Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Буксирный пароход "ПСКОВ" Сухонского речного пароходства.


Документы военных лет. 1941 год.

Изображение

Контингент техникума на 01 января 1941 года.

Изображение

Документ о наказании за опоздание на работу. В 1941 году в техникуме новый директор -ТЮКАВИН. Выяснить подробности и причины смены руководителей пока не представляется возможным.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Капитаны Сухоны в трудные годы войны, те, кого подготовил Речной техникум в Великом Устюге .

С начала Отечественной войны по Сухоне хлынул поток воинских грузов на Архангельск. Для нужд обороны Советского Заполярья с Волги шли подводные лодки в доках, сторожевики и морские охотники, торпедные катера, баржи с мазутом и оборудованием.
Многие объекты по своим размерам с трудом вписывались в габариты судового хода, и их было сложно провести по тесным каналам и со­оружениям Северодвинской шлюзованной системы и, в особенности, по бурным стремнинам Нижней Сухоны. Диву даешься, в каких условиях порой приходилось работать речникам и прежде всего капитанам и лоцманам. Немало таких забот, к примеру, выпало на долю капитана парохода «Турксиб» Н. И. Коншина, обладавшего решительностью действий в сложных ситуациях. В 1944 году им была спущена целая флотилия военных кораблей - три подлодки (С-16, -17, -19), два сторожевика и несколько торпедных катеров. Возвращающиеся из Архангельска в том году баржи, загруженные лесоматериалами для Москвы, проводились по Нижней Сухоне уже на спаде воды в условиях жесточайшего мелководья. Но правительственное задание о доставке в Москву 43 тысяч тонн пиломатериалов (это до 80 барж) было выполнено.
Подобная работа оказалась по плечу лишь сухонским судоводителям, привычным к таким условиям. Привлеченные в помощь в одну из навигаций 10 пароходов Северного пароходства в первые же 20 дней работы допустили восемь аварий, при этом затонувшая баржа № 5082 так и осталась на месте происшествия.
Небольшое Сухонское пароходство при случае оказывало помощь своим соседям. При остром недостатке грузовых судов у Северо-Западного речного пароходства в 1944 году возникла проблема с доставкой дров в Ленинград. По поручению Наркомречфлота наш капитан-наставник Н. И. Черемисин нашел остроумное решение: в запанях Мариинской системы им была организована сплотка плотоединиц системы «ерш» собственной конструкции. На «ершах» разместили поленницы дров, скрепив их такелажем, чтобы не развалились в пути, и поплыли эти поленницы на буксире по обходным каналам, Свири и Неве до Питера, удивляя необычностью такой транспортировки.
Трудовые подвиги речников Сухоны только за годы войны были отмечены 482 государственными наградами. Награждение продолжалось и после войны.
Помню многих капитанов. С некоторыми из них в начале вой­ны стоял длинные ночные вахты рулевым, с другими позднее ходил на пароходе штурманом и помощником капитана. Все они были высокими профессионалами, преданными флоту, по-отечески относились к нам, молодежи. Это С. Н. Язенков с парохода «Авиатор», чье имя по сию пору носит один из теплоходов межбассейнового плавания, М. М. Преловский с парохода «И. А. Крылов», А. Д. Калининский - «Конструктор», А. М. Сахаров - «Капустин», Н. И. Коншин - «Турксиб», И. Д. Куницын - «Псков». Вспоминаются также капитаны И. А. Будкин, П. В. Клоков, М. Я. Малоземов - дядя белозерского Героя Ивана Малоземова, П. А. Патюков, В. Н. Припоров, Н. Н. Прибытков, А. В. Разумов, Н. А. Тчаников, П. А. Пестов, а всего их в пароходстве было около 60.
Особо отмечу капитанов И. Д. Куницына и В. С. Кубасова, позднее ставших капитанами-наставниками, разработавшими лоцийные пособия и наставления по безопасному судовождению в Сухонском бассейне.
Из капитанов военной поры, насколько мне известно, ныне здравствует лишь один, проживающий в Тотьме Викентий Сергеевич Кубасов - эталон порядочности, безупречный знаток Сухоны и высокопрофессиональный судоводитель. Великий ему поклон и признательность за все!
Да простит меня читатель за обилие названных имен. Но это лишь малая толика тех, кто ковал Победу вместе с фронтовиками, и забывать их не следует.


Газета "Красный Север" 22 апреля 2015 года.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Пассажирские пароходы Северной Двины "М.В.ЛОМОНОСОВ" и "Н.В. ГОГОЛЬ" у дебаркадера.

Изображение

В документах 1941 года -список педагогических работников Велико-Устюгского речного техникума. Есть информация о новом директоре. ТЮКАВИН Н.Л. 1893 года рождения состоял в ВКП (б), но имел незаконченное высшее образование. Педагогов с высшим образованием в техникуме -большинство.

Изображение

Справка о численности работников техникума на начало 1941 года.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Северная Двина. Буксирный пароход берет плот под проводку.


В документах появилось полное имя нового директора: ТЮКАВИН Николай Львович.

В январе 1941 года в Велико-Устюгском речном техникуме обучались:
Всего 177 студентов на судоводительском отделении. В том числе - 8 студентов -женщин. Количество групп судоводительского отделения - 8. По-прежнему курсы в отчете названы классами. Первый класс - 43 студента, второй класс - 49 студентов, третий - 52 студента, четвертый класс - 33 студента. Детей рабочих - 47 человек, батраков -нет, колхозников 79 человек, из единоличников - нет, из семей служащих - 34 человека, из детдомов - 4 человека, прочих - 19 человек.

По партийности на судоводительском отделении: 45 членов ВЛКСМ, 132 -беспартийные, членов ВКП (б) -нет.
По национальности: русских- 165, коми - нет, белорусов - 1, украинцев - 1, удмуртов - 1.
Все 177 студентов - без трудового стажа.
Образование: 7 классов - 172 человека, 8 классов - 5 человек.


Путейское отделение:

Всего обучается 146 студентов. Женского пола - 44 студентки. Учебных групп - 7. Первый класс - 55 студентов, второй класс - 38 студентов, третий класс - 37 студентов, 4 класс - 16 студентов.
Детей рабочих - 45 студентов, батраков - нет, колхозников - 54 человека, крестьян-единоличников - 2, из семей служащих - 37 человек, из детдомов - 3 студента, прочих - 5 человек.
По партийной принадлежности: ВКП (б) - нет, членов ВЛКСМ - 34 студента, беспартийных - 112 человек.

Выбыло: судоводительское отделение - 3 человека, путейское отделение - 4 человека.


Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


На пароходе А.И. ЖЕЛЯБОВ".


Из книги "Голубые дороги Поморья", стр.114.


Северное речное пароходство - одно из самых крупных в числе 39 пароходств страны - в конце тридцатых годов получило блестящие перспективы: завершилось строительство железнодорожной магистрали Котлас - Воркута и ответвлений железных дорог, появились возможности в освоении новых видов перевозок - угля, нефти, апатитов.
...В навигацию 1941 года поздно вскрылись реки, часть флота не была своевременно подготовлена к ней. И после вскрытия рек в затонах еще находилось 15 буксирных транспортных пароходов и 37 единиц тоннажа ( барж). Неблагоприятные метеорологические условия, несвоевременная подготовка судов привели к задержкам с выполнением планов грузоперевозок в регионе.
22 июня 1941 года мирный труд был нарушен, гитлеровская Германия напала на Советский Союз.
С нападением врага началась перестройка всей работы пароходства на военный лад. Деятельность его отныне тесно увязывалась с выполнением оборонных задач. С первых же дней войны суда включились в работу по перевозке воинского пополнения, продовольствия, боеприпасов, строительных материалов, импортных и лесных грузов.
Осуществлялись перевозки эвакуированного гражданского населения из западных районов страны, раненых бойцов и офицеров, перевозка многих тысяч людей на оборонные работы. Участвовали десятки судов."


Изображение

Во втором и третьем квартале 1941 года были призваны в действующую армию и на военно-морской флот работники техникума и студенты призывного возраста, не имеющие отсрочки от призыва.

Изображение

В 1940 году вышел Указ Президиума Верховного Совета о трудовой дисциплине. Руководители различных предприятий и учебных заведений обязаны были ежемесячно отчитываться перед центральными органами управления отраслью о работниках, опаздывающих на работу.

Изображение

Ежемесячно в техникуме отчисляли студентов. Много неуспевающих, но есть и те, кого отчислили "по необеспеченности", т.е. у студента не было средств для учебы.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Буксирный пароход "ЩОРС" на реке Печоре.

Изображение


Одной из форм отчетности по личному составу был "Контрольный список специалистов, имеющих высшее образование, состоящих на учете в отделе учета и подбора кадров НКРФ".
Такой список находится в архивном деле 347-1-95, л.40.
В списке значатся:
1. КАРДАКОВ Дмитрий Васильевич - заведующий путейским отделением.
2. БОГДАНОВА Софья Григорьевна - преподаватель.
3. ВАСИЛЬЕВ Григорий Александрович - начальник судоводительского отделения.
4. ГОЛОВИН Павел Силыч - преподаватель.
5. КИРИЛЛОВ Василий Владимирович - зав. производственной практикой.
6. КОЖЕВНИКОВ Леонид Александрович - преподаватель.
7. ЛИТОВ Михаил Алексеевич - зав. производственной практикой.
8. ПУСТЫНСКАЯ Зинаида Акимовна - преподаватель.
9. СЕРЕБРЕННИКОВ Василий Михайлович - преподаватель.
10. СОЗОНОВСКИЙ Иван Васильевич - преподаватель.
11. ТЮКАВИН Николай Львович - директор техникума.
12. ТЮШЕВ Иннокентий Евгеньевич - преподаватель.
13. ЧЕРБУНИН Федор Васильевич - преподаватель.



Список - свидетельство достаточно высокого процента преподавателей с высшим образованием в Велико-Устюгском речном техникуме на 1941 год.

Изображение


Сведения о движении студентов в апреле 1941 года.

Изображение

Сведения о движении студентов в июне 1941 года.

Изображение

В августе 1941 года количество отчисленных резко увеличилось. Наряду с выбывшими "по необеспеченности" студентов призывали " в ряды РККА". Война уже полыхала на западе страны.

Продолжение списка выбывших в августе 1941 года.

37. ЛИХАЧЕВ Н.И. - 4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
38. ОРДИН М.П. - 4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
39. РОНЖИН И.Н. -4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
40. АБРАМОВ. . . . 4 курс судоводительской специальности -выбыл в РККА.
41.РАКИТИН Е.Г. -3 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
42. БАРАНОВ И.В. -3 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
43. СЕЛЕЗЕНЕВ Л.З.-3 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
44. НИКОЛАЕВ А. .- 3 курс путейской специальности -выбыл в РККА.
45. ЗАГОРОДСКИЙ П.С. - 4 курс путейской специальности -выбыл в РККА.
46. ПАРШЕВ И.П. - 4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
47. ТЕСТОВ Н.Е. - 4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
48. ХОМУТИННИКОВ В.С. -4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
49. УШАКОВ П.И. - 4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
50. ВОРОБЬЕВ В.М. - 2 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
51. КОСНЫРЕВ …. - 1 курс судоводительской специальности -выбыл "по необеспеченности".
52. ИЛАТОВСКИЙ В.И. - 4 курс путейской специальности -выбыл в РККА.
53. ОНОКОВ А.А. - . . . 4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
54.СПИРИДОНОВ В.В. - 4 курс путейской специальности - выбыл в РККА.
55. ПЕТРОВ В.Ф. - . . .4 курс путейской специальности -выбыл в РККА.
56. МАКАРОВА Т.Ю. - 2 курс судоводительской специальности - отчислена за непосещение уроков.
57. КУШКОВ Г.И. . . 4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
58. ЛАПКИН П.М. . . 4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
59. УГЛОВ В.В. . . . .4 курс судоводительской специальности - выбыл в РККА.
60. СИТНИКОВ А.П. .- 1 курс судоводительской специальности - выбыл "по необеспеченности".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 20 авг 2019, 11:08, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Великий Устюг. Набережная. Старое фото.

Изображение
Изображение


В октябре 1941 года большинство выбывших студентов - те, кто ушел на фронт. Прискорбно, что многие из практически готовых специалистов речного флота были призваны в сухопутные войска, зачастую рядовыми в пехоту. Вернулись немногие. Выбывшие "по необеспеченности, вероятно, те, кто не мог платить за учебу. Для большинства студентов образование было платным, о чем свидетельствуют документы архива В-УРУ.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Плот на Северной Двине.


В декабре 1941 года в Велико-Устюгском речном техникуме обучалось:

Судоводительское отделение. В отчете значится 106 студентов в пяти учебных группах. На первом курсе - 41 студент, на втором - 23 студента, на третьем - 42 студента. На четвертом курсе количество студентов не указано. Комсомольцев на отделении числится восемь, коммунистов- одиннадцать, беспартийных -87. По-прежнему в отчете имеется графа о национальной принадлежности. Русских - 104, украинцев - два. Все 106 студентов имеют возраст свыше 18 лет.

На путейском отделении обучается 40 студентов в двух учебных группах. На первом курсе - 18 студентов, на втором - нет, на третьем - 22 студента, на четвертом - нет. Коммунистов- 5 человек, комсомольцев - 6, беспартийных - 29 человек. Национальная принадлежность - все русские. Возраст - все студенты старше 18 лет.

На численности учащихся сказался призыв в действующую армию и на военно-морской флот.


Изображение

В документе речь идет о выпуске третьего курса. В условиях военного времени срок обучения в техникуме сократили на год.

Изображение

Расчет потребности техникума в дровах и керосине.


Лист № 9 архивного дела Р-347-197: Выбывшие 22 июня 1941 года в ряды РККА:

1. ЦЕПЕЛИН Дмитрий Анатольевич, 1906 г.р. образование -совпартшкола, преподаватель истории.
2. ТЮШЕВ Иннокентий Евгеньевич, 1902 г.р. образование -ЛИИВТ, преподаватель судовой практики и навигации.
3. ЛИТОВ Михаил Алексеевич, 1904 г.р. образование - ЛИИВТ, преподаватель гидрологии ВВП и лоции.
4. ДУДНИКОВ Василий Александрович, 1915 г.р. образование -кооперативный техникум, военрук.
5. БАРАЧЕВСКИЙ Савватий Федорович, образование - 6-месячные курсы преподавателей физкультуры. Физрук.

Также в распоряжение горкома ВКП(б) отозвана преподаватель русского языка и литературы ПУСТЫНСКАЯ Зинаида Акимовна, образование - Архангельский пединститут.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Пассажирский пароход на Сухоне. Великий Устюг.


Условия военного времени требовали от руководства техникума решения задач работы в ситуации, когда почти 50 процентов преподавателей были отправлены на фронт. В речном техникуме осталось всего 12 педагогов вместе с директором и его заместителем.
В архивном деле сохранился список педагогов. Он отпечатан на бумаге очень плохого качества и лучше будет воспроизвести его как восстановленный.



Список наличного состава преподавателей и административно-педагогического персонала Велико-Устюгского речного техникума по состоянию на 16 марта 1942 года.

1. ТЮКАВИН Николай Львович 1893 г.р., член ВКП (б), образование: Петроградский учительский институт в 1918 году и 3 года Архангельского педагогического института в 1940 году. Директор, преподаватель экономики речного транспорта. Назначен НКРФ, приказ 292/л от 4 марта 1940 г. Педстаж - 28 лет.
2. ВАСИЛЬЕВ Григорий Александрович, 1897 г.р. , беспартийный, закончил ЛИИВТ в 1932 году. Завуч, преподаватель судостроения, навигации, судовождения. Назначен ЦУУЗ НКРФ , приказ № 42 от 13 марта 1940 года. Педстаж - 10 лет.
3. КИРИЛЛОВ Василий Владимирович 1900 г.р., член ВКП (б). Закончил ЛИИВТ в 1933 году. Заведующий судоводительской специальностью, преподаватель грузоведения, ВВП, судовой практики, транспортных перевозок. Назначен ЦУУЗ НКРФ пр. № 98 от 13 ноября 1941 года. Педстаж 9 лет.

4. КОЖЕВНИКОВ Леонид Александрович 1906 г.р., беспартийный. Образование - гидротехнический факультет ЛИИВТа в 1932 году. Заведующий путейской специальностью, преподаватель геодезии, гидрологии, строительного дела шлюзов, технической механики, строительной механики. Назначен приказом ЦУУЗ НКРФ № 92 от 17 октября 1941 года. Педстаж - 8 лет.
5. СОЗОНОВСКИЙ Иван Васильевич 1903 г.р. , кандидат ВКП (б). Образование -Вятский педагогический институт в 1933 году. Преподаватель истории СССР. Назначен приказом по техникуму № 155 от 01 сентября 1939 года. Педстаж- 12 лет.
6. БОГДАНОВА Софья Григорьевна 1894 г.р., беспартийная. Образование -Томский учительский институт в 1914 году. Преподаватель русского языка. Назначена приказом по техникуму № 127 от 01 сентября 1937 года. Пед.стаж - 27 лет.
7. ЧЕРБУНИН Федор Васильевич 1892 г.р., беспартийный. Образование - Московский учительский институт в 1918 году. Преподаватель математики. В техникуме с 01 сентября 1924 года. Приказ о приеме на работу не сохранился. Педагогический стаж- 30 лет.
8. СЕРЕБРЕННИКОВ Василий Михайлович 1886 года рождения. Беспартийный. Образование - Казанский учительский институт в 1911 году. Преподаватель физики и математики. В техникуме с 01 января 1925 года. Приказ о приеме на работу не сохранился. Педагогический стаж- 30 лет.
9. БУЛОЙЧИК Иван Константинович 1905 г.р. Беспартийный. Закончил Лесотехнический техникум в Великом Устюге и 4 курса Ленинградской лесотехнической академии в 1941 году. Преподаватель математики, технической механики. Приказ о приеме на работу №229 от 01 сентября 1937 года. Педстаж - 12 лет.
10. ГОЛОВКИН Павел Силыч 1891 года рождения. Кандидат в члены ВКП (б). Образование - Вологодский учительский институт в 1916 году. Преподаватель химии, географии, метеорологии. Приказ о приеме на работу по техникуму № 36 от 01 сентября 1936 года. Педагогический стаж - 26 лет.
11. ПОПОВ Леонид Николаевич 1909 г.р. Беспартийный. Закончил Велико-Устюгский речной техникум в 1931 году. Преподаватель черчения, электротехники, радиотехники, судовых машин, машиноведения, технической механики.
Принят на работу приказом по техникуму № 61 от 16 июня 1934 года. Педагогический стаж - 10 лет.
12. КАРДАКОВ Дмитрий Васильевич 1911 г.р. Беспартийный. Закончил ЛИИВТ в 1940 году. Преподаватель гидротехнических дисциплин, гидравлики, дноуглубления. Принят на работу приказом № 141 по техникуму от 19 октября 1940 года. Пед. стаж -5 лет.


Директор техникума ТЮКАВИН.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3314
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Пассажирский пароход "ЛОМОНОСОВ" на реке Вычегде.

Изображение

Характеристики студентов, подготовленные по запросу военкомата, были лаконичными, положительными и исполнялись на возможно малом формате бумаги.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 авг 2019, 00:28, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 1 гость