Главная страница | Расписание круизов        

Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta 10 сен 2018, 22:26

Изображение


ЛОДКИ ВЕПСОВ БЕЛОГО ОЗЕРА.

Вепсы, проживающие в Белозерье и примыкающих к нему деревнях Бабаевскоого р-на, использовали старые водно-волоковые пути летом и зимой и сохраняли традиционные связи с вепсами Винницого р-на, Ленинградского и Вытегорского р-нов Вологодской области. Из города Бабаево через село Борисово-Судское по двум автодорогам можно попасть в центр Вепсской возвышенности, где сохранились два локальных центра проживания вепсов: Кийно и Пяжозеро, в которых удалось найти последних мастеров и собрать некоторую информацию о традиционном лодкостроении и судоходстве этого восточного края ареала современного расселения вепсов.
На восточных склонах возвышенности в деревнях Кийно, Заболотье и Панкратово еще в середине ХХ в. проживало до 1000 человек, тогда это был Шольский район, и основное движение традиционно было в сторону Шолы, Вытегры и Вознесенья. Основной транспорт был водный или зимой по льду озер и рек. В деревне Кийно делает лодки-долбленки Григорий Смирнов (1963 г.р., родом из деревни Войлахты). Он учился у своего отца А. Смирнова (1935 г.р.), хорошего мастера, который делал много лодок, он смог научить сына и передать ему секреты изготовления местной лодки. У него записаны названия местных лодок и вепсские термины: - «Венех» (ven’eh) – разведенные (развернутые) долбленки из осины, длина лодок – 4,8 м или чуть больше, на малых озерах – 4 м, оптимальная ширина – 1 метр . Других долбленок Г. Смирнов не помнит и даже не слышал. Главный секрет изготовления – в выборе осины – дерево должно быть прямослойное с чистой корой, без выпуклостей – «бабукад» (babukad), т. е. грибов, которое на уровне груди больше обхвата рук на 30–40 см. Срубленную осину сначала замачивали около 1 недели, потом тесали. Инструменты мастера: тесло – kok, скобель – gomel’, топор – kirvez, нож –viič. Потом лодку «разводили» по следующей технологии: когда была готова долбленка, ее скоблили, рядом разводили костер; фиксировали там, где ствол может треснуть, – в носу и корме ставили «робчет»-зуб по-русски, из бруса толщиной 7–8 см с пазом длиной больше 40 см и высотой 10 см; когда прогорал огонь, над углями ставили долбленку наклонно на козлы – «стлани» и распирали борта согнутыми рябиновыми или черемуховыми палками от 2-х до 3-х часов. В родной деревне мастера Войлахте лодок было много, но не каждый мог доделать лодку до конца, поэтому разгибать лодку –«на роспуск» приглашали более опытных мастеров, которых было мало. Интересное сообщение, что когда при долблении было неудачное раскрытие, иногда к лопнувшей лодке привязывали два бревна – получалось лучше чем плот, но хуже чем лодка. В Кийно еще делает лодки брат его отца – В. Смирнов, только недавно он продал свою лодку. В Заболотье лодки делали Кузнецовы Николай и Платон. На малых ближних озерах для рыбалки использовали плоты (laut). У русских были лодки из досок, но вепсы-рыбаки их не любили – слишком широкие и не маневренные. На берегу лежали разведенная долбленка(veneh), за одной из бань – veneh из дюралюминия, а у причала на краю деревни – дощатая лодка-плоскодонка.
Раньше рыбалка была традиционным промыслом. Основной лов рыбы начинался от села Войлахта, где может когда-то был залив –«лахта» Шольского озера. Г. Смирнов рассказывал: «Только непутевые мужики не ловили рыбу для местных нужд – не кормили семью и не зарабатывали. Рыбачили на Шольском озере, куда поднимается на нерест по реке из Белого озера рыба: лещ, щука, окунь, язь, жерех, линь, карась. Озеро Шольское мелкое, средняя глубина около 1 метра, перед ним от деревни через протоку два глубоких озера: Черное и Белое. Лодки стояли с обеих сторон Шольского озера, в советское время лодки прятали, с нашей стороны сейчас стоит 10 лодок. Старики на Шольское не ходят рыбачить – далеко грести. Моя лодка стоит у „пристани“ на протоке в 2 км от деревни Войлахта. Раньше было много язя, а сейчас основная рыба – лещ и щука».
