Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Мимо крейсера "Аврора". Тимо впечатлен. Дневник Ильи.

Изображение

Порт Ленинград в 1970-е годы. Лихтеры речников и лихтеры морские. Пароходы Балтийского пароходства. Флот новый и ветераны - сухогрузы. Десятки самых разных судов толпились у причалов Ленинграда. Флот смешанного плавания чаще всего ожидал разводки у моста Лейтенанта Шмидта, если шли с моря и в Уткиной Заводи, если с ВВП. Это сейчас аббревиатура носит сакральный смысл. В те времена три заветных буковки заветными не были и означали банальное: внутренние водные пути.

Тимо рассказывает.

Мы расстались с Тойво на Витебском вокзале, он поехал на пароход: на метро до Московского вокзала, а оттуда - сто двадцатым автобусом в Уткину Заводь. Я отправился к родственникам на Желябова.
Утром троллейбус доставил меня к Набережной Лейтенанта Шмидта. Наш сухогрузик с караваном леса был виден издалека: он стоял вторым корпусом после СЗРП-ешника -"Волго-Балта", а к нему притулился БОПовский "Балтийский-60". Вспомнился популярная в БОПе байка о трех теплоходах типа "Балтийский", стоящих у Набережной Шмидта именно в три корпуса. Вероятно, такая же байка бродила и по "смешному флоту" Северо-Западного пароходства; определить происхождение подобного флотского фольклора невозможно.
Суть веселой истории, которую ветераны рассказывали вновь появившимся у упомянутой Набережной бродягам пресно-соленой специализации, сводилась вот к чему. Якобы, к одному из капитанов стоящих в три корпуса у Набережной теплоходов типа "Балтийский" приехала жена. Номерные обозначения судов людьми сухопутными запоминаются плохо. А если даже и хорошо, определить без особого экскурса к видимой надписи на борту, номер теплохода несколько затруднительно. Даже сами река-мореходы часто вспоминают, что будучи посетив какое-либо питейное заведение в Ленинграде, бывало, и запутывались в определении собственного суденышка. Но, специалист, он на то и специалист, чтобы определить свой пароход по невидимым постороннему глазу приметам. По колеру палубы. Надписям на надстройке, предлагающим не курить. Линкрусту в коридорах. По стоящему у трапа вахтенному, наконец. Что, впрочем, не совсем надежно, ибо вахтенный иногда перебирался на соседний пароход поточить лясы с таким же вахтенным и определить WHO IS WHO в состоянии неслабого подпития было проблематично. Но, как бы то ни было, история не сохранила случаев перепутаницы касательно самих тружеников водного транспорта. А вот с капитанскими женами таковое случилось. Возможно, не единожды.
Приехавшая капитанша еще будучи на тверди гранита Набережной поинтересовалась у вахтенного стоящего первым корпусом теплохода, здесь ли нужный ей "Балтийский".
Вахтенный ответил утвердительно и сообщил, что нужный ей сухогруз стоит КАЖЕТСЯ третьим корпусом. Дама преодолела средний теплоход, представилась вахтенному третьего сухогруза как капитанская жена и была оным препровождена в капитанскую каюту. Каюта была открыта, дама, желая сделать мастеру сюрприз, быстренько приняла душ и улеглась в койку. Поразмыслив и желая усилить эффект своего очарования, сунула под подушку трусики и задремала. Капитан был у старпома, или у первого помощника, история этого не уточняет. Отмечается лишь, что вернувшись в свою каюту, кэп обнаружил в постели совершенно незнакомую женщину. Ибо номер "Балтийского" был определен ею неверно. Естественно, в ситуации быстро разобрались и капитан проводил гостью на соседний теплоход в объятия осчастливленного мужа.
Этим бы все и закончилось, но спустя полчаса к мастеру "Балтийского", что стоял третьим корпусом тоже приехала жена.И после заправки постели обнаружила под подушкой интимную деталь дамского туалета. Был стремительный скандал без возможности объясниться. И только после того, как невинно ободранный острыми коготочками ревнивой супруги кэп привел капитанскую супружескую пару с соседнего "Балтийского", конфликт удалось погасить. Благо, мастер стоящего вторым корпусом судна оказался человеком благоразумным и понял ошибку жены. Впрочем, эпос этот имел разные варианты и иногда заканчивался не столь благополучно. Это, естественно, зависело только от фантазии очередного рассказчика.

Я прошел на теплоход. В каюте мотористов было шумновато. "Мимо крейсера "Аврора", мимо теплых спящих жен, мы торопимся в Европу за балтийский горизонт", - мечтательно бормотал под гитару моторист Коля. Столик был укомплектован дефицитным чешским пивом. Ребята расслаблялись. Слава богу, кажется без водки. Как я и предполагал, уходим мы в ночь, а противник подобных посиделок помпа сразу после швартовки у Шмидта выбрался на берег до двадцати часов. Мне же пора было на вахту...


Дневник Ильи.

