К вопросу о газовом топливе в судоходстве...

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Ответить
Железный дорожник
STAFF, старпом
Сообщения: 986
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 14:00
Вы спаммер или бот?: Да
Два ПЛЮС Семь =: 0

К вопросу о газовом топливе в судоходстве...

Сообщение Железный дорожник » 09 май 2014, 02:09

Итак - в России подготовлен проект судна с силовой установкой на газовом топливе - метан или пропан-бутановая смесь.
Подобные силовые установки уже давно и прочно заняли место под капотами автомобилей. Сейчас на дорогах России куда проще встретить Газель или ПАЗик с газовым оборудованием, нежели на бензине или дизтопливе. Газ доказал свою экономическую эффективность на коммерческом автотранспорте. В Евросоюзе тут безусловные лидеры итальянцы. Сейчас в России многие машины используют газовое оборудование именно итальянского производства. Причем многие автолюбители переводят свои машины на газ.
Основным видом газового топлива сейчас является пропан-бутановая смесь, получаемая либо при переработке нефти, либо как отход при газодобычи. В последнее десятилетие крайне расширилось применение метана в качестве топлива. Метан (или природный газ) в отличии от пропан-бутановой смеси хранится в сжатом а не сжиженном состоянии (процесс ожижения метана требует значительных энергозатрат и используется только там, где нет возможности транспортировать его по трубопроводам в сжатом состоянии). Причем многие зарубежные моторостроительные компании уже серийно строят дизельные двигатели, использующие в качестве топлива метан (НЯП - лидеры здесь шведы - Volvo и все теже итальянцы - FIAT). Уже не первый год по улицам европейских столиц ходят автобусы, использующие в качестве топлива метан.
В последние годы и в РФ начинается развитие сети газовых заправочных станций для машин, использующих в качестве топлива метан (сеть АГЗС для заправки машин пропан-бутановой смесью существует в России еще со второй половины 80-х годов).
Но несмотря на наличие вполне обоснованных технологических норм на использование газового топлива, Российский Речной Регистр достаточно отрицательно относился к газовому топливу. Что там говорить, что если использование бензиновых подвесных моторов на коммерческих судах (речь идет о речных такси) резко усложняло постановку таких судов на учет (ГИМС не в счет, так как по действующему законодательству суда, зарегистрированные в ГИМСе не могут использоваться для коммерческой работы).
В настоящее время Зеленодольский Судостроительный и Судоремонтный завод (республика Татарстан, г. Зеленодольск) подготовил два проекта (причем судя по их сайту - эти суда заказаны и вот-вот начнется их строительство) скоростных теплоходов для обслуживания туристических линий Казань - Свияжск и Казань - Булгары:
Изображение
вот что сообщает сайт завода
Судно предназначено для перевозок пассажиров (туристов) на линии Казань – Свияжск протяженностью 30 км.

Общее расположение
Для размещения пассажиров на судне предусмотрены, салон в корпусе на 40 мест (пассажиры размещаются в комфортабельных креслах авиационного типа), ресторан — бар на главной палубе на 100 посадочных мест, прогулочная палуба. Для экипажа предусмотрена комната отдыха. Пассажирские помещения оснащены современным интерьером, системой кондиционирования воздуха, видео и аудио техникой.


Основные характеристики
Длина наибольшая, м. - около 44,1

Ширина наибольшая, м. - около 10,0

Высота борта, м. - около 3,85

Осадка габаритная, м. - около 2,0

Экипаж, чел. - 12

Скорость, км/ч. - 23-25

Пассажировместимость, чел. - 142

Материал корпуса: Сталь марки РСА

Алюминиевый сплав 1561

Преимущества двигателей, работающих на СПГ:
— октановое число газа (пропан-бутана, метана) –105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя;
— увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
— увеличение срока службы моторного масла в 1,5–2 раза;
— снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза);
— увеличение срока службы свечей зажигания на 40%; снижение токсичности выхлопных газов.
Как показывает практика - конвертовка обычного бензинового или дизельного ДВС на газовое топливо приводит к некоторому снижению ресурса. То есть вопрос в базовом двигателе. Мне лично непонятно другое - почему не пытаются использовать газовые дизеля.
Когда я работал на Киринском ГКМ там электростанция собственных нужд (ЭСН) мощностью 10 тыс. кВт построена на базе газовых дизелей Cummins. Оборудование поставлялось и монтировалось компанией Звезда-Энергетика. Технически станция собиралась из блокбоксов - 10 дизель-генераторов, распределительная подстанция и служебные помещения. Увы, я не сфотографил сами ДГ (а зря). Это достаточно компактные аппараты.
То есть - специально изготовленные дизеля на газовое топливо уже есть. Остается выбрать нужный агрегат.
кроме того есть еще одна версия данного проекта - для линии Казань - Болгары
Изображение
Судно предназначено для перевозок пассажиров (туристов) на линии Казань – Булгары протяженностью 140 км.

Общее расположение:

Для размещения пассажиров на двух палубах судна предусмотрены 30 двух- четырехместных кают, одна каюта для инвалидов и 6 кают повышенного комфорта. На палубе рубки расположен бар- ресторан и зоны для прогулки на свежем воздухе. Экипаж размещается в 11 одно-двухместных каютах. Каюты снабжены индивидуальными санузлами. Все жилые помещения оснащены современным интерьером, системами кондиционирования, видео и аудио техникой.


Основные характеристики


Длина наибольшая, м. - около 61,7

Ширина наибольшая, м. - около 11,6

Высота борта, м. - около 3,3

Осадка габаритная, м. - около 1,7 – 1,8

Экипаж, чел. - 20

Скорость, км/ч. - 23-25

Пассажировместимость, чел. - 114

Материал корпуса:
Сталь марки РСА
Алюминиевый сплав 1561

Преимущества двигателей, работающих на СПГ:
— октановое число газа (пропан-бутана, метана) –105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя;
— увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
— увеличение срока службы моторного масла в 1,5–2 раза;
— снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза);
— увеличение срока службы свечей зажигания на 40%; снижение токсичности выхлопных газов.
источник - сайт предприятия
Проект в плане технической реализации несколько спорный. Ведь если планируется использовать в качестве топлива метан - почему не используются дизельные двигатели на газовом топливе? Собственно вопрос сейчас в другом - как обстоят дела с использованием газового топлива в странах европы (тем более что в старушке европе сосредоточенна основная масса производителей как газового оборудования, так и самих двигателей) и как относятся к таким новшествам регистровые органы.

Аватара пользователя
vladik
Новый человек на судне
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 25 авг 2010, 12:58
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: К вопросу о газовом топливе в судоходстве...

Сообщение vladik » 01 сен 2015, 21:09

Причин того, что газовое топливо не прижилось на судах, две.
Первая (и основная)- это пожаробезопасность. Как-никак, большое скопление людей, при взрыве (возгорании) газовоздушной смеси риск большого числа жертв велик. Вторая причина - это высокий расход топлива по сравнению с дизелем при той же мощности, следовательно, нужны весьма ёмкие резервуары для газового топлива, и наличие в портах станций для заправки газом. Поэтому дизельные (на мазуте и солярке) теплоходы ещё долго будут бороздить морские и речные просторы.

Ответить