На среднем течении р. Пяжелки поселок леспромхоза с одноименным названием, здесь река мелкая, поэтому лодки для рыбалки не использовались, но удалось записать от Г. Сафонова (1941 г.р., д. Нижняя Шома, Новосталинский с/с) сведения о лодках, распространенных в верхнем течении реки Суды. В его деревне были лодки, которые держали на берегу реки Суды. В основном были осиновые долбленки – развернутые. Из поселка Пяжелка надо сухопутным путем ездить рыбачить на озера, поэтому здесь делали лодки из досок длиной около 4 метров, чтобы можно было перевозить на автомобиле. Рыбачили в основном на озере Каргозере. Г. Сафонов тоже сделал одну лодку из досок и по таким же шаблонам на заказ «склепал» из дюралюминия около 10 штук. «Выше в Пяжозере есть один старый мастер – делает деревянные лодки, правильнее – дощатые. Старики делали для рыбалки лодки 4–5 метров и более, на них и сено тоже возили. В деревне Козозеро у церкви на берегу есть лодки. Из Козозера идет протока в большое озеро – Пяжозеро, там наши лодки стоят, а у меня и там и в Шимозере стоят лодки» .
В деревне Никитинской (Пяжозеро) живет еще один мастер Николай Фомин (1936 г.р., родом из деревни Яковлевской). Его отец Федор (1904–1942) и дед – Константин (1867–1942) долбили теслом (kokš) лодки длиной более 5 метров, шириной около 1,5 метра. Отец и дед погибли в 1942 г., поэтому они не успели передать свое мастерство потомкам. Здесь все лодки, как долбленые развернутые, так и дощатые называют veneh, шпангоуты – «карег» – из суков или из гнутых деревьев, иногда из корней. Лодки распаривали прямо у воды. «Раньше всякие рыбаки были – делали развернутые и просто выдолбленные из бревна – корыта (kart) – на Линдозере и других озерах» . В 1955 г. Н. Фомин пришел из армии и с этого времени сделал около 30 лодок из досок – для себя и немного на заказ. «Во время войны лодок было много. В основном для рыбалки, иногда возили сено. Много людей тонуло – ездили на другой берег озера за ягодами на маленьких лодках. Я сам делал лодки только из досок, сначала интересовался, подглядывал, смотрел, как работает Федот Кононов – он делал лодки по-старинному, такие, как на озере Шимозеро. Я тоже делал похожие, как у стариков, длина – 4,5–5,0 м, ширина – 1,4–1,5 м. Шили у дома на козлах – «скамньят» со специальными клещами –hambhad (букв. „зубы“)». Помогали ему все дети и внуки (дочка сразу же подтвердила, что она помогала держать то, что отец скажет). Доски пилили на пилораме в леспромхозе. Озеро Пяжозеро 6 км поперек и 40 км вокруг, на рыбалку ездили и на другие озера, ближнее от деревни Никитинской, первое малое (до 1 км) озеро Козозеро, из которого по короткой протоке выходят в Пяжозере. На Козозере нет большой волны, в нескольких сараях – «гаражах» на берегу здесь хранятся лодки местных жителей. Две лодки Н. Фомина стоят в двух сараях. У обеих лодок транцевая корма под мотор, очень широкие (ок.30 см) кили и толстые штевни соединены на три круглых нагеля или болта.
Интересные сведения о лодках и мастерах удалось найти в частном музее «Традиционные лодки Белозерского края». Собиратель и хранитель коллекции лодок – Михаил Столяров, родом белозерский, с озера Ухтом-Ярема, о вепсах помнит, что они жили у деревни Борок и на реке Андоге вепсские деревни были, по Андозеру они рыбачили на таких же лодках, как и русские. Он много путешествовал по району и в 1975 г. еще видел шитые корнем лодки на реке Тикше у реки Сухоны, а в 1984 г. в деревне Георгиевское в сторону Бабаево видел кусок такой лодки. В его музее есть долбленки-«рюхи» из одного ствола с двумя крыльями из досок. Лодки примерно длиной 4,0 м из осины Д 30–50 см
.

Ю. Наумов «Экспедиционные материалы о вепсском народном судостроении и судоходстве.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2828
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18


Пред.

Вернуться в Страны, города и порты назначения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron