Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

С 1981 по 1995 год речной флот России пополнялся мелкосидящими буксирами толкачами проекта Р -162 и Р -162 А типа БТМ. Всего для речных пароходств Севера, Центральной России и Сибирских рек было построено около 100 этих судов. Строили буксиры в Краснодаре, Павловске Воронежской области, Барнауле, на ССЗ в Щелья-Юр, Коми. Четыре буксира были построены в Вологодской РЭБ Сухонского пароходства.
Мощность буксиров составляла 450 л.с. Двухвинтовой однопалубный буксир имел длину корпуса 26,8 метра, ширину - 9,2 метра, высоту борта - 1,1 метра, осадку 0,8 метра, водоизмещение в грузу составляло 152 тонны. Экипаж судна -9 человек, скорость - 15 км/час.
Все буксиры, полученные Северным речным пароходством были построены в Павловске. Четыре буксира Сухонского пароходства сошли со стапелей Вологодской РЭБ. Суда проекта Р-162 и Р -162 А отличались незначительно.
Буксиры БТМ Северного речного пароходства:
1. БТМ - 456 построен в 1983 году. Работал в Котласе, в 1998 году продан в Сургут. Переименован -новое название "ТОРОС". Списан в 2016 году.
2. БТМ -458 построен в 1984 году. Работал в Котласе, в 1998 году продан ЗСРП.
3. БТМ - 467 построен в 1985 году. Работал в Котласе, в 1988 году продан в ЗСРП. Работает на Оби.
4. БТМ - 474 построен в 1986 году. Работает в Котласе.

В 1985 году был построен БТМ -469. Работал в ВДРП, в 1989 году буксир перегнали на Северную Двину. Судно стало называться "ПОТОК" и вошло в состав путейского флота Севводпути.

Вологодская РЭБ построила для Сухонского речного пароходства суда типа БТМ:
1. БТМ - 101 построен в 1984 году, работал в Сух.РП до 1994 года, был продан ЛОРПу и работал на реке Яна.
2. БТМ - 102 построен в 1985 году, работал в Сухонском РП до 1990-х годов и затонул на акватории Вологодской РЭБ,
3. БТМ - 491 построен в 1987 году, работал в Сухонском РП до 2001 года, продан в Вытегру, затем в Санкт-Петербург.
4. БТМ - 498 построен в 1988 году, работал в Сухонском РП до 2004 года, продан в Углич.


"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 22 сентября 1981 года. ЗАПОЗДАЛОЕ ОТРЕЗВЛЕНИЕ. Часть 4.

И пусть даже не двухсменка. Пусть ждали пополнения на судне. Все равно выпускник речного училища - временный человек в экипаже. В училище нет военной кафедры, а это значит - через навигацию в армию. Вот и смотрит он на товарищей по команде как на соседей в плацкартном вагоне, да и те не считают парня своим. Что с него взять, если через год все равно уйдет. И, увы, подчас "выученный" уйдет совсем не тому...
Два несхожих разговора было у меня с начальником Сухонского пароходства. При встрече мы говорили в основном о причинах несчастных случаев, при прощании - о мерах, которые по ним принимаются. Причем причину руководство пароходства так в общем определить и не решилось, если, конечно, пресловутую жару в счет не брать.
- А работу мы как раньше вели, так и сейчас ведем. И нельзя сказать, чтобы ослабили. Существуют приказы об усилении воспитательной работы, о повышении роли трудовых коллективов, периодически проводятся беседы. Кстати, при прощании эти же объяснения звучали в несколько ином ключе:
- Раньше мы довольствовались лишь указанием на недопустимость, просто писали о том, что надо проводить беседы с командным составом, а теперь определяем, когда, с кем персонально и кто. Раньше просто приказ о дежурствах на рейде, теперь - строгий график.
Вот это уже другое дело. значит, "как" проводили борьбу, "так" уже не будут проводить. Ибо по сути многое из того, что было раньше, напоминало лишь монотонное жужжание мухи. К нему можно привыкнуть и не замечать, а если попытается куснуть - отогнать.
- Не думаю, чтобы сейчас у нас стали больше пить. Так же. Только вот последствия другие...
О положении дел для принятия мер обычно судят по результатам. Только вот результаты могут быть разные. И такие, как в этом году в Сухонском пароходстве, - тоже. Так что в любом случае ждать результата по меньшей мере не слишком гуманно. Да и сейчас о том, кто пьет, руководству "неизвестно". Меры воздействия принимаются лишь постскриптум, задним числом.
Есть в пароходстве список неблагополучных судов, такой коротенький список. И не на них произошли несчастные случаи. Значит, пьют и другие. Может быть, еще раз посчитать. Тщательнее. Это трудно. Но все-таки возможно. Комиссию наконец создать, людей поспрашивать. Неужели все будут скрывать ? Ведь даже с корреспондентом в простом разговоре нет-нет, да и всплывет то название судна, то фамилия такого вот "слабого".
А пока меры по "спасению утопающих" принимаются руководством пароходства в густом осеннем тумане. Именно осеннем: жесткие и конкретные приказы появились лишь в августе - начале сентября. Слишком поздно.


Н.ТУРЕНКО. ( Наш спец. корр. ) ВОЛОГДА.

Изображение

На реке Сухоне. 1980-е годы.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

город Ростов-на-Дону. 3 - 4 апреля 1981 года. Совещание начальников речных училищ и замполитов. Второй и третий справа - руководители В-УРУ.

Фотография из далекого 1970 года. Шестого ноября 1970 года прошла юбилейная встреча, посвященная 50 - летию В-УРУ. В программе - спортивные мероприятия. Встретились на волейбольной площадке работники и выпускники училища.
В первом ряду: 1-й - Дмитрук Петр Александрович - командир роты.
Во втором ряду: 1-й - Тесаловский Николай Сергеевич - заведующий практикой. 2-й - Тушин Леонид Николаевич - руководитель физ. воспитания. 3-й - Латынцев Станислав Симонович - выпускник 1969 года.
В третьем ряду: 1-й - Замцалин Георгий Иванович - преподаватель физ. воспитания.
2-й - Орлов А. А. - командир роты. 3-й - Бороздин Евгений Михайлович - заведующий лодочной станцией. 4-й - Карманов В.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Капитаны - выпускники Велико-Устюгского речного техникума 1930-х годов.

Изображение

Буксирный пароход "ОБОРОНА" и его капитан С. В. НЕВЗОРОВ.

В самом начале Великой Отечественной войны Беломоро-Балтийский канал был перерезан вражескими войсками. Поэтому с Волги через Северодвинскую шлюзованную систему, Сухону на Архангельск хлынул поток военных грузов для фронтов Советского Заполярья, пошли эшелоны боевых кораблей и волжские баржи с нефтепродуктами для Северного флота, и исход дела во многом зависел от того, кто будет работать на этих стратегически важных объектах.
Многие суда и военные объекты по своим габаритам явно не соответствовали Сухонским путевым условиям, а проводка их по Нижней Сухоне ограничивалась лишь временем весеннего паводка. Самым напряженным в части воинских перевозок для Сухонского речного пароходства был 1944 год. Тогда помимо обычного потока судов на Архангельск по заданию Государственного комитета обороны была проведена ротация с Севера в Черноморско-Азовский бассейн 40 боевых кораб­лей различного класса. Наиболее сложной была проводка громоздких транспортных доков с размещенными на них подводными лодками (М-104, -105, -107, -119) и большими морскими охотниками (БО-201, -202, -205, -208). Буксировали доки наши пароходы, а противовоздушную оборону обеспечивали речные тральщики Северодвинской военной флотилии. Пять этих тральщиков - «ОБОРОНА», «ПЛЕХАНОВ», «ЛИМЕНДА», «НАЦФЛОТ» и «МОГУЧИЙ», бывшие колесные буксирные пароходы Северного речного пароходства, - в 1942 году были дооборудованы под новое назначение и вооружены 45-миллиметровым орудием, двумя пулеметами, оснащены минным тралом. Тральщик обычно шел впереди буксировщика, останавливал на время прохода все встречные суда. Раций тогда на пароходах не было. Телефонная связь с буксируемым объектом осуществлялась по кабелю, прикрепленному к буксирному тросу.
Проводку эту удалось завершить к началу июля уже при наступивших несудоходных глубинах по Нижней Сухоне.
За успешное выполнение задания командир отряда перегоняемых кораблей контр-адмирал Дмитрий Рогачев, а также более 100 военных моряков, речников и управленцев разных ведомств Указом от 25 сентября 1944 года были удостоены правительственных наград. Из числа награжденных остановлюсь на двух командирах, уроженцах населенных пунктов, находящихся на берегах реки Сухоны. Это Николай Иванович КОНШИН, капитан парохода «ТУРКСИБ» Сухонского речного пароходства, удостоенный ордена «Знак Почета». Как отмечено в наградном листе, «КОНШИН Н.И. лучший капитан бассейна. В навигацию 1944 года один из первых перешел на штурманскую систему судовождения на всем протяжении Сухоны. Волевой, решительный командир. При проводке специальных караванов применил всю свою судоводительскую практику и мастерство в доставке в пункт назначения безаварийно и ранее утвержденного срока графика».
Ранее, в 1943 году, за аналогичные проводки спецобъектов с подводными лодками был награжден медалью «За трудовую доблесть», а в 1953 году за долголетнюю безупречную службу на речном флоте получил высшую в то время награду - орден Ленина. В 1948 году был переведен в Северное речное пароходство, где завершил свою трудовую деятельность в 1969 году в должности капитана мощного плотовода.
Второй, Симон Васильевич НЕВЗОРОВ, - старший лейтенант, командир речного тральщика РТЩ-431, награжден орденом Красной Звезды. Как отмечено в наградном листе, «за отличное и досрочное окончание ремонта корабля, отличную подготовку корабля к выполнению боевого задания, отличное проведение конвоирования подводных лодок и больших охотников на протяжении 3 500 км и буксировку больших охотников и доков с подлодками в сложных условиях рек Малой Северной Двины и Сухоны». Симон Васильевич родился в деревне Полдарса Великоустюгского района, в 1931 году окончил Великоустюгский речной техникум, работал капитаном пароходов и в диспетчерском аппарате Северного речного пароходства.
В 1950 году министром речного флота Симон Васильевич был назначен начальником Судоходной инспекции Северного бассейна, где проработал до выхода на пенсию.
Так получилось, что моя трудовая деятельность пересеклась с этими замечательными специалистами своего дела. В навигацию 1948 года я был штурманом парохода «ТУРКСИБ», которым командовал капитан КОНШИН. В 50-60-х годах, уже как руководитель Вологодского линейного подразделения оказался в подчинении Судоходной инспекции Северного бассейна, руководимой НЕВЗОРОВЫМ.
.

Изображение

Буксирный пароход "ТУРКСИБ". Капитан Н. И. КОНШИН.

Александр КОНТ, Вологда

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 09 июня 1983 года. РАССВЕТЫ НАД СУХОНОЙ.

Моросил мелкий дождь. Стекла рубки покрылись водяными шариками. Борис Алексеевич то и дело ладонью протирал окно, чтобы лучше видеть Сухону.Когда надо было пройти очередную излучину, "ТУЛОМА" сбавляла обороты, и тогда поднимался горбатый бурун, наваливался на пологий берег, подминая под себя траву и тонкие ветки. Экзотика...
Но МАКАРОВ на красоты не засматривался. Все внимание - на пути, знаках и вехах. С сорок четвертого ходит по этой водной дороге. Изучил ее, и все-таки нужен глаз да глаз. Ширина не ахти какая, зазеваешься и уткнешься носом в берег или сядешь на мель. А делать аварию ему не к лицу. В Сухонском пароходстве он один из лучших капитанов, передовик, наставник молодежи.
В рубке рядом Владимир УСЕНКО - практикант из Велико-Устюгского речного училища. Ловит на ходу каждое движение капитана, четко и быстро выполняет команды, набирается опыта. В прошлом году здесь же был на практике. В отделе кадров спросили тогда: "Трудный парень, может другого возьмешь ?"
Действительно, практикант оказался "колючим". Злость непонятная в нем сидела. Но Борис Алексеевич будто не замечал нрава новичка. Хотя душа бунтовала, доверял ответственную работу, при случае ставил у пульта управления, а когда в машинном отделении требовалось устранить неисправность, сам засучивал рукава и становился рядом. Парень менялся на глазах, привыкал к делу, к людям и будто оттаивал.
В этом году, оказывается, сам напросился сюда. Признаться, и капитан хотел, чтобы Владимир снова пришел на судно. ( Узнал -парень вырос без отца).
От всей души поздравил в первый же день навигации: за прошлый год экипаж дал прибыль 21 тысячу рублей. Есть в этом и его заслуга.

- Товарищ вахтенный начальник, вахту сдал, - УСЕНКО на минуту выпрямился. Пришла смена.
- Вахту принял, сказал КОШЕЛЕВ.
Капитан кивнул и покосился на Олега. Тоже практикант, из того же училища, что и УСЕНКО, только на судне впервой. Однако уже видно, что растет настоящий речник. Сейчас он, Владимир и Федор ЗАГОСКИН, кстати, из Вологодского профессионально-технического училища, выполняют обязанности рулевых-мотористов.
И справляются с ними отлично. Поломок в машине нет, на судне чистота, вахту несут исправно. Они с первого дня запомнили принцип капитана: "Нет на судне обязанностей чужих, есть - наши."
Все приходится делать: и палубу драить, и окраску вести, и в погрузочно-разгрузочных операциях участвовать. Ощутимо почувствовали, как важно иметь рядом локоть друга, когда участвовали в операции "Юг" - доставляли в труднодоступные районы этой малой реки уголь, контейнеры, строительные материалы. Тут только поспевай. Все надо было делать быстро, в высоком темпе. И делали ! После ее завершения коллективу вновь присвоено высокое звание экипажа коммунистического труда. Радовались ребята успеху. " А ведь из "стариков" в этом году никого не осталось, кроме меня, " - МАКАРОВ снова протер ладонью стекло.
Да, в эту навигацию экипаж полностью обновился. Кто ушел на повышение, кто на берег. Не хватает на реке специалистов. По просьбе администрации пароходства временно пришел на теплоход Геннадий Александрович ПОПОВ - капитан "ТВЕРЦЫ". Она пока стоит на ремонте, а опытные судоводители позарез нужны. Здесь ПОПОВ исполняет обязанности механика - первого штурмана. Вахту несут вдвоем с капитаном. Лучшего механика МАКАРОВ и не желал. Надежда СУЛЕЙМАНОВА - повар, тоже впервые на судне.
"Одни новички", - усмехнулся про себя Борис Алексеевич, - а звание экипажа коммунистического труда с достоинством оправдывают в каждом рейсе".


Изображение

Теплоходы Сухонского пароходства в Вологде. 1970-е годы.