"Девчонка, я все равно пишу тебе.
Ты же знаешь: даже если совсем не будет писем твоих, я буду тебе писать !
Длится наша северная белая зима, морозная и снежная. Был вчера на судоремонтном заводе. Снег, везде снег, совсем не видно границ берегов затона, только по кустам на противоположном берегу можно определить, что там - суша.
Длинная шеренга плотоводов вросла в лед, но сам лед укрыт метровым слоем снега. Очищены только пожарные проезды и тропинки к трапам. Топки погашены еще в октябре. На палубах - тоже снег, его, конечно, сбрасывают на лед, но все равно пароходы выглядят совсем необитаемыми, что так и есть. Пожарные проезды -как улицы этого нежилого чернотрубного города, почти безлюдного в трескучие морозы, которые старики называют крещенскими. Иней на леерах и вантах. Снег на трубах.
На той стороне пароходовой улицы -несколько белоснежных колесников -"пассажиров". Двухдечники "Пушкин", "Гоголь", "Каляев", "Фрунзе". Старички - ветераны, сколько они повидали на своем веку...
Все равно придет май и зашипят пароходы ароматными парами, тихо шлепнут для разминки новыми плицами, осторожно выберутся из затона на простор Сухоны, резво застучат по весенней воде веселыми колесами, побегут на простор Двины. Вдоль живописных деревушек на высоких берегах повезут на палубах и в каютах суровый северный народ в далекий и славный Архангельск.
Ты не отчаивайся. Время бежит. Совсем немного осталось до яркого весеннего солнышка. Подо льдом, под толстым снежным одеялом, струится -торопится в морюшко Белое светлая и чистая Двина. Уносятся с водой дни, недели, месяцы. Месяцев до весны осталось совсем мало...А там - придет наш любимый август. Ты только верь. Он придет. Наш нежный месяц.
Если хандрится -хандри. Но - пиши мне. Пиши ехидные письма, ерничай,зли меня. Грозись выйти замуж через неделю. Издевайся над моими самоварными пароходиками. Но - верь. Верь, что с каждой неделей любовь наша становится все крепче и сильнее. Несмотря на нешуточные преграды, несмотря на сиюминутное неверие, язвочки "покусываний" взаимных -верь.
И не надо о хорошей девчонке, которую я еще встречу. Я уже встретил. Можешь писать, что в голову взбредет, можешь немного помолчать даже, но только не ставь крест на нашей любви.
Скоро побегут весенние ручьи. Никогда я еще не ждал так сильно весну. Представляешь, солнышко согреет наш прекрасный Север, крепкий, как сталь лед превратится в хрустальные струйки рек, малые речушки подарят эти струйки матушке - Двине, а она унесет их в таинственное и неведомое для меня Белое море . И когда придет лето, засветятся чистым светом яркие и тихие, волшебные и загадочные, совсем такие как в нашем Кубеноозерье, прекрасные белые ночи. Дивные, как сама жизнь.
Целую губки твои кисленькие и капризные. Не грусти. Верь ! Все будет хорошо ! Я.


Изображение

Зимний Великий Устюг времен белых пассажирских пароходов. Было холодно северными зимами в большом затоне. Но, наступала весна и элегантные паровички оживали, убегали возить северян из больших и малых двинских сел и деревень в столицу Поморья - город у Белого моря Архангельск.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 21 дек 2018, 01:05, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Уходим..Уходим..Уходим... Морской канал. Мимо Кронштадта. Дневник Ильи.

Изображение

Нет у меня ни одного снимка питерского морского канала, Они появились в сети в период, когда пошла на спад вновь расцветащая ныне шпиономания. Помню нашего старого капитана с онежского буксира. Он был коммунистом. Он воевал на Черном . Он очень хорошо относился к ВМФ СССР. Но он никогда не забывал о своей карельскости. Он не стеснялся говорить на родном языке. И никогда не запрещал мне фотографировать в Беломорканале. Хотя и не осталось почти тех снимков. Верно, сталинская дъяволиада стирала в фотоаппарате изображения. А капитан посмеивался: " Фотографируй ! Пригодится... Нет никакой тайны в этом канале. Все уже заснято финнами во время войны.Каждый шлюз и каждый битенг..".
А вот Ленинградский морской канал заснять я так и не решился. В загранку ходил. Не решался нарушать запреты. Впрочем, тогда и не до этого было. В рубке я был не просто рулевым - практикантом. Я начинал штурманить...А после вахты просто хотелось спать...Отдыхал и фотоаппарат...Посему снимок этот - из сети. И совсем не из времен моих еврорейсов..
..

Тимо рассказывает.

После полуночи мы вышли в рейс. Тихо скользил наш лесовозик по Ленинградскому морскому каналу.
"Граница акватории порта проходит от нижней кромки моста Лейтенанта Шмидта вдоль правого берега реки Большая Нева, вдоль южного берега Васильевского острова , по кордонам пассажирских причалов, береговой линии южой части Ковша Галерного фарватера, затем по линии, соединяющей северо- западную оконечность береговой линии южной части Ковша с восточным кроншпицем Петровского канала, ведущего в Гребной порт, и далее по прямой линии до светящего буя левой стороны Корабельного фарватера ( начало фарватера )...."
Можно долго цитировать "Обязательные постановления", их в несколько отредактированных вариантах мы получаем снова и снова, проходя ЛМТП...
Тойво рассказал, как рано утром, когда уже вышли из узкой части канала и прошли Кронштадт, нас нагнал банановоз Латвийского пароходства с совсем не славянским названием "Зента Озола", начал вопить по УКВ "Корабль", что мы мешаем ему и потребовал, чтобы наша "баржа убралась с фарватера". Наш воспитанный в вежливости мастер почти растерялся, врубил самый малый и прижался к кромке канала возможно близко. "Озола" продолжала вопить о своей большой осадке и требовала, чтобы мы убрались за красный буй. И тут не выдержал наш наставник.
- "Зента Озола", - железным басом взорвался наставник. - Я - капитан дальнего плавания, капитан-наставник Беломорско-Онежского пароходства Паль Яков Иванович. Вы ведете себя по-хамски. Я нахожусь на борту теплохода, имеющего двигатели суммарной 1400 лошадиных сил и осадку три метра шестьдесят сантиметров или двенадцать футов. Выход за линию красных буев не гарантирует нам безопасное движение без угрозы повреждения корпуса. Следуем грузом пиломатериалов на ФРГ. Касательно Ваших необоснованных требований вынужден буду обратиться к заместителю министра морского флота, с которым знаком лично.."
"Зента Озола", сбавив ход, аккуратно проползла у нас по левому борту и врубив самый полный стремительно убежала за горизонт.
- Понимаешь, - Тойво был возбужден и совсем не стеснялся общаться со мной при рулевом,- эта "Озола" испортила настроение на весь день. Не ожидал такое от прибалтов... Впрочем, в Латвийском пароходстве, как и в Эстонском, о котором ты зимой рассказывал, работают отнюдь не воспитанные в вежливости ллойдовские прибалты. Вяткой и самарой купеческой от них за версту тянет.У них в трубу плюнуть пароходику-"малышу" испокон веку было высшим шиком..."


Дневник Ильи.

Илья, здравствуй !
Ужасно давно не писала тебе. Ты уж прости, пожалуйста.... Такое настроение мерзкое ! Спасибо тебе. Спасибо за письма.
Я все прощаюсь с тобой, а ты упрямо пишешь. Хочу видеть тебя !
Но ты не вздумай приехать. Весной, весной я сама приеду к тебе, слышишь !
Приезжала моя сестра. Самый лучший и добрый мой человек. Не ревнуй - вы несравнимы. Это -совсем другое. Ты ведь понимаешь...Она советует выходить за тебя замуж. Первую ночь болтали с ней до двух часов. Смеялись до слез и разбудили и мать, и гостей-всех !
На следующую ночь меня уложили с мамой, мол, хватит болтать по ночам . Действительно, до двух часов я спала. В два проснулась- спать не хочу. Села на кровати. Сижу, скучаю. Проснулась мать. Спрашивает : "Что сидишь ?"
Говорю: "Это что ли одеяло ты отдашь мне в приданое ?"
- "Отдам,- говорит, -а что ?"
-"Не надо ! Как я под таким одеялом спать буду, дышать от жары нечем "
Мать расхохоталась. Никогда не видела, чтобы она так смеялась. И не спали до шести утра. Конечно, и сестра, и остальные проснулись.
Все. Бегу на работу. Целую. Я.
Пиши !



Изображение

Зимний Великий Устюг. Главная улица города- Советский проспект. От судоремонтного завода протянулась улица, на проспект совсем не похожая, до городского парка. Тихая и одновременно людная. Застроенная старинными особняками и небольшими общественными зданиями. По Советскому проспекту ходили автобусы. По утрам они были полны. Рабочие и инженерно-технические работники ехали на судоремонтный завод. На работу. После занятий в город катили расхристанные веселые "ремесленники" из заводского ГПТУ-4. Курсанты-речники посматривали на "ремесло" свысока: "Господи, Помоги Тупому Устроиться". Впрочем, оная характеристика распостранялась отнюдь не на всех учащихся "ремеслухи". Из ее стен вышли многие известные в вологодских краях люди, даже сам губернатор земли вологодской в свое время обучался в ГПТУ-4.

yan
Staff
Сообщения: 4666
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение yan »

Спасибо Вам большое Виталис, за интересное продолжение необычной и познавательной темы, за то что трудились для нас и публиковали этот материал даже в Ваш День Рождения ! С самыми лучшими и добрыми пожеланиями !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Спасибо Вам большое Виталис, за интересное продолжение необычной и познавательной темы, за то что трудились для нас и публиковали этот материал даже в Ваш День Рождения ! С самыми лучшими и добрыми пожеланиями !
Спасибо, Ян !
Я сейчас в Суоми. Здесь уже снег и ночью до десяти мороза. Тихо. Красиво. Чисто. Отдых для души среди родных.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Балтика. Летние дни и вахты без штормов и туманов. Мимо Прибалтики. Дневник Ильи.

Изображение

Порт Рига в начале 1980-х. из сети. Я видел такое скопление советских легковушек. ЖИГУЛИ, а в импортном исполнении - автомобиль ЛАДА шли на экспорт из Риги и других портов Прибалтики. Но, более всего - из Риги. Работал на автомобильных перевозках и теплоход СОРМОВСКИЙ - 5 Беломорско-Онежского пароходства. Специально переоборудованный под перевозки легковых автомобилей из Тольятти в Европу, СОРМОВСКИЙ - 5 работал на линии Тольятти -Швеция на протяжении всей речной навигации на ВСП. С берегов Волги теплоход-автомобилевоз вез новенькие ЛАДЫ, а обратно - высококачественную шведскую сталь. Советский листовой металл, быстро превращающийся в коррозийную труху, шведы вежливо игнорировали.

Тимо рассказывает. Записки Виктора.

Закончился Морской канал и мы вышли в открытую часть Финского залива. Дорога знакомая, погода хорошая. Лето. Боцман продолжает заниматься покраской, авторулевого у нас нет и пару часов приходится заруливать, отпуская рулевого матроса в распоряжение боцмана.
В это время в рубке Мастер. Он вообще малоразговорчив, а сейчас и вовсе замкнулся, молчит и невыносимо много курит.
На третьи сутки нашего выхода из Ленинграда, где-то на траверзе слева осталась Лиепая - любимый город одного из моих добрых друзей.
Он учился в этом городе и рассказывал о Лиепае с такой теплотой и задушевностью, что хотелось немедленно зайти в "город Липовых Аллей" и остаться там навсегда....
К покрасочным работам боцман умудрился привлечь даже нашего сурового помполита. Впрочем, тот владеет валиком и кистью достаточно неплохо: как-никак - из штурманов, а всякий штурман - бывший матрос, как минимум - в период плавательских практик. Это на внутрянке выпускники становятся штурманами быстро. На загрансудах - перепроизводство третьих помощников. Любопытное наблюдение: капитанов, выпускников нашего училища в пароходстве не так уж и много. Все какие-то пришельцы. Много бывших рыбаков. Есть и из системы ММФ.
Странная штука - жизнь. Мы с Тойво с изрядной завистью посматриваем на элегантные и архитектурно совершенные морские теплоходы, а оттуда нет - нет да и перебираются на наши "кочерёжки" капитаны, механики, штурмана с огромных океанских сухогрузов и танкеров...Иногда, конечно, это люди -неудачники. Неудачники в профессии. И неудачники в личной жизни. Бегущие от жестокой судьбы, от которой не убежать.
У нашего Мастера дома что-то неладно. Вот ведь и человек он- сугубо положительный, и кошмар квартирного вопроса у него - позади, и как профессионал - кэп состоялся. И даже проблемы, которая мучает Тойво у него не наблюдается. Он - славянин, его народ имеет полноценную союзную республику, его соплеменники говорят в этой республике на родном языке...А вот поди ж ты...


Дневник Ильи.


"Здравствуй, моя хорошая !
Какое славное письмо я получил наконец-то ! Нет, все твои письма для меня одинаково желанны, все их я храню и перечитываю как самые захватывающие творения нашей северной литературы. Но это письмо - особое. Почему ?
Во-первых, ты хочешь видеть меня. Во-вторых, вопрос про одеяло, это ответ на затянувшийся мой сон ожидания. Ты согласна выйти за меня замуж ? Ты говорила об этом с мамой ? Ты сделала шаг мне навстречу !
Ты не испугалась, что мне служить три, возможно, года !
И не побоялась моих скромных речных заработков...
Ты согласна приезжать на мой неспешный буксир или на торопливую самоходочку в мою тесную каютку за сотни километров от твоего шумного Питера. Мы будем ходить -плавать вдоль зеленых берегов, мимо тихих рубцовских деревенек, мимо маленьких северных городков, где так мало асфальта и так много старых деревянных домов из далекого ушедшего.
Ты будешь ждать меня верно ? И одолеешь все трудности, что выпадут на нашу долю. Я не представляю, что это будут за трудности, но подозреваю: главные из них - жилищная проблема и наши долгие разлуки.
Я согласен спать под одеялом, под которым "нечем дышать от жары " !
Но не слишком ли я ошалел от радости ? Случится ли событие, мною так долго ожидаемое ? А вдруг следующее письмо от тебя дохнет мне в лицо ледяным холодом равнодушия ?
Прости, опять меня понесло. Но мы как-то незаметно включили взаимные упреки в стиль нашего общения. Ведь первые мои к тебе письма не были такими дергаными. Они были просто про любовь. Это письмо - тоже про любовь. Но любовь наша стала такой запутанной, она приносит нам так много страданий и душевного неуюта ! И иногда хочется просто удариться в модное среди местной молодежи расслабленное винопитие.
В субботу иду по улице. Навстречу несутся в темноте два парня в гражданке с явно боевыми намерениями. Винным духом разит от них за версту. Ну, думаю, придется помахаться. Ремень свой верный сдергиваю.
А это, оказывается наш Иван из ремеслухи. Вместе на плотоводе работали. Он пьянствовал весь вечер и поспорил на бутылку "Порто-Рико" рома, что двадцать мужиков за вечер вырубит. С его кулаками сие возможно. Семь мужиков он уже уложил, осталось -всего-ничего. Еле его уговорил потеху эту свернуть. Впрочем, его коллега был не столь агрессивен. Он уже огреб фингал под глаз и легко согласился сменить побоище на бутылку пошлой водки.
Пошли, купили, выпили за углом.
Вот так наша молодежь по вечерам оживляет жизнь на улицах. Надо признать, без подобных случаев, совсем сонную. Это вам не экс-столичный Ленинград !
Целую много-много раз. Жду твоих нежных писем !"


Изображение

Деревушка на реке Сухоне. Все еще жилая.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Архангельский лес доставлен в германский Папенбург.Дневник Ильи.

http://fishki.net/52886-zagadka-dnja-18 ... video.html

Если пройти по ссылке, можно увидеть много интересного. Расположенный в 40 километрах от моря небольшой городок Папенбург строит огромные океанского плавания паромы. Еще в начале 1970-х лесовозы БОПа стали регулярно доставлять для нужд судоверфи в Папенбурге архангельский и карельский пиловочник.


Изображение

Современный снимок порта Папенбург с германского сайта о городе. Мне тоже два раза довелось побывать этом необычном месте, при том, что самый первый рейс в загранку был именно в Папенбург. Только теплоходы типа "Волго-Балт" в те времена за Кильский канал не пускали.

Рассказ Тимо в записи Виктора.

Шестнадцатого июня утром вошли в Кильский канал. Было теплое утро, солнце гоняло яркие лучики по воде, на берегах грелись многочисленные праздные немчики, навстречу ползли морские сухогрузы и танкеры, лоцмана четко отдавали команды рулевому, в рубке появился вальяжный наставник, свободные от вахты собрались на юте и комментировали наблюдаемое по берегам, особенно завидуя расслабленным любовным парочкам, не обращавшим на проходящие суда никакого внимания.
К 16 часам канал остался позади и мы вышли в Северное море . К вечеру разразилась сильная гроза, яркие молнии летали по хлябям небесным . Через сутки пришли в Папенбург.
Выгрузка началась почти немедленно. Четверо аккуратно одетых немца ловко орудовали ломиками, подводя мягкие цинкованные стропы под пакеты пиловочника.
- Наш рулевой-практикант восхищенно взирал на работу тевтонцев:
- Смотри, Тимофей, у них даже ломики сделаны с умом ! Легкие, со специальной наваркой для удобства отжатия пакета ! А стропы ! Ни одной колышки, ни одной рваной пряди ! Помнишь, какие стропы были у грузчиков в Архаре ! Модель "Береги зубы" !
- Молодой человек, Ваше бурное восхваление буржуйской действительности выглядит вызывающим с учетом того, что Вы впервые за границей ! Вот услышат Ваши восторги уши Бдящего человека и прощай загранка. Скромнее надо быть. Спокойнее взирать на показуху загнивающего Запада ! Это они специально пришли с новыми стропами на советский пароход ! - в рубку поднялся Тойво. - И вообще, не пора ли Вам к трапу ? Враг не дремлет и отсутствие вахтенного непосредственно у трапа может быть причиной какой-нибудь провокации !
Рулевой быстренько скатился из рубки на палубу. Тойво улыбнулся и продолжил:
- Штурман, такие разговоры Вы должны пресекать немедленно. Не дожидайтесь, когда Вашего рулевого придется воспитывать первому помощнику !
- Вас понял, Тойво Иванович. Принял к сведению.
- Стармех приглашает всех свободных от вахты красить машину. Не желаете ли помочь ?
- Не хочу. Надо с Извещениями разобраться, ведомости подготовить, кассу закрыть, валюту раздать...
- Помполит вечером собирает футбольную команду. Шеф фирмы, которой мы привезли доски, предлагает нашему экипажу сыграть с командой деревообрабатывающего цеха. Хочешь поучаствовать ?
- Знаешь, Иваныч, я совсем не футболист. Не люблю футбол !
- Вот и тут твоя двойная суть проявляется. Как сын Похъёлы, ты конечно, футбол игнорируешь... А как "немного тевтонец" ?
- Скажу честно, Иваныч: нет у меня здесь того нежного трепета, какой испытываю, когда пароход стоит в Суоми. Слишком слаба во мне тевтонская составляющая...
- Ладно, опять нас в крамолу понесло... Советские мы, не так ли, Тимо. И наши кривые заборы нам дороги не менее, чем таракану плохо прилаженный плинтус.."

.
Дневник Ильи.

"Здравствуй, мореход мой речной !
Получила твое письмо. Спасибо...
Но такое впечатление, что ты хочешь меня обидеть, а себя - оправдать. Пора бы усвоить: со мной так нельзя. Конечно, любовь и ненависть всегда рядом. И ты можешь в любую минуту услышать "ненавижу !" Бойся ! Вот выйду замуж тебе назло за какого-нибудь питерского морехода... У нас в общежитии иногда таковые появляются. Уже отучившиеся. У некоторых какие-то узорчатые погоны на плечах. Я и в звездочках-то не разбираюсь, а тут - какие-то вензеля, как у швейцаров в ленинградских гостиницах.
И я знаю очень симпатичную девчонку, которая собирается замуж за механика из Балтийского морского (!) пароходства. Он таскает ее по ресторанам и дарит экзотические тряпки. Которые там, за морем, носят обычные люди. Сейчас он ушел в рейс, а она страдает. Впрочем, не тот она человек, чтобы страдать долго. Девчонки проболтались ей, что мой миленок - тоже водоплавающий. И она пришла ко мне, чтобы уточнить: что да как ... Мол, мы - морячкИ. Но, узнав, что ты -курсант и речник, что в загранку не ходишь, интерес ко мне она утратила.
Я пишу ерунду. Я психую. Не пиши мне так много о серьезных вещах. У меня разламывается голова ! После того августа мы могли бы быть просто друзьями. Ты возжелал большего. Каким бы ни был конец этой странной любви, не презирай меня ! Ты ведь понимаешь меня, ведь понимаешь !
Я опять болею Олегом. Мне нужно его увидеть, увидеть каким он стал, узнать, нужна ли я ему, осталось ли во мне что-то для него ! Он для меня почти исчез, я забыла черты его лица, его улыбку, его глаза. Все забыла. В этом виноват ты ! Но он есть...Что мне делать ?!
Оставим все это. Давай лучше писать о погоде. Погода у нас чудесная. За городом белая-белая зима. И совсем тепло. Была у мамы. А сейчас сижу одна. Идти никуда не хочется. Читаю Уэльса. Когда читаю фантастику - забываю обо всем на свете. Помню, еще в шестом классе прочла "Человека-невидимку" и целый месяц ходила оглядываясь, прислушиваясь к каждому шороху. Сейчас я, казалось бы, взрослая, но вот прочла "Остров доктора Маро" и вечером привиделось мне чудовище...
Фантастика мне потому и близка, что читая ее, осознаешь: мир сложен и мы не знаем о нем почти ничего. По крайней мере, ничего серьезного.
Что нового у вас в далеком Великом Устюге ? Кроме драк и пьянства ?
Не грусти, не злись на меня. Пожалуйста !
До свидания. Я."


Изображение

Педагогический коллектив Велико-Устюгского речного училища в 1970-е годы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 ноя 2015, 22:24, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Из Папенбурга в карельские Пиндуши. Встреча с однокашником Виктором. Дневник Ильи.

Изображение

Современный снимок канала, ведущего в Папенбург. Небольшие костеры и суда класса река-море -частые гости порта и судоверфи.


Тимо рассказывает.

Утомленные покраской машинного отделения матросы и мотористы играли с немцами вяло. И ожидаемо продули с разгромным счетом один - восемь. Взбодрились наши орлы только когда лесозаводчики выставили в качестве презента два ящика темного баварского пива. Бутылочки, конечно, были отнюдь не жигулевского полулитрового объема, но пиво оказалось ядреным и на поле зазвучало классическое "фройндшафт-дружба", обычно применимое в восточной части Германии. Помполит неожиданно угодил хозяевам подарком: вручил капитану команды футболистов Папенбурга вырезанного из дерева орла. Такие орлы продаются в Петрозаводске, в сувенирном отделе местного TAVARATALO. Стоят поделки недешево, но ассоциаций с германским гербом не вызывают. Однако здесь, в Папенбурге, деревянная птица, гордо восседающая на деревянном же постаменте, была воспринята именно как символ. Восторгов случилось немерено и помполит в ответ заполучил немалых размеров флаг ФРГ на флагштоке, предназначенный для размещения на столе. Интересно, куда он его пристроит ? Флаг капиталистической страны на столе у помполита советского теплоходика - это как ?
Капитан, немного отдохнувший во время разгрузки, остроумно посоветовал помполиту прицепить на флаг эмблему ГДР и тогда символ классово чуждый советским людям, превратится в "стяг немецкого государства рабочих и крестьян".

На следующий день между немецким мастером и одним из рабочих, выгружавших пиломатериалы, случился инцидент. Помполит, обнаруживший неплохое знание немецкого языка, выяснил причину у мастера и даже задержал экипаж на несколько минут после обеда, поведав наблюдаемый им инцидент случившийся утром. Инцидент случился на моей вахте, но, будучи в рубке, я так ничего и не заметил. А вот помполит был в это время на палубе и все видел. Впрочем, все произошло стремительно. Мастер вызвал из трюма с утра пьяненького докера и профессиональным хуком в челюсть отправил оного отдыхать.
"Вот она, капиталистическая реальность, - подвел итог краткого рассказа о случившимся первый помощник, - мастер ударил докера. И это здесь обычное дело. Докер уволен, а ведь он даже не приглашался на заседание профкома, его появление на работе в нетрезвом виде не обсуждалось на собрании трудового коллектива !"
- Вот посему здесь с похмелья на работу приходят очень-очень нечасто. И поэтому-то судно выгружают всего четыре человека. И выгрузят за четыре дня. А у нас вечно полупьяные работяги возятся с погрузкой почти десять дней. И в трюм их набивается в три раза больше, - не сдержался Тойво.
- А известно ли Вам, Тойво Иванович, что этот мастер ходит на работу с пистолетом ? - ехидно поинтересовался помполит. - Вы напрасно занимаете такую позицию. Напрасно.
Тойво промолчал. Опять не сдержался. А меня все время тормозит. Да, не бывать ему капитаном с такой озвучкой жизненной позиции..
Действительно, нас выгрузили за четыре дня. Капитан получил РДО: следовать под погрузку песком в Клайпеду. С выгрузкой в Ленинграде. Затем нас планируют поставить на слип в Пиндушах. Давно не был я в этом расхристанном поселке. Там с прошлого года работает в местном ПТУ наш однокашник Виктор. Надо будет его проведать.."


Дневник Ильи.

" Уже девятое февраля. Опять забыл поздравить бабушку с Днем рождения. Голова забита моей любовью. Жду чего-то. Сам себе лгу. После отбоя сидел целый час в бытовке, в конспекте лежала ее фотография. Грустил. Она неискренна ? Она не такая, как Томочка, как Зинуля, как Людочка из медучилища ? Да, она - не Валюшка, не Галка, не Любаша. Даже - не Валюшка... А ведь я был так влюблен в Валюшку на первом курсе...
Она - это она ! И я не смогу ее забыть. Никогда. Она мучает меня, не щадит. Делает больно. Я терплю. Другую я давно бы отправил куда подальше.... Да, я меняюсь. В 16 я был совсем другим. И в семнадцать...
Написать злое письмо ? Нет, не надо. Я понимаю ее как самого себя. Ага, а самого себя я всегда понимаю ?
Я что-ли становлюсь "нестандартным" ? А ведь в училище на протяжении четырех лет из нас делают людей одинаковых. Специалистов речного флота. Специалисты получаются неплохие. А вот люди мы - совершенно разные.
Напишу ей, что согласен ждать прихода ее незабвенного Олега. И пусть он решает. За кого ей выходить замуж.. Ха-ха ! Он-то решит ! У него будет позади служба, он - взрослее. И он-житель Ленинграда. При том, что имеет неплохую береговую специальность. А я ... Речной бродяга, которого следующей осенью обуют в грубые солдатские сапоги и дадут в руки автомат. А то и лопату. Ибо, кто такой в армии речной штурман ? Прямая дорога в стройбат... Такое с нашими выпускниками случается частенько...
Впрочем, могут и на флот забрать. Это еще кислее. Да, форма привычная, черная. И портянок нет. Ботиночки. Опять же, рабочие "гады" мало отличаются от сапог. Разве что, портянки отсутствуют. Занесло же меня в речнуху ! Ведь думалось четыре года назад ехать поступать в Архангельск, в мореходку. Там военная кафедра и теперь был бы я морским штурманом с перспективой гордо пройти мимо Министерства обороны....Она бы не раздумывала: выходить или не выходить за меня замуж...
А ведь я плохо о ней думаю...
Нет, морским штурманом я все равно буду. Конечно, я буду скучать среди однообразия волн и хлябей небесных о двинских берегах, белых ночах на Сухоне, о старинной Вологде и тихому, ставшему родным городом, Устюгу Великому...
Но если я буду приходить откуда-нибудь из Канады в деревянный Архангельск, она будет ли ждать меня ?
Если мы поженимся, все так осложнится....Хотя... Тот пример моряка из Балтийского пароходства... Она любит престиж и достаток. Ведь не зря поселилась она в Ленинграде..."


Изображение

"Художник В.Ф. Баринов. Усть -Кубинский район. Берег. " Родные места Ильи.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 ноя 2018, 02:05, всего редактировалось 5 раз.

yan
Staff
Сообщения: 4666
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение yan »

Спасибо Вам большое, Виталис, за интересное и необычное продолжение !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Пиндуши. Теплоход на слипе. Встреча с Виктором. Дневник Ильи.

Изображение

Поселок Пиндуши в 1980-х стал фактически пригородом небольшого районного городка Медвежьегорска. Еще в начале 1990-х на стареньком вокзале Медвежьегорска красовалось греющее душу каждого карела местное название станции - KARHUMÄKI, что в принципе и переводится на русский как Медвежья Гора. Сейчас в рамках ликвидации в российской Карелии всего, что не соответствует понятию "русский север", название станции на финском языке исчезло.
Впрочем, касательно поселка Пиндуши, он давно перестал быть карельской деревушкой ПИНДУЙЧА. В период строительства Беломорско-Балтийского канала в начале 1930-х на месте деревушки возникла судоверфь. Работать на новое предприятие Белбалтлага прибывали "враги и чуждые элементы" со всего Нерушимого.. История судоремонта в Пиндушах достаточно колоритна. Вероятно, если бы пароходство продолжало развиваться темпами 1980-х, Пиндуши выросли бы до уровня среднего городка с судоремонтным производством заметного масштаба....Но в 2007 году Беломорско - Онежское пароходство исчезло как транспортное предприятие и судоремонтно-судостроительный завод приказал долго жить. Из записок Виктора и его рассказов о Пиндушах мне известно многое. В том числе и юмор местных "хабзайцев", уезжавших в далекие белорусские и украинские деревушки с нашивкой ПМУ на рукаве. Когда "хабзайцев" спрашивали, где же находятся эти самые ПИНДУШИ, курсантами чьей мореходки "хабзайцы" представлялись, те отвечали:" Пиндуши - это в двух километрах от ЛУМБУШЕЙ !"
Карельская деревушка Лумбуши действительно располагалась близ Пиндушей и тихо хранила в огромных старых избах карельскую почти нетронутую старину.


Изображение

Дом, где пять лет жил однокашник Тимо Виктор. Пиндуши. Российская Карелия.


Тимо рассказывает.

Обратный рейс был совершенно обычным. Погрузка песка в знакомой Клайпеде, выгрузка в речном порту Ленинграда и балластный переход привычной речной дорогой: Нева - Ладога - Свирь - Онего. В Петрозаводск не заходили, курс был проложен прямо на самый север Онего, туда, где недалеко от первого шлюза Беломорканала, среди живописных северных островов обосновался судоремонтно-судостроительный завод пароходства.
Был теплый летний вечер, слипование обещали начать с утра и я отпросился у Тойво навестить однокашника Виктора. Мы жили с ним в одном кубрике и учились в одной группе. Виктор женился на четвертом курсе, год после выпуска работал на "Волго-Балте", приписанном к Пиндушам, жена с ребенком скиталась по частным квартирам в Петрозаводске. Из-за конфликта с начальством, не спешившим обеспечить молодую семью хоть каким-то жильем, Виктор так и работал рулевым-мотористом, а потом устроился на работу мастером производственного обучения в местное ГПТУ. Училище выделило новоиспеченному педагогу маленькую квартирку в старом доме. Все удобства заветного жилья находились за пределами жилой площади, как принято было говорить : "квартира с удобствами во дворе".
Виктор был дома. Семья только что вернулась из поездки к родителям в Череповец.
- Проходи, знакомься, - Виктор был искренне рад встрече.
- Я не надолго. Мы тут на слип пришли. Парочку недель простоим, время подошло Регистру сдавать пароход, поэтому, если захочешь, к нам можешь прийти, вспомнить о флотской жизни.
- Только душу травить...Я в Череповце был в их заводе. Предлагали работу третьим помощником сразу. На "Волго-Балте". Но, пока без визы. Впрочем, жилья у них нет совсем. Проклятая страна ! Никак не могут эту проблему с жильем решить. Согласился в прошлом году в Пиндуши распределиться, надеялся, что жилье дадут...Дали... Ты нужник наш не видел... Его зимой вообще не чистят.Дерьмо из дверей наружу лезет.
- Да, Виктор, "наш адрес-море ", как в той песне поется...
- Это у тебя адрес -море. А я живу на Октябрьской улице в конкретных Пиндушах. Эту квартирку и то с боем получил. Надо было в Череповец уехать. Там на металлрургическом комбинате комнату в общаге дают.
- И кем тебя на комбинат брали ?
- Естественно, не директором. Работягой. Но в той семейной общаге хоть душ и унитаз есть. А здесь....
- Я смотрю, строит в Пиндушах завод жилье.. Вон сколько пятиэтажек слепили.
- Да половину из них канифольный завод построил. Там тоже с дипломом штурмана - только в работяги: пеньки таскать. А от пароходства квартиру в пятиэтажке надо лет пять ждать. Вот в этой халупе. И то, если с начальством дружить будешь. В "хабзайку" перевелся со скандалом. А до этого, садик для малышки нашей выбивал невежливо: принес дочь директору завода в кабинет, посадил на стол и пообещал оставить ее там, если место в садике не дадут. Конечно, малышке всего полтора года, но на одну зарплату никак не вытянуть. Жена с дипломом бухгалтера комендантом в училище устроилась. Зарплата -слезы, но хоть что-то.
А малышку в ясельную группу все же взяли.Однако, теперь я в черных списках у директора завода как скандалист и отказник от работы на флоте. Такие дела.
- А литературой-то занимаешься ?
- Накатал статью в республиканскую газету про Пиндуши. Получилась мне еще одна черная метка. Директор училища теперь на меня тоже косо смотрит. А училище ! Это видеть надо. На пароход к тебе я, конечно, зайду. Но и ты приди в "хабзайку". Тебе полезно будет узреть это заведение. Уж зело убогенько. Не знаю, сколько здесь продержусь. Хотя, есть народ интересный. Знаешь,когда переводился в "хабзайку", мне в заводских кадрах дама сказала: "Имейте в виду, молодой человек, там одни подонки работают !" Так и сказала, кикимора ! Но, к счастью, не все так однозначно. Они бы на себя посмотрели. Судоремонтный здесь изрядно от петрозаводского отличается. Завтра уже заметишь разницу. Бардачненько здесь. Изрядно бардачненько.
- Нисколько не сомневаюсь. Я же немного знаком с этим заводом. Когда из Устюга приехал, меня на пиндушский "Балтийский" трудиться отправили. А он тоже на слипе стоял. Запомнилось навсегда: дождь льет, пароход ползет по слипу в воду, а тетки с валиками борта красят-наяривают. Старпом улыбается: ничего не поделаешь, им тоже план выполнять надо. Будем в балласте, перекрасим борта где сможем !
- Ах, ты знаком с этим судоремонтным недоразумением ! Понятно... У меня записки о жизни здесь есть. Хочешь почитать ?
-Ой, Виктор, спасибо. Я тоже иногда впечатления записываю. Для себя... В Архангельске устюгский друг две тетрадочки дал. Погибшего корешка. Ильей звали. Он - из вологодских мест был. А погиб на Двине. Вот его записи переварю, тогда твои возьму. И свои тебе дам почитать...
- Договорились. Даже если в родные места уеду, ты ведь там тоже бываешь, так ведь ?
- Бываю... Ладно, побреду на пароход. Завтра увидимся. С утра, конечно, занят буду. Ну, а к вечерней вахте тебя к нам приглашаю. Старпом у меня - свой парень. Благодарен ему: не дает мне в заносы уходить. Речи крамольные пресекает.
- Ну, всего доброго ! Видишь, у нас тесно здесь. Жена сейчас малышку спать укладывать будет, а все в одной комнате. Поговорим на пароходе !


Дневник Ильи.

"Милый мой курсантик, здравствуй !
Сегодня получила два твоих письма. И стало еще грустней. Письма и ничего больше ! И какие письма ! Ты продолжаешь издеваться ? Ты готов уступить меня Олегу ? С радостью или с холодным равнодушием ? Впервые встречаю такого доброго дядю !
Ну конечно, разве перетяну я на твоих устюгских весах проклятые пароходы ! Да будешь ты в загранку ходить, будешь ! Опять обиделся, оскорбился, покусываешь ?
Ты нашел не ту. Я не королева. Я наверное близка по складу души к той, о ком писала. Но лишь близка...
Зачем я сказала тебе, что люблю...Впрочем, я честно открыла тебе все свои недостатки. И когда ты согласился любить меня такую, я подарила тебе любовь свою. Я не беру свои слова обратно. Но может получиться, что ты больше не услышишь их никогда.
Я очень хочу видеть тебя сейчас. И еще мне хочется плакать от бессилия. Что ждет меня ?
Я только что приехала из деревни. Там все так красиво... Поднасыпало снега... Деревья в инее.
Целую тебя и очень жду май. Мы встретимся в мае, милый мой фантазер !
Пиши, жду ! Я."


Изображение

Буксирные пароходы в затоне Велико-Устюгского ССРЗ на зимнем отстое. 1970-е годы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 06 сен 2018, 02:10, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3403
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Тропы северных рек. Белые нчи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

На слипе в Пиндушах. Тимо и Виктор. Дневник Ильи.

Изображение

В Беломорско- Онежском пароходстве было два судоремонтных предприятия: в Петрозаводске и в Пиндушах. В разное время они назывались то ремонтно-эксплуатационными базами флота, то судоремонтно-судостроительными заводами. Где-то в бумагах о БОПе отмечены у меня и причины переименований, и годы, когда предприятия были заводами, а когда РЭБ...
В Петрозаводске завод- РЭБ имел слип, на котором можно было ремонтировать только буксиры, в Пиндушах слип позволял поднимать из вод древнего Онего и "Волго-Балты" и "Сормовские".


Тимо рассказывает.

Утром теплоход завели на слиповые тележки. Корпус медленно пополз из воды. Отношение к судоремонту у плавсостава разное. Те, кто работает на судах загранплавания, в целом к судоремонту относятся, как к неизбежной неприятной процедуре. Человек ведь в принципе не любит лечиться, но иногда приходится....
Если говорить о судах, работающих на "внутрянке", они все встают на ремонт по завершении навигации. И каждому члену экипажа приходится заниматься не очень приятной работой в гулких холодных утробах вмерзших в лед или вытащенных на слип пароходов и теплоходов.
Вспомнился Великий Устюг, слесарная практика на пароходах судоремонтно-судостроительного завода, старичок -механик, рассказывающий веселые истории о работе на реке. Жаль, не записал тогда тонкий и добрый юмор его речи. Просто пересказать услышанное - совсем не то. Тот механик ремонт воспринимал как важную составляющую своей профессии и собственным примером давал понять курсантам: судоремонт надо любить. Качественно выполненный ремонт зимой - залог успешной работы летом. Казенно, но- очень верно. Дедок нас тогда работой особо не нагружал, но задания по разборке механизмов оценивал строго. "Делай без спешки, но механизм не губи, детальки не разбрасывай, запоминай, что куда ставить потом. Учись..." Если бы остался я в Устюге, наука механика пригодилась бы...Впрочем, она нужна в любой профессии. Дед учил аккуратности и добросовестности. Тому, что так ценит старпом Тойво.
После обеда на пароход пришел Виктор.
- Завидую тебе, Тимо, немного. Прекрасная нам дана профессия, все же. В ПТУ мне не интересно. Народ там знатно отличается от тех, кто работает в Петрозаводске. Есть, конечно, люди интересные и здесь. Но в основном - что-то не то...
Я слушал Виктора и вспомнил слова Тойво об отличии народа ингерманландского от великороссов. Вот, Виктор - явный представитель главного народа страны, а тоже сравнивает... Понятно, профтехучилище - оно и есть профтехучилище. Да и Пиндуши - не Петрозаводск. Там - символическая, но столица. Губернский город. Там- современное здание речного училища, новая столовая, общага-пятиэтажка. Впрочем, в Устюге у училища тоже вполне приличный главный корпус. Вот общаги - убогенькие. Деревяшки. Как здесь, в Пиндушах.
- Виктор, давай я тебе покажу пароход, а потом у меня дела. Старпом оставил ремонтные ведомости по палубным работам, надо мастеру все показать.
- Пароход-то, в принципе мне знаком. Так, ностальжи устроить себе хочу...А куда твой старпом подевался ?
- У него в Повенце подруга есть. Уехал. Обещал вечером вернуться. Меня вот оставил с ремонтниками сражаться. Мол, надобно приобщаться. Он частенько меня грузит обязанностями не по уставу. Кэп- мастер в конторе с утра. У них там свои проблемы. Я с ремонтниками разгребу проблемы, а к вечеру старпом появится и меня к тебе отпустит. Сам видишь, на пароходе нам спокойно посидеть не дадут. Ты не против ? Сходим в твою "хабзайку", ознакомишь..
.

Дневник Ильи.


"Милый, здравствуй !
Все собираюсь написать тебе огромное и доброе письмо, но нет времени совсем... Очень хочу тебя видеть, понимаешь, очень, любимый ! Я так благодарна тебе за все. Я любила Олега, но почему-то стеснялась говорить ему смешные и прекрасные слова. Не то, чтобы он не понимал меня. Просто он не такой, как ты. Совсем не такой. Ты понимаешь меня всю-всю. Спасибо тебе!
Получила твою посылочку. Кажется мой будущий муж собирается быть очень внимательным и заботливым. Будущий мой муж, если бы ты знал, как я люблю тебя ! Не грусти, мы будем вместе !
Дни стали длиннее и после работы я езжу в центр. Несколько раз уже была на выставках. К маме езжу по воскресеньям, вернее - в субботу вечером уезжаю к ней. Музеи осваиваю.
Удивляюсь нашим девчонкам: все как минимум техникум за спиной имеют, а кроме как о парнях ничего от них не услышишь. Да еще таких историй наслушаешься ! О лесбиянках, о питерских притончиках, о том, как живет советская элита ...
В прошлую субботу ехала автобусом к маме. Только что метель улеглась. Вышла на перекрестке, где дорога на Метсямяки. Нет дороги ! Сначала вытряхивала снег из сапог, потом поняла - напрасный труд. Иду, вернее бреду, кляну на чем свет стоит дорожников. Дошла.
Все. Целую. Поздно уже. Привет неведомому и прекрасному, далекому и наполненному курсантами до самых берегов замерзшей милой реки Сухоны, которую ты так любишь, городу Великому Устюгу !
Твоя- Я.
П.С.: Увидеть тебя хочу !!!


Изображение

Пассажирский пароход "Михаил Ломоносов" на зимнем отстое в затоне Великого Устюга. 1960-е годы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 09 фев 2015, 18:45, всего редактировалось 2 раза.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость