используется полностью.
Из 141 учащегося, кто подлежит допризывной военной подготовке, не успевает только один первокурсник путейского отделения. На "отлично" учатся по предмету 44 человека, на "хорошо" - 65 учащихся. ДВП в 1943-1944 году обучались 45 девушек.
В кружках занимались:
- В кружке автоматчиков - 30 человек.
- В кружке снайперов - 17 человек.
- В кружке ручных пулеметов - 26 человек.
Все обучающиеся зачеты сдали.
В лыжной подготовке приняли участие все учащиеся, сдали нормы 100 % обучающихся.
В летнем кроссе участвовали 111 человек, нормы сдали -80, на "хорошо" -12 человек.
В городских стрелковых соревнованиях участвовали 8 команд, или 40 человек. Учащиеся речного техникума заняли первое место.
Весь коллектив основного отделения сдал нормы на значок ПВХО, в этом году - 76 человек. В течение учебного года сдали нормы на значок ВС ( "Ворошиловский стрелок" ) -43 человека, ГТО - 19 человек, БГТО - 29 человек. Слабо были привлечены к сдаче норм учащиеся отделения стажистов и школы командного состава (ШКС ).

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 06 ноя 2019, 01:38

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Деревня на реке Сухоне.

Отчет В-Устюгского речного техникума за 1943-1944 учебный год. ( продолжение).

Отчет о культурно-массовой и политико-воспитательной работе.

Основными пунктами плана культурно-массовой и политико-воспитательной работы являются:
- Укрепление общественных организаций.
- Организация политучебы.
- Организация и проведение политических праздников.
- Проведение массовых лекций и докладов.
- Организация художественных и технических кружков.
- Улучшение связи с родителями.
В соответствии с планом была организована политическая учеба всех учащихся, проведение воскресников ( колка дров, выгрузка зерна для города, работы в подсобном хозяйстве), проведение вечеров художественной самодеятельности: учащиеся выступали в госпиталях, для рабочих судоремонтного завода.
Проведено 7 культпоходов в театр и кино.
Налажена переписка с фронтовиками.
Выпущено пять номеров стенной газеты техникума и 14 групповых стенных газет.
Оформлена витрина почетных людей, окончивших техникум.
К сожалению, по-прежнему недостаточно внимания уделяли успеваемости и повышению грамотности, привитию культурных навыков учащимся.


Работа с родителями.

Отмечается, что большинство учащихся - приезжие. С родителями таких учащихся производится постоянный обмен письмами. Родители регулярно уведомляются об учебе и дисциплине сына/ дочери.
Об исключении учащихся родители ставятся в известность.
Местные родители посещают техникум регулярно, для них проводятся родительские собрания.


Подготовка и организация практики учащихся.

А. В порядке подготовки к проведению производственной практики, техникумом были заключены договора с управлениями пароходств и БУП (Бассейновые Управления Пути). Все учащиеся до начала практики были распределены в соответствии с планом, по хоз.органам, но в дальнейшем данную ЦУУЗом разверстку, ввиду отсева учащихся, выдержать не удалось.
Составлен план руководства практикой, который и выполняется.
Б. Все учащиеся перед отправлением на практику проходили инструктаж в соответствии с тем видом практики, который они должны проходить.
Полученные от ЦУУЗ -а программы практики нами были типографским способом размножены и вручены каждому учащемуся. Все учащиеся снабжены памятками и тетрадями для составления отчетов. Руководителям практики разосланы памятки-инструкции по руководству практикой.
В. Учащиеся распределены на объекты и должности согласно приказа №97 . Имели место случаи нарушения приказа № 107. Так, четыре человека учащихся судоводительской специальности В-Устюгской пристани были назначены на должности боцманов и кассиров, но по требованию техникума переведены на должности штурвальных.
До сего времени учащиеся отделения стажистов: Коптяев, Колотова, Замятина и Заварзина используются Сухонским пароходством в должности боцманов и кассиров, не получая штурманской практики. Техникумом поставлен вопрос в категорической форме об использовании их в соответствии с приказом № 107.

Г. Инспектирование практики осуществляется путем выездов на линию преподавателей и заведующих специальностями. В настоящее время на линии находятся два преподавателя.
Учебные суда СУРП-ом выделены, но ввиду того, что учащиеся первого курса разбросаны по трем пароходствам, групповую практику организовать не удалось.
Д. Бытовое обеспечение учащихся на практике в текущем году налажено значительно лучше, чем в прошлую навигацию. На всех судах, где работают учащиеся, имеется коллективное питание. Имели место случаи в Шекснинском Бассейновом управлении Пути, когда учащиеся не имели постельных принадлежностей, но после вмешательства техникума, это устранено.

Е. Предварительная практика проходит на судах Северного пароходства и в Северном Бассейновом Управлении Пути. Учащиеся, отправленные на практику, прошли в техникуме инструктаж и прослушали техминимум.
На 20 июля из нового набора находятся на предварительной практике 31 человек.

Ж. По ходу практики необходимо отметить, что практика третьего курса путейской специальности по путевым работам проходит в Северном Бассейновом Управлении Пути неудовлетворительно. Ряд работ, предусмотренных программой практики, не производятся, а следовательно, учащиеся не смогут получить практических навыков в том объеме, какой необходим для техника пути.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 08 ноя 2019, 00:17

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Двинские дали.

Отчет В-Устюгского речного техникума за 1943-1944 учебный год. ( продолжение).

Бытовые условия учащихся, преподавателей и других сотрудников техникума.

1. ОТОПЛЕНИЕ.

А. В текущем 1943-1944 учебном году техникум и общежития топливом были обеспечены. Учащиеся отделения стажистов и ШКС, проживающие на частных квартирах, снабжались топливом через хозорганы, но снабжение было крайне недостаточным. В ограниченном количестве этой группе учащихся отпускал дрова и техникум.
Учебное здание техникума имеет центральное отопление и отапливается по договору Городской электростанцией.
Б. Начало отопительного сезона в учебном здании и общежитиях - 1 октября и конец - 15 апреля.
В. Температура в аудиториях и общежитиях во время отопительного сезона поддерживалась в 16 - 18 градусов Цельсия.


2. ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

А. Учащиеся получают организованное питание через имеющуюся при техникуме столовую.
Столовая находится в подвальном помещении учебного здания. Имеет только искусственное освещение. Но так как в текущем году были частые перебои в подаче электроэнергии, зачастую столовая освещалась при помощи керосиновых ламп.
Пропускная способность столовой недостаточная, вследствие чего иногда бывают очереди.

Б. Организованное питание учащиеся получают два раза в день: завтрак и обед. Как завтрак, так и обед состоит из двух горячих блюд.

В. Дополнительное питание учащихся производилось за счет продуктов, полученных с подсобного хозяйства техникума и частично выделенных сверх фондов по ходатайству техникума ОРСом Северного пароходства. На дополнительное питание израсходовано 6 тонн картофеля, 6 тонн овощей и 1,5 тонны зерновых культур, полученных с подсобного хозяйства техникума и 5 тонн овощей, 1 тонна рыбы и 1 тонна зерновых культур, полученных сверх фондов от ОРС-а Северного пароходства.
Для хорошо успевающих учащихся, а также слабых по состоянию здоровья, выдавалось дополнительно по 1 - 2 горячих блюда в день. Для нуждающихся, согласно заключения врачебной комиссии, было организовано диетическое питание. Этот вид питания выдавался нерегулярно, т.к. ОРС Северного пароходства, распределяя карточки на диет. питание своим организациям, техникуму или не дает совершенно, или выделяет очень ограниченное количество. ( 6 - 12 шт.)

Г. Меню, которое готовит столовая техникума, обычно состоит из двух блюд: первое - суп, чаще овощной ( из капусты или капустного листа ), заправленный мукой из расчета 5 граммов на человека и жирами 2 - 3 грамма, и второе блюдо - обычно крупяная или гороховая каша.
Иногда на первое дается суп из рыбы или сбоя мяса. Такое меню дается два раза в день. По нормам на день на человека полагается 60 граммов мяса или рыбы, 40 граммов крупы, 13 граммов жиров и 5 граммов муки.
Сверх этого расходуется ежедневно до 200 гр. овощей. Хлеба дается 500 граммов в день. Калорийность указанного набора продуктов в день по подсчетам санитарного врача равняется 1260 калориям.


3. ОБСЛУЖИВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

А. Обслуживание бытовых нужд учащихся производилось следующим образом: стирка белья, как постельного, так и тельного, проводится через организованную при общежитии прачечную: в части же ремонта обуви имеется соглашение техникума с артелью "Кожкомбинат", которая выделяет ежемесячно 15 талонов на ремонт обуви. Эти талоны профком дает нуждающимся и по ним артель ремонтирует обувь.
Пошивочных и починочных мастерских для одежды не имеется.

Б. Промтоваров для учащихся в этом году техникум ниоткуда не получал.
В. Учащиеся, дети фронтовиков и сироты, по ходатайству техникума, в дополнение к полученной стипендии, регулярно получали денежную помощь, а также предметы одежды и обуви от комиссии при Горисполкоме и Горсобеса. Таких нуждающихся было 6 человек.


4. ОБЩЕЖИТИЯ.

А. Имеющийся объем общежитий постельными принадлежностями, кроватями и прочим инвентарем обеспечен полностью. Значительная часть инвентаря общежитий, как жесткого, так и мягкого, находится во временном пользовании Госпиталя.
Б. Кипятком учащиеся в общежитиях снабжаются регулярно. В более крупных общежитиях имеются кубы для кипячения воды, в мелких же - самовары. Имеющиеся титаны в данное время не используются.
В. Отдельных комнат для самостоятельной работы в общежитиях, ввиду стесненности в площади, не имеется. Учащиеся занимаются в тех же комнатах, где и живут, т.к. в этих комнатах имеются большие столы, накрытые клеенкой, и стулья или скамейки.
В истекшем году, ввиду перебоев с подачей электричества, часто приходилось заниматься с керосиновыми лампами, иногда даже с "коптилками" из-за отсутствия ламповых стекол.
Для создания лучших условий в подготовке к урокам техникум выделил на вечернее время для самостоятельных занятий две аудитории в учебном здании, где электричество горело более постоянно.

Г. Смена постельного белья и полотенец проводится через каждые 10 дней регулярно, что приурочивается к посещению бани всеми, живущими в общежитии.
Один раз в месяц живущие в общежитии проходят санобработку, тогда же дезинфицируются их вещи и постельные принадлежности.
Довольно часто общежития посещаются санитарной инспекцией.
Случаи вшивости обнаруживались у отдельных учащихся, но довольно редко, и в этих случаях сразу же принимались экстренные меры санобработки.

Д. Для поддержания порядка и чистоты в общежитиях в течение всего года, по инициативе и под руководством комитета ВЛКСМ, проводилось соревнование на лучшую комнату и койку, что давало положительный результат. В лучшие по поддержанию порядка комнаты выдавались в первую очередь музыкальные инструменты, настольные игры, лучшая обстановка.
Санитарная инспекция находит содержание общежитий техникума в хорошем состоянии.
Успеху в хорошем содержании общежитий обязаны в значительной мере беззаветному труду и заботам коменданта общежитий, выдвиженке из уборщиц т. Конасовой М.А.


"ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ ПОМОРЬЯ". стр. 139.

Особенно острой была задача сохранения флота в пригодном состоянии. Пока шла война, немало делалось для ремонта самоходных и несамоходных судов. Летом 1944 года речники вынуждены были еще шире использовать дунинско-киселевские методы ремонта судов. Редакция газеты "Речник Севера" пропагандировала опыт лучших капитанов, механиков, шкиперов по уходу за судами и их ремонту. Экипажи судов "ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ", "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ", "КАРЛ ЛИБКНЕХТ", "Н.В. ГОГОЛЬ" и многие другие с честью выполняли поставленные задачи. И пароходство ежемесячно перевыполняло государственный план перевозок. В течение семи месяцев 1944 года СУРП держало первенство в работе среди пароходств Наркомречфлота, в течение четырех месяцев речники Севера завоевывали переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомречфлота.

Изображение

Капитан Северного речного пароходства А.П.ГУДИН, первый Герой Труда в пароходстве.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 10 ноя 2019, 01:25

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Изображение

Пассажирский пароход архангельских пригородных линий "№ 18", по фамилии бывшего владельца эти суда называли "Макарками".



Отчет В-Устюгского речного техникума за 1943-1944 учебный год. ( продолжение).


5. БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВ.

А. Для улучшения материального положения работников техникума в истекшем году достигнуто:
В вопросах питания - преподаватели получают питание в столовой по трехразовому пропуску ( 5 блюд в день), служащие - двухразовое питание ( 4 блюда).
Нуждающиеся в дополнительном питании по заключению врача получают или дополнительный диетический стол, или дополнительный пропуск на 2 или 4 блюда.
Все преподаватели с 1 апреля 1944 года получают также карточки СП-2, которые регулярно отовариваются.
Все сотрудники техникума имеют индивидуальные огороды, всего на 37 семейств -1,2 га, т.е. в среднем по 300-350 кв. метров на семью. Весной техникум организовал коллективную закупку семенного картофеля, выделив для этой цели нуждающимся кредит.
Учащиеся школы комсостава, как находящиеся на учебе в летний период, также получили через техникум землю для индивидуальных огородов и закупили в кредит семенной картофель и посадили.
Топливом обеспечены зимой были все работники через техникум. Нуждающимся давался керосин.

Б. Обеспеченность обмундированием сотрудников очень низкая.
На месте от ОРСа за весь год никаких промтоваров получить не удалось.
Через ЦУУЗ для руководителей и преподавателей за год получено: пальто драповых американских - 3 шт, отрезов на костюмы - 5, суконных костюмов - 5, бумажных костюмов - 5 и от СУРПа - бумажных костюмов - 10 и ватированных бумажных костюмов - 10. Полученное от СУРПа пошло не только преподавателям, но и служащим.
Выделенные Наркоматом 100 шт. шерстяной ткани и 500 шт. бумажной пока не получены.
Учащиеся стажисты обмундирование, согласно приказа Наркома № 50 от 18 февраля 1944 года, до сих пор не получали.

В. С получением уже обещанного или занаряженного материала для одежды положение будет более нормальным. Остается острым вопрос с бельем и обувью для всего коллектива, а также одеждой для учащихся основного отделения, особенно детей фронтовиков.


6. ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

В 1944 году техникум освоил подсобное хозяйство на площади 1,7 га, где посажено на 1,4 га картофель и на 0,3 га - сахарная свекла.
Участок подсобного хозяйства расположен в 1,5 км от техникума, поэтому уход за посевами не страдает.
Благодаря помощи Наркомата в июне месяце получена от Северного пароходства лошадь, каковой у техникума до этого не было. В апреле месяце получены от совхоза СУРПа одна корова и одна нетель. Теперь еще есть маленький теленок, так что техникум имеет 3 головы рогатого скота и лошадь. Сейчас идет уборка сенокоса и заготовка на зиму сена.
Необходимый инвентарь для подсобного хозяйства имеется.


7. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ.

А. Освоение нового набора. План набора на основное отделение - 90 человек. Имеется на 20 июля - 112 заявлений, но по вызовам на приемные испытания подавшие заявления прибывают туго из-за задержки их по месту жительства на своих работах. Зачислено в техникум и послано на предварительную плавательскую практику только 31 человек. Остальные, подавшие заявления, вызываются на экзамены на 20 августа и 20 сентября.

Б. План и ход ремонта здания.
Учебное здание требует текущего ремонта. Смета составлена на сумму 20181 руб.
СУРП дал обязательство провести ремонт силами завода "Нацфлот", но последний до сих пор к ремонту не приступил, мотивируя недостатком рабочих.
Ремонт инвентаря проводится через частные руки, по договору.
В. Обеспеченность топливом.
При помощи Наркомата техникум получил наряд на 500 складочных кубометров дров, часть которых уже приплавлена и свезена во двор ( 120 кубометров ), остальная часть находится в пути.
Кроме того, техникум вырубил на зиму в лесу у Гортопа 250 кубометров, на которые теперь получил наряд на 220 склад. кубометров и будет осваивать в запани.
Также получена от СУРПа и приведена в Устюг старая баржа на слом для снабжения дровами учащихся стажистов, которым придется проживать на частных квартирах со своими дровами.
Можно считать, что при годовой потребности в 600 кубометров, получаемыми дровами техникум будет обеспечен полностью.
Стоит лишь большая задача - все эти дрова выкатать и подвезти к месту потребления.

Г. О недостатке педагогических кадров было указано выше.
Д. Столярно-такелажная мастерская к началу учебного года будет полностью оборудована, помещение имеется, часть инвентаря и инструмента также. К получению недостающего меры приняты.
Е. В части пополнения оборудования на месте, своими силами удается делать самое минимальное. Учебное оборудование необходимо заказывать через ЦУУЗ, которому списки на имеющееся даны, типовое оборудование разработано, и недостающее можно определить. Хозяйственного оборудования для контингента учащихся достаточно, нужно лишь его ремонтировать, что сейчас и производится.
Главная нужда в подготовке к новому учебному году ощущается в бумаге, чернилах, туши, перьях, карандашах, чего на месте в продаже совершенно нет, что крайне желательно заготовлять в централизованном порядке.
Также нужны учебники по истории, английскому языку, литературе, экономике речного транспорта.


8. ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ТЕХНИКУМА.

Лучшими людьми в коллективе работников техникума являются:

1. КОЖЕВНИКОВ Леонид Александрович, член ВКП (б), заместитель директора по учебной части, честный, преданный делу работник, хороший организатор и товарищ, авторитетный и грамотный преподаватель и руководитель педколлектива.
2. ЧЕРБУНИН Федор Васильевич, кандидат ВКП (б), преподаватель математики, старейший работник техникума, прекрасно знающий свой предмет и методику преподавания, требовательный педагог, регулярно повышающий свою политическую и деловую квалификацию, настойчиво работающий над глубоким усвоением знаний учащихся.
3. ПОПОВ Леонид Николаевич, кандидат ВКП (б), преподаватель судомеханики, электро- и радиотехники, председатель профкома техникума, хороший, авторитетный преподаватель и большой помощник администрации в организации коллектива на выполнение хозяйственных задач.
4. ЛАХМЕНЕВА Глафира Васильевна, заведующая канцелярией техникума, выдвиженка из машинисток, работающая в техникуме 20 лет, весь год работала одна вместо трех работников в прошлом, т.е. заведующего канцелярией, делопроизводителя и машинистки. В работе, отчетности и содержании делопроизводства очень аккуратна и исполнительна.
5. КОНАСОВА Мария Алексеевна, комендант общежитий, выдвиженка из уборщиц, исключительно честный и преданный делу работник, очень аккуратна, трудолюбива, исполнительна, любит учащихся, заботится о них, добивается чистоты и порядка в общежитиях.


Директор техникума ТЮКАВИН.

СВЕДЕНИЯ ПО ОТСЕВУ УЧАЩИХСЯ ВЕЛИКО-УСТЮГСКОГО РЕЧНОГО ТЕХНИКУМА ЗА 1943-1944 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Судоводительское отделение.
Первый курс, группа А: призвано в РККА - 1 учащийся, отчислены по материальной необеспеченности -нет, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - 3, не явились на учебу после каникул - 5.
Первый курс, группа Б: призваны в РККА -2, отчислены по материальной необеспеченности - нет, отчислены за нарушения дисциплины -нет, отчислены за неуспеваемость - 11, не явились на учебу после каникул - 1 учащийся.
Второй курс, группа А: призваны в РККА - 2, отчислены по материальной необеспеченности -нет, отчислены за нарушения дисциплины - 1, отчислены на неуспеваемость - 1, не явились на учебу после каникул - нет, перевод в другое учебное заведение - 1 учащийся.
Второй курс, группа Б: призваны в РККА - нет, отчислены по материальной необеспеченности - 1, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - нет, не явились на учебу после каникул - 2 учащихся.
Третий курс ( на курсе одна группа): призваны в РККА - 2, отчислены по материальной необеспеченности - нет, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - нет, не явились на учебу после каникул - 1 учащийся.
ИТОГО по отделению: призваны в РККА - 7, отчислены по материальной необеспеченности - 1, отчислены за нарушения дисциплины - 1, отчислены за неуспеваемость - 15, не явились на учебу после каникул - 9, переведен в другое учебное заведение - 1 учащийся.


Путейское отделение.
Первый курс ( одна группа): призваны в РККА - нет, отчислены по материальной необеспеченности - нет, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - 9, не явились на учебу после каникул - 2 учащихся.
Второй курс ( одна группа): призваны в РККА - нет, отчислены по материальной необеспеченности -нет, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - 1, не явились на учебу после каникул - нет, переведен в другое учебное заведение - 1 учащийся.
Третий курс ( одна группа): призваны в РККА - нет, отчислены по материальной необеспеченности - нет, отчислены за нарушения дисциплины - нет, отчислены за неуспеваемость - нет, не явились на учебу после каникул -нет.
ИТОГО по отделению 10 неуспевающих, двое не явились на учебу после каникул и один переведен в другое учебное заведение.


ВСЕГО по техникуму ( основное отделение): призваны в РККА - 7 человек, отчислен по материальной необеспеченности - 1 человек, за нарушения дисциплины отчислен - 1, за неуспеваемость отчислено 25 учащихся, не явились на учебу после каникул - 11 человек и переведены в другие учебные заведения 2 человека.

"ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ ПОМОРЬЯ", стр. 140:

Навигационный план 1944 года по перевозкам грузов в целом был выполнен....
По всему чувствовалось: грядет наступление новой, мирной жизни. С 24 августа Военный Совет Архангельской области дал указание о снятии светомаскировочного режима на Северной Двине от ее верховий до Вайнова....
Мирная жизнь выдвигала новые задачи. Пора было всерьез заняться возрождением флота. В связи с этим в 1944 году была намечена большая программа восстановительных работ на 1945 год, разработана программа строительства жилья и социально-культурных объектов. Все это тщательно прорабатывалось на совещании руководящих работников всех пароходств, обслуживающих северо-западные территории страны.
Это совещание состоялось 20-25 января 1945 года в городе Вологде. Намечено было создание строительных контор в Череповце, Сыктывкаре; примечателен и такой факт: создавались курсы чертежников ( будущие здания и сооружения должны появиться вначале на ватманских листах).
Возрастание темпов строительства невозможно без этой категории работников.
Планировалось строительство новых самоходных и несамоходных судов, дебаркадеров.
Определены были меры по подготовке кадров в речных техникумах и ФЗО, в школе юнг-речников, которая с 1944 года действовала в Архангельске.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 13 ноя 2019, 00:40

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Экипаж парохода "ЧЕРНЫШЕВСКИЙ" Сухонского речного пароходства.

1944 год. Некоторые цифры из архивного дела 347-1-110.

Документы вышеуказанного дела во многом повторяют содержание отчета за 1943-1944 учебный год. По состоянию на 01 января 1944 года в техникуме на основном отделении обучается:
1. Судоводителей -113. Путейцев - 79. Всего 186 учащихся.
2. Среди них: женщин-судоводителей -35, путейцев - 37. Всего - 72 учащихся.
3. Учебных групп: судоводителей - 5, путейцев - 3. Всего 8 учебных групп.
4. На первом курсе обучается 60 судоводителей, путейцев - 36. Всего на первом курсе - 96 учащихся.
5. На втором курсе обучается 43 судоводителя и 25 путейцев. Всего на втором курсе - 68 учащихся.
6. На третьем курсе обучается 10 судоводителей и 12 путейцев. Всего на третьем курсе - 22 учащихся.
7. По социальному положению: судоводители - рабочих всего 39 человек, путейцы- 29 человек. Из колхозников у судоводителей 30 человек, у путейцев - 14. Из служащих у судоводителей 39 обучающихся, у путейцев - 29. Три человека в техникуме - из детдома, кроме того указано трое прочих без уточнения.
8. По партийной принадлежности: членов ВКП (б) - нет, комсомольцев всего 57 на всех трех курсах, беспартийных - всего 129 учащихся.
9. По национальной принадлежности: русских -181 человек, украинцев -3, евреев -2, коми - нет.
10. Без стажа в техникуме обучается: 186 человек, ( т.е. 100% учащихся ).
11. Образование на момент поступления: 7 классов - 136 человек, 8 классов - 27 человек, 9 классов - 19 человек и 10 классов - 4 человека.
12. Штат работников техникума: руководителей - 2, преподавателей - 15, служащих - 7 и обслуживающего персонала - 17 человек. Всего - 41.


Изображение

Изображение

Изображение

Списки выбывших из техникума и в 1944 году достаточно объемные. Основная причина отчисления - учащийся не успевает по ряду предметов. Дисциплинарных нарушений немного, отчисления по необеспеченности стали единичными.
Нет и значительного количества призванных в РККА, но это объясняется скорее практически полным отсутствием учащихся призывного возраста.
Просматривая директивные документы из НКРФ, означенные грифом "секретно", читаем, что учащиеся, когда приближается срок их призыва на военную службу, всячески пытаются призыва избежать. Вероятно, именно из-за нежелания отправки на фронт после трех лет учебы и получения диплома, учащиеся просят оставить их, как школьных двоечников, "на второй год", что администрация техникума разрешает. Но грозный окрик из Москвы пресекает эти уловки.


Список выбывших учащихся в ноябре 1944 года значителен, причины различны. Всего за ноябрь месяц из техникума выбыли 23 учащихся. Документ читается с трудом, поэтому копируем его:
1. ЗАЙКОВ Ю.Д. - 2 курс штурман. В РККА, приказ № 137 от 01. 11. 1944 г.
2. СУКОВАТКИН А.С. - 2 курс, штурман. То же.
3. МАСЛОВА С.И. - ...…2 курс, штурман. По болезни. Приказ 149 от 21.11. 1944 г.
4. ЮГОВА В.З. - . . . . .2 курс, штурман. По семейным обстоятельствам. Приказ № 145 от 21.11. 1944 г.
5. УСАЧЕВ В.М. . . . . .3 курс, штурман. В РККА - приказ №137 от 01. 11.1944 г.
6. ТЧАННИКОВ В. . . . .3 курс, штурман. То же.
7. ВОЙТОВА О.А. . . . . 3 курс, штурман. Ввиду реэвакуации. Приказ № 145 от 16.11.1944 г.
8. ЖАРОВА Н.И. . . . . 3 курс, штурман. То же.
9. ПОЛЯКОВА А.П. . . . 3 курс, штурман. По семейным обстоятельствам. Приказ № 145 от 16.11. 1944 г.
10.ОГАРКОВ В.А. . . . 3 курс, штурман. В РККА. Приказ № 151 от 28.11. 1944 г.
11. ФЕДОРОВА И.И. . . 3 курс, гидро - . Реэвакуация родителей. Приказ № 145 от 16.11. 1944 г.
12. ГОРОХОВСКИЙ Г.Н. 1 курс, гидро-. По семейным обстоятельствам. Приказ № 143 от 14.11.1944 г.
13. ЦЫЛЕВ И.И. . . . . .1 курс, гидро-. Неявка на учебу. Приказ № 150 от 24.11. 1944 г.
14. КАЛИКИНА З.С. . . 2 курс, гидро - По необеспеченности. Приказ № 145 от 16.11.1944 г.
15. РЫБИН, СОЛОВЬЕВА, АБРАМЕНКО - оставлены на 2 курс во 2 класс штурманов.
16. БАСКАКОВА А.Д. - оставлена на 2-й год на 3 курсе.
17. УДАЛЬЦОВ Н.В. - переведен на отделение стажистов. 3 курс, штурман.
18. ЧЕРНЯЕВ . . . . . . оставлен на 2-й год во втором классе, гидротехник.
19. ШЕСТАКОВ Н.З. - оставлен на 2-й год, 3 курс, штурман.
20. ПОЛУЯНОВ Н.Н. - то же.
21. КОНОВАЛОВ . . . то же.
22. КОТЕЛЬНИКОВ. . оставлен на 2-й год, 1 курс.
23. СОЛОВЬЕВ Г. . . то же.

30 ноября 1944 года. Зав. канцелярией ( подпись неразб.)


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 16 ноя 2019, 01:58

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Правый приток Северной Двины, не менее прекрасная судоходная река Вычегда.

По данным отчета за декабрь 1944 года пять учащихся ушли переводом в Лимендский речной техникум ( Котлас), четверо отчислены за неуспеваемость, двое совершили преступление на производстве и по этой причине отчислены, один учащийся ( фамилия не указана) погиб на производстве и один отчислен по семейным обстоятельствам.

Архивное дело 6-30-35 - "Переписка по личному составу и учету военнообязанных секретного характера. В-УРТ, содержит документы, датированные периодом 20 января - 25 октября.
В деле содержатся документы о проверке бронирования учащихся ( в документах появляется термин "студенты" касательно учащихся техникума). Председатель Всесоюзного Комитета по делам высшей школы С.КАФТАНОВ в директиве из Москвы запрещает мобилизацию студентов ВУЗов и техникумов на хозяйственные работы.
Директор В-УРТ ТЮКАВИН Н.Л. сообщает в военный отдел НКРФ: на 01 июля 1944 года в техникуме 2 руководящих работника, оба числятся как годные к строевой службе.
Из 14 преподавателей годны к строевой службе -8 человек.
Из 20 служащих техникума годных к строевой службе нет.
Из 180 учащихся достигли призывного возраста 10 человек.
На 01 октября 1944 года цифры по годности к строевой службе следующие:
Из двух руководителей по-прежнему оба: директор и его заместитель годны к строевой службе.
Преподавателей в техникуме - 12, годны к строевой - 6 человек.
Служащих как и в июле - 20, годных к строевой службе нет.
Учащихся в октябре уже 226 человек, достигших призывного возраста - 9.


Архивное дело 347-6 - 35 "переписка по личному составу за 1945 год" .

К сожалению, это единственный документ за 1945 год, находящийся в нашем распоряжении. Дело состоит всего из 4 листов, два из каковых - описи. Лист - 4 - письмо военного отдела НКРФ о переводе военнообязанных и отсрочках. Подчеркивается, что на речном флоте отсрочка от срочной военной службы не предоставляется, что выглядит в общем-то странно на фоне победоносного завершения войны.

"Голубые дороги Поморья", стр.141-142:

Навигация 1945 года оказалась самой короткой за все годы войны, она длилась всего 157 дней. И план перевозок грузов к уровню 1944 года составил всего лишь 86,4 % . При плане 3,8 млн.тонн перевезено было 3,6 млн. тонн грузов. План по перевозкам пассажиров также не был выполнен: при плане 7,4 млн.человек, перевезены лишь 5,7 млн. человек.
…В последнюю военную навигацию крайне велики были простои буксирного флота, что отрицательно сказалось на выполнении плановых заданий по общим перевозкам. Так, простои буксирного флота при норме 21 % составили за навигацию 43% от эксплуатационного времени. Основными причинами сверхплановых простоев были забор топлива, продолжительные ремонты, некомплект команды, ожидание контрольных пароходов и т.д.
Команды не могли даже работать в две смены , поскольку мала была их численность. И по этой причине допускались простои. Сказывалось низкое качество ремонта судов.
Исключительно напряженным было положение с топливом. Недостаток топлива приводил к тому, что пароходы, шедшие с плотами, не имели возможности получать его на ходу. Команды нередко вынуждены были ставить плоты на прикол и собирать аварийную древесину по берегам рек, а на дровобиржах вынуждены были сами загружать дрова на борт. Топливо имело высокую влажность, что не позволяло поддерживать техническую скорость судов.

Решающими грузами в перевозках последних военных лет были лесные грузы. По удельному весу в 1945 году они составляли 84,2 % от общих перевозок. Следующими видами перевозок по удельному весу были сухогрузы ( 14,6 %) и нефтеналивные грузы ( 1,2 % ). Из сухогрузов наибольшими по объему и удельному весу были: лес в судах, минерально-строительные материалы, каменный уголь, хлебные грузы. Особенно заметно в последний военный год возросли перевозки хлеба, минерально-строительных материалов.

В пароходстве (СРП ) постоянно ощущался недостаток кадров, это было характерно как в начальный период войны, так и на завершающем этапе. В 1945 году пришлось подготовить 2770 человек, прежде всего рабочих массовых профессий плавсистава ( по плану нужно было подготовить 890 человек ). Недостаток рабочей силы покрывался путем организованного набора в колхозах по нарядам, а также осуществлением свободного найма.
Ежегодно на флот приходили от 2 до 3 тысяч рабочих, т.е. почти половина всего пополнения. Наркомречфлот неоднократно отмечал большую работу, проводимую в Северном речном пароходстве по подготовке кадров. В 1945 году при плане подготовки 1345 человек, в пароходстве были обучены 1364. Большинство из них - женщины. В портах и на судах работали свыше 2 тысяч женщин.
… К дню Победы в списках мезенских судовых команд из 140 человек только 62 были мужчины и юноши, а 78 - женщины. Если до войны в экипажах судов они занимали скромные вспомогательные должности, то война поставила их за штурвал. Т.Ф. ДЕРЯБИНА ( пароход "ЛУЧ" ), А.В. МАСЛЕННИКОВА ("СМОЛЕНСК" ), Н.А. СЕДУНОВА ("ВЕТЛУГА") были помощниками капитанов, Т.Н. СМОРОДИНА, М.А. ИГУШЕВА, М.И. МАТВЕЕВА ("КОМСОМОЛКА" ), Д.В. ХАЛТУРИНА, А.С. МАКСИМОВА (" СУРЯНИН" ), А.П. ХАЛТУРИНА ("ВОЛОЧАЕВСК"), А.И. АНДРЕЕВА, М.К. КИПРИЯНОВА, П.Т. МАЛЫШЕВА ( "ЛУЧ"), Е.К. ЛИСТОВА (" СМОЛЕНСК"), А.И. ШАРУХИНА ("ВЕТЛУГА") - штурвальными. Многие женщины плавали кочегарами. Как свидетельствуют документы, мужчин-грузчиков в годы войны на реке Мезени не было."


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 20 ноя 2019, 01:38

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Пассажирский дебаркадер пристани Великий Устюг.

В архивных документах Велико-Устюгского речного техникума нет документов, касающихся учебно-методической деятельности и административно -хозяйственных вопросов учебного заведения. Первый послевоенный выпуск техникума- 21 судоводитель и 21 гидротехник - путеец. 32 человека закончили техникум без отрыва от производства.
Вернулись в техникум бывшие фронтовики, те, кто был призван в РККА и на флот. В материалах, освещающих работу техникума первых послевоенных лет встречаем фамилии: ИСУПОВ В.Н., КОЛПАКОВ П.И., ЗАГОРОДСКИЙ Л.С., ХОМУТИННИКОВ А.И., и другие.
Бывшие фронтовики служили примерам учащимся, кто пришел в техникум со школьной скамьи, помогали преодолевать трудности послевоенных лет. Работали на разгрузке судов с продовольствием, заготовляли дрова для техникума в свободное от занятий время.
1945 год отмечен для города еще и тем, что самое крупное предприятие Великого Устюга - завод имени Национализации флота 10 октября был переименован приказом Народного комиссара речного флота З.А. ШАШКОВА и стал называться: Велико-Устюгский судоремонтно-судостроительный завод.


В послевоенные годы завод специализируется на постройке тентовых металлических барж грузоподъемностью 600 тонн, деревянных лесовозных барж, капитально ремонтирует, фактически -восстанавливает двухдечные пассажирские пароходы "А.И.ЖЕЛЯБОВ" ( построен в Сормово в 1911 году), "ИВАН КАЛЯЕВ" ( построен в Сормово в 1909 году) и "М.В. ЛОМОНОСОВ" ( построен в Коломне в 1905 году). Для производства отделочных работ на этих пароходах группа столяров-краснодеревщиков была командирована в Ленинград и Ригу, где позднее была изготовлена вся мебель, которую установили в помещениях северо-двинских лайнеров.
Строились на ССРЗ и суда других типов: понтоны, плашкоуты, брандвахты, рыболовные боты, дебаркадеры.
Основными объектами машиностроения были пароручные рулевые машины, паровые двигатели, паровые трюмные подъемники.

На основании Закона Верховного Совета от 15 марта 1946 года и приказа НК речного флота СССР от 23 марта 1946 года было создано Министерство речного флота СССР.

Изображение

Вместе с тем, политическая ситуация в стране оставалась напряженной. Массированная кампания за "утверждение советского патриотизма против тлетворного влияния Запада" находит выражение в принятом в марте 1947 года Постановления Совета Министров СССР "О судах чести в Министерствах СССР и центральных ведомствах, принятии новых законов о государственной тайне и секретности, в создании комитета по информации и специальной службе дезинформации. Разработка сталинской программы строительства коммунизма начиналась в условиях усиления репрессивной политики, насаждения лицемерия и растущего страха.

1947 год. Велико-Устюгский речной техникум реорганизуется в речное училище закрытого типа.

Приказом Министра речного флота СССР З.А. ШАШКОВА от 4 сентября 1947 года В-УРТ реорганизован в В-УРУ. Учащиеся стали курсантами, стали получать бесплатное форменное обмундирование морского образца, рабочее и парадное, была введена военно-морская кафедра и ношение погон установленного образца. Была введена должность заместителя начальника училища по военно-морской подготовке, на эту должность приказом Главкома ВМФ был назначен капитан второго ранга ТИМОФЕЮК Н.В.

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 23 ноя 2019, 21:50

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Пассажирский пароход "А.И. ЖЕЛЯБОВ", до 1918 года- "ГЕНЕРАЛ КОНДРАТЕНКО". Этот пароход был фактически восстановлен в 1945 году на судоремонтно-судостроительном заводе в Великом Устюге.

Мирная и трудная вторая половина 1940- х годов. Техникум реорганизуется. Продолжение.

Личный состав курсантов училища сформирован в учебные роты. Командирами рот назначаются кадровые офицеры военно-морского флота. Создан военный кабинет, оборудованный артиллерийским и торпедно-минным оборудованием. Училище готовит офицеров запаса военно-морского флота. Прекращен прием в училище лиц женского пола. Перед выпуском курсанты направляются на стажировку в основном на корабли Северного флота. Ставится вопрос о расширении училища, увеличивается набор.
В сентябре 1947 года приказом Министерства речного флота № 281 вводится форма одежды для работников и учащихся системы МРФ СССР.
Устанавливаются персональные звания и новые знаки различия и в Велико-Устюгском речном училище.


Изображение

Столь резкий поворот в работе техникума, ставшего практически военным учебным заведением студентами воспринимается неоднозначно. Но большинство молодых людей к нововведениям отнеслись положительно. Решилась проблема питания: теперь кормили всех и бесплатно. Второй сложной проблемой трудного послевоенного времени для большинства вчерашних крестьян была одежда. Теперь курсантов училища одевали в единую, достаточно добротную и красивую морскую форму.
В то же время, полностью ограничили свободный выход на пределы училища, была введена система наказаний по образцу военно - морского флота: внеочередные наряды и аресты ( хотя аресты в условиях военного времени в отношении учащихся-нарушителей дисциплины применялись и в техникуме).
Приказом Министра речного флота № 127-36 от 13 августа 1948 года присвоены персональные звания преподавательскому составу и административно-хозяйственным работникам . Директор техникума именуется начальником училища и ему присвоено звание инженер-капитана речного флота 2 класса.
В этот период начальником училища назначен бывший заведующий путейским отделением ( специальностью) КОЖЕВНИКОВ Леонид Александрович, 1906 года рождения, выпускник гидротехнического факультета ЛИИВТа 1932 года.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta » 24 ноя 2019, 00:55

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Начиная с 1949 года Велико-Устюгский ССЗ стал получать новые, более мощные колесные паровые буксиры проекта 732.
Эти суда были спроектированы СКБ завода "Ленинская Кузница". Проект утвердил Народный комиссариат речного флота 9 июня 1945 года, то есть еще в ходе войны возник вопрос о необходимости постройки большой серии недорогих и "всеядных" буксиров, способных водить плоты и составы не только на магистральных реках, но и в условиях сравнительно мелководных судоходных путей. Страна испытывала острый дефицит дизельных двигателей и использование неприхотливых паровых энергетических установок было логичным решением проблемы. Все 17 судов проекта 732, что пришли в Великий Устюг, были построены в Перми, они перегонялись через Северо-Двинскую систему и Сухону с демонтированными обносами.

Основные размеры судов:
габаритная длина - 57,9 метра
габаритная ширина - 17,5 метра
ширина корпуса - -7,6 метра
высота от ОЛ без мачт и антенн - 9,0 метров
высота борта - 2,4 метра
высота надводного борта - 1,3 метра.
Параллельно с рассказом о послевоенном становлении речного училища мы расскажем о новом флоте, который приходил в Великий Устюг.


ВЕЛИКО-УСТЮГСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ В 1950-1951 УЧЕБНОМ ГОДУ. Материалы архивного дела 347-2-2.

Как уже упоминалось, мы не располагаем архивными документами за период 1948-1949 годы.
Зато 1950-1951 учебный год освещен в отчете достаточно подробно. Можно заметить, что улучшилось качество бумаги, на которой выполнен отчет, документ отпечатан достаточно четко и только невозможность расшить дело и отсканировать отдельные листы вынуждает нас перепечатывать текст отчета.
Отметим, что выросло количество обучаемых, именуемых с 1947 года курсантами. К судоводительской ( штурманской ) и путейской специальности добавилась эксплуатационная. Значительно увеличилось число предметов и количество часов, отведенных на изучение предметов. Срок обучения увеличен: теперь в училище курсанты осваивают специальность в течение четырех лет. Из документов отчета можно видеть, что значительно вырос конкурс среди поступающих: дети послевоенных лет стремятся попасть в учебное заведение, где государство обеспечивает воспитанников питанием, обмундированием и бесплатным общежитием. Немаловажно, что после завершения обучения выпускники проходят военно-морскую стажировку и получают звание офицера запаса, что освобождает от отбытия воинской повинности на рядовых должностях при призыве на срочную службу.


УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА В 1950-1951 УЧЕБНОМ ГОДУ.

Училище имеет учебный корпус с 12-ю аудиториями общей площадью 640 квадратных метров, но оно для училища мало и ни в какой степени не удовлетворяет его потребностям. Имеется удовлетворительное учебное оборудование для штурманского, путейского, физического, химического, военно-морского, механического и чертежного кабинетов.
Но это оборудование размещается в обычных классных аудиториях, в которых очень часто проводятся учебные занятия по предметам, не имеющим отношения к оборудованию, расположенному в данной аудитории. Такая стесненность не дает возможности нормально организовать работу кабинетов.
Кроме того, училище не имеет ни одной лаборатории, а следовательно встречается с большими трудностями при проведении лабораторных работ, предусмотренных учебными программами. Лабораторные работы проводятся в тех же кабинетах.


Библиотека расположена в комнате далеко недостаточной по ее величине и имеющиеся 17042 тома книг на стеллажах не размещаются, а дополнить стеллажи некуда, поэтому часть книг приходится хранить в шкафах, выставленных в коридор.
Читальня была вынесена в зал совершенно не удовлетворяющий требованиям читальни.

Физкультурный зал совершенно отсутствует, занятия по физподготовке проводятся в зале столярных мастерских, что крайне неудобно и мешает одно другому.

Училище имеет пять общежитий общей площадью 1038 квадратных метров, или на одного курсанта 3,5 кв. метра.
Кроме этого, 60 курсантов жили на частных квартирах.
Общежития и частные квартиры расположены в разных направлениях и далеко от учебного здания, что крайне затрудняет работу с курсантами вне учебного времени и отнимает у курсантов много времени для несения нарядов.
Все интернаты арендованные, из них четыре у Горисполкома и одно у СУРПа.
На 1951 - 1952 учебный год интернатов не хватает на 90 человек.


Изображение

Знаки различия работников и учащихся Министерства речного флота СССР образца 1947 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 ноя 2019, 03:05, всего редактировалось 1 раз.

Ответить