Дождь кончился, небо посветлело. "ТУЛОМА" по-прежнему уверенно утюжила ленту реки. Рейс продолжался. А начался он в Тотьме. Уложили 240 тонн пилолеса и пошли в Череповец. Груз невыгодный, как считают речники, места занимает много, а тонн мало. Ведь грузоподъемность судна 700 тонн. Хорошо, что есть задел первых месяцев навигации, когда план перевозок выполнили на 150 и больше процентов. С другой стороны, даже этот невыгодный груз кому-то надо перевозить.
- Как справимся с планом ? - вслух размышляет капитан. Олег КОШЕЛЕВ не понимает, о чем речь, но слышит уточнение:
- Обязательства ведь принимали, вспомни, навигационный план выполнить на 112 процентов.
- Постараемся, - отвечает молодой речник.
МАКАРОВ улыбается. доволен ребятами, их настроением. Помолчав минуту-другую, начинает рассказывать, как в прошлом году четыре месяца подряд в социалистическом соревновании экипаж занимал первое место в пароходстве. Все премии и грамоты забрали. Так что в этом году надо не ударить лицом в грязь, и не только нужно своевременно доставлять груз, но еще не иметь нарушений трудовой дисциплины, экономить топливо и содержать двигатели в отличном состоянии. От их надежной работы многое зависит.

Идет "ТУЛОМА", мерно постукивают двигатели. МАКАРОВ запрашивает по рации очередной шлюз, просит своевременно приготовиться к их встрече. Дорог каждый час, экономия времени на стоянках - один из критериев победы в социалистическом соревновании. Очень важно загодя связаться и с диспетчером пункта выгрузки, своевременно узнать, что будут брать на борт...
Каждая навигация на Сухоне не похожа на предыдущую. есть свои трудности, перемены. И почти в каждой меняется, хотя и частично, экипаж на "ТУЛОМЕ". Постоянным остается вот уже шестой год подряд на ней лишь Борис Алексеевич МАКАРОВ, а потому всегда здесь коллектив крепкий, умеющий успешно выполнять задания перевозок.


С.ПАРШИКОВ. ( Наш спец. корр. ) Вологда.

Грузовой теплоход "ТУЛОМА" тип СТ-700 проекта 276 был построен в ГДР в 1957 году. До 1972 года работал в СЗРП, затем его передали Сухонскому пароходству. В 1994 году сухогруз продали в Ярославль, где он работал до 2003 года.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

ВЫПУСКНИКИ В-УРУ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Материал предоставлен ветераном Беломорско-Онежского пароходства, выпускником В-УРУ 1967 года Владимиром Вениаминовичем ПАНТЮХИНЫМ.
Изображение

В.В. ПАНТЮХИН в период работы старшим механиком теплохода БОП-ва "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ".

Изображение

Изображение

ПАНТЮХИН Владимир Вениаминович прошел все ступени: 4-й, 3-й, 2-й механик на судах типа "БАЛТИЙСКИЙ" и "МОРСКОЙ". С 1974 года - старший механик сначала на судах каботажного плавания, а с 1978 года - на теплоходе загранплавания "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" типа "СОРМОВСКИЙ".
В 1984 году окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности инженер-механик.
В 1987 году назначен механиком-наставником Беломорско-Онежского пароходства.
С 1993 года - технический менеджер судов новостроя, построенных в Германии и на совместном предприятии "Онего-Арминиус" в Петрозаводске.
В 1996 году назначен главным инженером Дирекции по флоту пароходства. Службы БОП-ва были преобразованы в Дирекции.
В 1997 году Дирекции снова переименованы в Службы. Был назначен заместителем начальника Службы судового хозяйства, затем - начальником ССХ.
С 2010 года и до выхода на пенсию - главный инженер. С приходом в пароходство новых владельцев суда стали продавать, чаще через бербоут-чартер. Пароходство в тот период несколько раз меняло название: Судоходная компания "Орион", "Невская судоходная компания".


Изображение

В декабре 1971 года об экипаже теплохода "МОРСКИЙ-3" рассказала республиканская газета Карелии "Ленинская правда". В.В. ПАНТЮХИН работал на этом теплоходе вторым механиком.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧИЛИЩЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

В 2002 и 2010 годах Лимендский ССРЗ построил для Северного речного пароходства два буксирных теплохода класса река-море. Проект 81173 НМ / НМ 2.
Оба буксира работают на смешанных река-море перевозках, включая моря Северного бассейна.
Некоторые характеристики: Двухвинтовой буксирный теплоход мощностью 815 л.с. имеет класс Регистра М-СП 3,5 (лед - 20 )
Длина судна габаритная -36,65 метра, ширина - 10,4 метра, высота борта - 2,7 метра, высота габаритная - 10,2 метра, водоизмещение полное 439 тонн, осадка средняя - 1,81 метра, экипаж - 9 человек, автономность - 10 суток.




ВЫПУСКНИКИ В-УРУ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Материал предоставлен ветераном Беломорско-Онежского пароходства, выпускником В-УРУ 1967 года Владимиром Вениаминовичем ПАНТЮХИНЫМ.

Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года СЕЛЯНИН Василий Александрович.

Василий СЕЛЯНИН по распределению уехал в Беломорск. Работал на судах типа "БАЛТИЙСКИЙ" и "МОРСКОЙ". Прошел все ступени от 4 механика до старшего механика. Затем был назначен главным инженером Беломорского морского порта.
Впоследствии переехал в Пиндуши ( Медвежьегорск) на постоянное место жительства. Работал групповым механиком Медвежьегорского порта. Через некоторое время вернулся к профессии судового механика. Работал старшим механиком на судах заграничного плавания до выхода на пенсию.


Изображение

Город и порт Медвежьегорск. Российская Карелия. Север Онежского озера.

Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года ШУТОВ Юрий Иванович.

По распределению Юрий ШУТОВ уехал в порт Надвоицы Беломорско - Онежского пароходства. Работал на судах типа "БЕЛОМОРСКИЙ" и "МОРСКОЙ".
Прошел путь от 4-го механика до старшего механика. Впоследствии уехал в Медвежьегорск и работал там групповым механиком на судах Медвежьегорского порта. По причинам личного плана ушел из порта и работал мастером на промышленных предприятиях города. Сейчас на пенсии.


Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года ЛАПСАКОВ Евгений Сидорович.

Евгений ЛАПСАКОВ - один из шести "стариков", как мы их называли, поступивших в училище после срочной военной службы. Прошел путь от 4-го механика до старшего механика судов заграничного плавания. Затем ушел из пароходства и работал на судах местных линий в частной фирме, которая занималась перевозками минерально-строительных грузов в Москву. Скончался в 2019 году.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Теплоходы проекта 81172 ( варианты 81173, 81173Н, 81170 /Л) тип БТП - буксиры толкачи, плотоводы строили в Чайковском, Красноярске и на Лимендском ССРЗ. Некоторые характеристики пр. 81172: длина -34,4, ширина 10,4; осадка - 1,41 метра; мощность 2 дизелей - по 300 л.с. Скорость - 18 км/час. Автономность 10 суток.Класс "О" или "М-ПР" Регистра.
В Лименде построили для СРП:
1. БТП -603 "ПАВЛИН ВИНОГРАДОВ" построен в 1986 году, работал в СРП до 1992 года, затем продан, работает в Рыбинске.
2. БТП -620 "КОНСТАНТИН ПРОНСКИЙ" построен в 1988 году, работал в СРП до 1998 года, продан в Волгоград.
3. "ИНЖЕНЕР В.Ф. ФАДЕЕВ" построен в 1993 году ( проект 81173) на класс М-ПР. работает в СРП.



ВЫПУСКНИКИ В-УРУ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Материал предоставлен ветераном Беломорско-Онежского пароходства, выпускником В-УРУ 1967 года Владимиром Вениаминовичем ПАНТЮХИНЫМ.


Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года ЕГОРОВ Владимир Николаевич.

В Беломорско-Онежском пароходстве работал на судах типа "БАЛТИЙСКИЙ". Прошел путь от 4-го до 2-го механика. По семейным обстоятельствам переехал в город Херсон. Работал на судах портофлота, затем - вторым механиком на УПС "ТОВАРИЩ". Участвовал в кругосветном плавании. В постсоветское время работал в крюинговых компаниях порта Одесса в должности старшего механика на судах под иностранными флагами. В 2017 году судно, где работал В.Н. ЕГОРОВ было арестовано в Испании за перевозку в трюме наркотиков. Весь экипаж оказался в тюрьме города Барселона. Отсидев 1,5 года, вернулся в Херсон, где умер полтора года спустя в августе 2019 года.

Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года САМАРЦЕВ Александр Вячеславович.

Как выпускник был распределен в Вятское речное пароходство, но из Кирова перебрался в Петрозаводск. В 1975 году заочно закончил ГИИВТ. Не имея морского стажа, в БОП-ве начинал с должности моториста. Вскоре был назначен первым помощником капитана ( помполитом ) на теплоход заграничного плавания "СОРМОВСКИЙ - 5", затем - на теплоход "ВОЛГА - 4001". Этими судами в то время командовал известный в пароходстве капитан - Герой социалистического труда О.А. СЕРГЕЕНКОВ.
После упразднения института помполитов в 1990-е годы, работал боцманом ( старшим матросом ) на судах новостроя немецкой постройки.
В настоящее время на пенсии.


Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года МИТЯГИН Вячеслав Пантелеймонович.

Вячеслав МИТЯГИН отработал в БОП-ве 2 года в должности 4-го и 3-го механика. Затем обзавелся семьей в Калининграде, куда и переехал на ПМЖ. Работал на судах Западного речного пароходства. После выхода на берег работал в мореходном училище.

Выпускник судомеханического отделения В-УРУ 1967 года ПОДОПЛЕЛОВ Вячеслав Иванович.

Вячеслав ПОДОПЛЕЛОВ работал на судах типа "БАЛТИЙСКИЙ", дошел до второго механика, затем перешел в КЮМ ( Клуб Юных Моряков ), где работал на учебных судах в должности механика. В межнавигационный период работал преподавателем. Умер в 2006 или 2007 году.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

В 1985 - 1986 годах Северное речное пароходство пополнилось 4 пассажирскими теплоходами для пригородных линий типа "МОСКОВСКИЙ".
Эти теплоходы проекта 81080 строил Московский ССЗ с 1983 по 2001 год. Было построено 50 таких судов. Работали и некоторые работают в настоящее время на Волге, Каме, на реках Сибири, в Украине и даже в Финляндии.
Некоторые характеристики судов типа "МОСКОВСКИЙ": мощность силовой установки - 2 х 150 л.с. Длина габаритная - 36,3 метра, ширина - 6,5 метра, осадка средняя - 1,33 метра, пассажировместимость - 150 человек, скорость - 20 км/час.
В Северном речном пароходстве работали:
1. "МОСКОВСКИЙ -8" - построен в 1985 году, работал в Архангельске до 2001 года, сейчас эксплуатируется в Казани.
2. "МОСКОВСКИЙ -9" - построен в 1985 году, работал в Архангельске, два раза переименовывался будучи продан в Н. Новгород, затем в Плес.
3. "МОСКОВСКИЙ -12" - построен в 1986 году, работал в Архангельске до начала 2000-х, не эксплуатируется.
4. "МОСКОВСКИЙ -16" -построен в 1986 году, с 2011 года -в Казани, новое название - "СТОЛИЧНЫЙ".


Изображение

Флот Сухонского пароходства перед началом "Операции Юг". Великий Устюг.

Газета "Водный транспорт" от 31 января 1984 года. ИСПЫТАНИЕ МОРЕМ.

Успешно провели плавательскую практику на судах типа река-море курсанты Велико-Устюгского речного училища. Большинство четверокурсников, работавших на судах в штатных должностях, получили хорошие характеристики, активно участвовали в общественной жизни экипажей. Курсанты С.ХАРЧЕНКО, С. КУЗЬМЕНКОВ, и другие за отличное отношение к своим обязанностям были занесены на судовую Доску почета.
" Нам очень приятно, что ваше училище готовит и воспитывает достойную смену командирам речного флота", - написал в благодарственном письме в училище капитан теплохода "ВОЛГО-БАЛТ - 110" С. ПОНОМАРЕВ.


Н.ЧЕПЕЛЕВИЧ, работник речного училища.


Изображение

Вологодская газета "КРАСНЫЙ СЕВЕР" от 27.04. 2016 года.

Многое можно сказать о Сухонском речном пароходстве. В связи с этим хотелось бы упомянуть еще об одном человеке, оставившем заметный след в истории этого предприятия. Речь идет о Михаиле Петровиче ДРАЙЦУНЕ.

Во время войны попал в артиллерию. С искалеченной рукой и солдатским орденом Славы вернулся в Благовещенск, откуда пошла его трудовая деятельность. Руководил Ульяновским речным портом. В 1968 году его назначили начальником Сухонского речного пароходства, и в следующую навигацию он попал в сложнейшую ситуацию. Из-за резкого похолодания с 4 по 9 мая упали уровни воды, и глубины по всей реке Юг стали несудоходными. «Почерневший» от усталости Михаил ДРАЙЦУН мотался на вертолете вдоль реки, организуя работы по сохранению попавших в беду судов. К счастью, с 9 мая начались дожди. В салоне служебного теплохода стал я тогда свидетелем разговора с ДРАЙЦУНОМ замминистра речного флота ТРОФИМОВА, завершившегося словами: «Сама природа исправила ситуацию, а если бы сорвали планы перевозок, твоя карьера начальника пароходства началась бы с грандиозного мордобоя!» Но позднее «мордобоя» от обкома КПСС Михаил Петрович все же не избежал. В 1978 году флот в реку Юг из-за ледовой обстановки и мелководья вообще не мог зайти. За сорванную по сути из-за природных катаклизмов операцию обком КПСС объявил ДРАЙЦУНУ взыскание. Отношения с обкомом стали натянутыми, и, чтобы не искушать судьбу, министр РФ перевел его на работу в зарубежное представительство.
За это время с пробивным характером ДРАЙЦУНА много было осуществлено, а начатое - продолжено его последователями. Получили развитие порты, судостроение и судоремонт, жилищная сфера, построены учкомбинат, больничный комплекс, профтехучилище, пионерлагерь. Создан музей и образован детский морской клуб. Небольшое Сухонское пароходство по производственным и социальным показателям ничем не уступало более именитым соседям, а по таким направлениям, как безопасность, внедрение новой техники, снабжение, даже превосходило их.
Умер Михаил Петрович в Вологде в 1998 году. Собрал на свой 75-летний юбилей друзей и соратников по пароходству, а через несколько дней в том же составе проводили его в последний путь.
Замерло ныне судоходство по Сухоне, затихло когда-то оживленное многоголосье на судовом УКВ-радиоканале. И лишь изредка в числе немногих судов пройдет буксир-толкач «МИХАИЛ ДРАЙЦУН», напоминая о славном прошлом Сухоны и о человеке, много для этого сделавшем.


Александр КОНТ, Вологда

Газета "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 07 апреля 1984 года.

НА СЦЕНЕ - КУРСАНТЫ.

Хороший концерт показали у себя курсанты Велико-Устюгского речного училища. Отлично подготовила мужской двухголосый хор Н. ЛЕСУКОВА. Курсанты училища открыли концерт песнями "Знамя Победы", Дунай голубой", "Вася- Василек". Затем был прочитан отрывок из поэмы Твардовского "Василий Теркин" преподавателем училища М.ТЕЙКИНЫМ. В финале концерта прозвучала в исполнении хора песня А. Пахмутовой на слова Н.Добронравова "Пока не поздно". В этой песне прозвучал призыв спасти нашу планету от атомной войны.


Н. ЧЕПЕЛЕВИЧ. Великий Устюг.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

С 1978 по 1994 год в Астрахани, Николаевске -на -Амуре и Благовещенске (Башкирия) для МРФ РСФСР строились танкеры проекта Р-135 А.Б класс "ВЯТКА". Всего было построено 28 таких судов. Использовались теплоходы как зачистные танкеры и бункеровщики. Однопалубные 2-х винтовые теплоходы мощностью 450 л.с. с размещением груза в цилиндрических вставных цистернах . В кормовой части размещена надстройка и МО. Длина судна 57,8 метра; ширина - 9,5 метра; высота борта - 2,1 метра; габаритная высота - 9,7 метра; осадка в грузу - 1,32 метра; скорость в грузу - 17 км/ час; дедвейт - 279,2 тонны, водоизмещение с грузом - 300 тонн,экипаж - 9 человек.

В Сухонском речном пароходстве работал МТ - 8 1985 года постройки. С 1998 года судно в Калининграде, называется "ВОЛОГДА" и используется как бункеровщик.
В Северном речном пароходстве с 1987 по 2014 год работал ТМ - 9. Порт приписки - Котлас. В 2014 судно продали в Москву, где теплоход работает как бункеровщик.


ВЫПУСКНИКИ В-УРУ. Станислав Павлович БУЛГАКОВ.

Изображение

1984 год. Участники Всесоюзного Совещания Аварийно- Спасательной службы СССР. У спускаемого космического аппарата - справа 4-й БУЛГАКОВ Станислав Павлович, заместитель Начальника Главной инспекции по безопасности судоходства Министерства речного флота РСФСР.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение


Велико-Устюгское речное училище. Выпуск 1985 года.

ГАЗЕТА "СОВЕТСКАЯ МЫСЛЬ" от 16 ноября 1990 года. В-УРУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70 ЛЕТ.

17 ноября 1990 года Велико-Устюгскому речному училищу исполнилось 70 лет. Накануне корреспондент районной газеты "Советская мысль" побеседовал со старейшим преподавателем речного училища Симоном Федоровичем ЛАТЫНЦЕВЫМ. Отвечая на вопросы газеты, Симон Федорович открыл любопытные страницы нашего юбиляра.

Корр.Что послужило отправной точкой открытия техникума водных путей сообщения ?
Симон Федорович.Техникум открыт 6 ноября 1920 года, когда в нашей стране еще продолжалась гражданская война, была разруха, голод. Надо было восстанавливать народное хозяйство. Успех восстановления зависел от нормальной работы транспорта. Специалистов с образованием капитанов и механиков было мало, многие из них не хотели работать на Советскую власть и ушли с судов. Поэтому надо было готовить кадры. В 1918 году в Великом Устюге были созданы курсы судовых механиков, занимающихся в малом здании 10-й школы, но они не обеспечивали всей потребности в судовых специалистах.
Корр.Симон Федорович, почему открыли техникум не в Архангельске или Котласе, а в Великом Устюге ?
С.Ф. Первое.Это географическое положение Великого Устюга. Он расположен на расстоянии 500 километров от Вологды и 700 километров от Архангельска, то есть на перекрестке рек Сухоны и Юга, Малой Северной Двины. Кроме того, у самых больших речных магистралей - Вычегды и Большой Северной Двины, Сухоны с притоками не было железных и шоссейных дорог. Единственным видом транспорта были водные пути.
Второе.В то время Великий Устюг был губернским городом Северо-Двинской губернии, в территорию которой входил бассейн Малой Северной Двины, низовья Вычегды и верховья Большой Северной Двины. Видимо, руководители губернии Шумилов и Васендин, оба по профессии речники, были более инициативны, чем другие. Да и отсутствие иных видов транспорта вынуждало их ходатайствовать перед центром НКВТ об открытии учебного заведения водного транспорта.
Третье.Достаточное количество свободных молодых людей в населенных пунктах, расположенных на берегах рек вблизи города Великого Устюга, помогало набрать абитуриентов техникума.
Корр.Как же удавалось набирать молодежь в техникум, если в то время было 85 процентов неграмотных людей в стране?
С.Ф.Желающих поступить в техникум было много, в особенности работавших на судах штурвальных, матросов, помощников капитанов, кочегаров, помощников механиков. В годы 1920-1924 было создано три подготовительные группы по степени грамотности поступающих сроком от 6 месяцев до 2 - х лет . Подготовительные группы существовали до 1935 года. Правда, потом они были не трехступенчатые, а одногодичные. На них принимали имеющих 5 - 6 классов образования.
Корр.Через какие самые важные рубежи прошло училище за 70 лет его существования ?
С.Ф.Первый - довоенный. Его можно назвать становление. За этот период выпущено 838 специалистов-судоводителей, судомехаников, эксплуатациоников, судоремонтников, путейцев.
Это костяк специалистов. Например, З.А. ШАШКОВ работал министром и заместителем 27 лет. Последние 10 лет - профессором МИВТ.
Е.П. ТЧАННИКОВ работал начальником пароходства в Сибири и начальником главка МРФ, В.А. САБУРОВ - начальником Северного, Камского, Волжского объединенного, "Волготанкер" и Беломорско-Онежского пароходств, З.К. МОДАНОВ - начальником Северного пароходства, Е. М.БАРАЧЕВСКИЙ - начальником пристаней Великий Устюг и Архангельск; это капитаны-орденоносцы и лауреаты премий первых пятилеток: М.Ф. ЕРШОВ, М.Я. БРЮХОВ, Ф.П. КУЗНЕЦОВ, И.П. БРЮХОВ и другие.
Второй период - послевоенный, реорганизационный. В 1947 году правительством речной техникум был реорганизован в речное училище, учащиеся стали называться курсантами, и обеспечение обмундированием и питанием стало бесплатным. Учебное заведение, кроме транспортных специальностей, стало готовить офицеров запаса ВМФ: штурманов, гидрографов, специалистов ВОСО. Этот период продолжался до 1960 года.
Коллектив преподавателей и воспитателей в этот период пополнился из кадров военных моряков в количестве 10-12 человек.
В этот период я работал на военной кафедре, преподавал навигацию, океанографию, военно-морское дело. И даже один год работал заместителем начальника по военно-морской подготовке.


Изображение

Выпущено было за этот период 1960 специалистов. Крепкая военная дисциплина внедрялась в воспитание. Развивались военно-морские традиции. Конкурс при поступлении в училище был 7 - 10 человек на место. Почитались виды спорта, в том числе и зимнее плавание. Секция "моржей" насчитывала до 50-70 человек, которых закаляли врач В.А. РАТНИКОВ и физрук Л.Н. ТУШИН.
Развита была художественная самодеятельность, обслуживающая весь наш район. Училище по спорту и художественной самодеятельности занимало первые места среди средних специальных заведений города.
Третий период - период продолжения традиций, созданных в 1950-х годах. Это 1960 - 1980-е годы. Курсанты оставались на полном государственном обеспечении. Но военных преподавателей и воспитателей уже не было. Военная техника, оружие были сданы военным властям. Организационное построение курсантов по ротам осталось, но командиры рот ( воспитатели ) нанимались из бывших офицеров, находящихся в запасе. Например, начальниками ОРСО были В.К. КРАВЧЕНКО и В.Ф. ЧЕБЫКИН, также и командиры рот : А.Н. ЧУРКИН, Ю.П. АВТОМОНОВ, В.К. ЯДРИХИНСКИЙ, М.Ф. ЛУШКОВ и другие.
Набор курсантов в 1960-е годы на дневное отделение вырастал от 90 человек до 180, и численность их доходила до 720 человек. В 1963 году было создано вечерне- заочное отделение ( ВЗО ) под руководством Г.А. ЧЕРНАКОВОЙ и его численность увеличивалась и доходила до 300 человек. Конкурс на дневное отделение в 1960-х годах держался от 6 до 12 человек на одно место. Дисциплина строевая была хорошей, на уровне 1950-х годов. Активность в спорте и художественной самодеятельности не снижалась, наоборот развивалась в особенности в бытность замполитов Л.Н. ПОПОВА, В.К. ШОРОХОВА, физрука Л.Н. ТУШИНА.
За этот период было выпущено 3354 специалиста. В 1974 году произошло прекращение подготовки техников пути. Вся лабораторная и учебная база была передана Лимендскому речному училищу, где и продолжается подготовка специалистов - путейцев.
В 1975 году в училище открылось эксплуатационное отделение. Заканчивается подготовка техников эксплуатации в 1991 году. Всего сделано 11 выпусков по одной группе численностью 270 человек.
В этот период шел рост материально-лабораторной базы и строительства: реконструировался учебный корпус, сделан надстрой 3-го этажа и пристроено правое крыло. . В результате произошло увеличение площади в 2,5 раза, построены общежитие на 515 мест, столовая на 220 мест, деревянные дома для жилья преподавателям и теплофикация всех зданий.


Изображение

Подготовка к параду. 1986 год.


Корр.В строительстве принимали участие и курсанты ?
С.Ф.Да. В течение 15 лет шло строительство зданий, в котором принимал активное участие коллектив курсантов во главе с воспитателями. Это способствовало хорошему нравственному воспитанию учащихся. Строить было трудно, учебный корпус возводили хозспособом, и все материалы надо было доставлять заказчику, даже кирпич. Его возили на баржах из Вологды. Группу курсантов посылали в Вологду, они там грузили на баржу и прибывали на ней в Устюг.
Когда строили общежитие, то коммуникации были длиной от 300 до 1000 метров. Траншеи рыли вручную. А когда в 1974 году теплофицировали здание хозспособом на улице и в переулке Шилова, то длина траншеи составила 300 метров.

Четвертый период - 1980 - 1990 годы. Это реформы учебного процесса, уменьшение приема и конкурса учащихся, ухода на пенсию в 1970-х и начале 1980-х около 10 преподавателей и воспитателей. Очень частая сменяемость неопытных воспитателей ( бывших курсантов), отсутствие конкурса при приеме и недобор в последние семь лет, увеличение отсева и выпуск 50-60 процентов от числа принятых. Выпущено за последнее десятилетие 1464 специалиста.


Изображение

Пятиэтажное здание Велико-Устюгского речного училища, построенное хозспособом.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 20 июл 2020, 00:09, всего редактировалось 2 раза.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя