Из истории речного флота СССР.

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Ответить
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Из истории речного флота СССР.

Сообщение Vitalis Merta » 14 авг 2013, 00:39

Газета "Водный транспорт" от 27 мая 1986 года.

Голубыми трассами здоровья.

С каждым годом все большее развитие получают туристические путешествия. Расширяется их география, растут объемы перевозок, разнообразнее по содержанию становятся и сами туристско- экскурсионные поездки. Их притягательная сила заключается прежде всего в ярко выраженном познавательном характере. Использование транспорта дает возможность туристу за короткое время побывать в далеких и близких городах, достопримечательных и заповедных местах, познакомиться с памятниками истории и культуры.

Путешествия по водным магистралям нашей страны можно признать одним из лучших видов активного отдыха трудящихся, укрепления их здоровья. Это и неудивительно, ведь неизменными спутниками тех, кто отдыхает на комфортабельных речных и морских судах, становятся вода, свежий воздух и солнце.
В текущем году более пятидесяти республиканских, краевых, областных и городских советов по туризму и экскурсиям организуют путешествия на речных судах по голубым магистралям. В оздоровительные плавания по 497 маршрутам отправятся около двух миллионов туристов. По рекам страны будет курсировать около 150 судов. За последние годы туристский флот значительно увеличился. Специально строятся суда в ГДР, Австрии. Среди недавно вышедших на водные маршруты появились комфортабельные речные лайнеры "Михаил Шолохов", "Леонид Соболев", "Дмитрий Фурманов", "Александр Блок", "Алексей Сурков", "Константин Симонов" и другие, где туристы в основном размещаются в двухместных каютах.
На просторы Волги в этом году выйдут построенные в ГДР четырехпалубные лайнеры "Юрий Андропов" и "Зосима Шашков".

Так, 4 июня теплоход "Юрий Андропов", приняв на борт туристов из Азербайджана, отправится из Москвы до Ленинграда и затем, пройдя Неву, Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийский канал, главную улицу России - Волгу с каскадом ГЭС и рукотворных водохранилищ, закончит рейс в Ростове-на-Дону.
Наиболее популярными маршрутами являются: Ленинград - Астрахань - Ленинград, Москва - Астрахань - Москва, Пермь-Ленинград - Пермь, Киев-Одесса - Киев, Красноярск-Диксон-Красноярск, Красноярск-Дудинка-Красноярск, Новосибирск-Салехард-Новосибирск, Благовещенск-Николаевск-на-Амуре- Благовещенск и множество других.
Налаженное взаимодействие и тесное сотрудничество туристско-экскурсионных организаций профсоюзов с речными пароходствами по организации активного отдыха трудящихся позволило на 40 - 50 суток сократить непроизводительные простои флота.
В настоящее время Российским, Украинским, Белорусским, Казахстанским, Латвийским и Молдавским республиканскими советами по туризму и экскурсиям совместно с Министерством речного флота РСФСР и управлениями речного транспорта союзных республик разработаны и утверждены мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию туристско-экскурсионных перевозок на речном транспорте. Они предусматривают повышение качества и культуры обслуживания туристов на теплоходных маршрутах в свете постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ о мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в предстоящем пятилетии и на период до 2000 года.
Предусматривается расширение географии туристских речных и комбинированных маршрутов ( река-турбаза, река-море, река - железная дорога),
Каждую зиму, например, около 1000 школьников Украины совершают увлекательное путешествие на ветеране морского пассажирского флота - пароходе "Адмирал Нахимов" с посещением городов - героев Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, и очень жаль, что Черноморское пароходство собирается списать его по окончании навигации 1986 года ( жаль, не успели списать..В.М.)
Вероятно, стоило бы подумать о продлении жизни этого прекрасного судна.
Конечно, было бы преувеличением сказать, что в организации активного отдыха трудящихся на морских и речных теплоходных маршрутах все решено полностью. К сожалению, Министерство морского флота ежегодно сокращает количество судов, выделяемых туристско-экскурсионными организациям профсоюзов для проведения рейсов на Черном, Балтийском морях. Заявки туристских организаций на выделение судов для этих целей на 1987 год удовлетворены только на 30 процентов. До сих пор не решен вопрос организации круизного рейса из Петропавловска-Камчатского в Восточную Арктику. Из-за отсутствия пассажирских судов на Каспийском море нет возможности организовать круизные рейсы, хотя ранее там действовал маршрут на теплоходе "Киргизстан" с посещением Волгограда, Астрахани, Махачкалы, Баку, Красноводска, Шевченко.
Отсутствие необходимого количества судов в Мурманском пароходстве сдерживает развитие морского туризма в Северном бассейне.
Все еще неудовлетворительно выполняют местные исполкомы Советов народных депутатов городов Поволжья постановление об оборудованиии "зеленых стоянок" на Волге и обеспечения безопасности туристов. Между тем, в их адрес неоднократно направлялись письма как центральным, так и российским республиканским советами по туризму и экскурсиям.
Еще хотелось бы сказать и о том, что речные пароходства с поступлением судов проекта 302 типа река-море своевременно не подготовились к их эксплуатации в прибрежных морских условиях, в результате чего Волго-Донское речное пароходство отказалось в 1986 году от уже освоенного маршрута с выходом в Азовское море до города-героя Керчи. Все это сдерживает организацию новых маршрутов и не позволяет удовлетворить растущий спрос на этот вид путешествий.

В.ВОХМЯНИН, ведущий инженер управления транспортных путешествий ЦСТЭ ВЦСПС.

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Re: Из истории речного флота СССР.

Сообщение yan » 14 авг 2013, 19:48

Виталис, спасибо Вам большое за создание новой темы и перепубликации статьи !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Из истории речного флота СССР.

Сообщение Vitalis Merta » 14 авг 2013, 22:35

yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за создание новой темы и перепубликации статьи !
Спасибо, Ян ! Думаю осенью стану активнее :)))

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Из истории речного флота СССР.

Сообщение Vitalis Merta » 23 ноя 2014, 18:14

Странички истории речных пассажирских судов. И знаменитого северодвинского буксира "Павлин Виноградов". Эссе.

http://www.fatman.ru/essai/parokhod.html

yan
Staff
Сообщения: 4347
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9
Откуда: Штутгарт

Из истории речного флота СССР.

Сообщение yan » 25 дек 2015, 23:25

Публикую заметку из газеты "Правда Коммунизма" (Режевск) от 25 сентября 1957 года про СПК "Ракета" на реке Волга, которую для публикации прислал участник нашего форума Максим (sanamax), Одесса.

Очень благодарю Максима за заметку и извиняюсь за задержку публикации !
Pravda_Kommunizma_25.09.1957A_ot_Макs_Trade.jpg
Pravda_Kommunizma_25.09.1957A_ot_Макs_Trade.jpg (116.8 КБ) 10039 просмотров

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Из истории речного флота СССР.

Сообщение Vitalis Merta » 20 апр 2019, 22:14

Изображение

Изображение

Галина Абаева


К 60-летию дизель-электрохода «Ленин».

Шестьдесят лет назад, 22 апреля 1959 года, в день открытия навигации вышел в свой первый рейс дизель-электроход «Ленин», новое пассажирское судно, гордость отечественного судостроения, построенный на заводе «Красное Сормово». С тех пор честь открывать навигацию стала для дизель-электрохода «Ленин» традицией, и он получил звание флагмана Волжского объединенного речного пароходства.
Тогда, в 1959-м, на речном вокзале было очень многолюдно, празднично, играл оркестр. На палубе корабля состоялся митинг. Под звуки марша «Прощание славянки» с первыми туристами на борту «Ленин» отправился по маршруту Горький-Астрахань. Провожающие пожелали кораблю счастливого плавания. Новое судно в каждом городе встречали оркестром, набережные были заполнены народом, проводились экскурсии, для астраханцев был устроен день открытых дверей.
Когда в 1957г. встал вопрос о капитане вновь строящегося дизель-электрохода «Ленин», никто не сомневался, что им станет один из лучших капитанов волжского флота Сергей Алексеевич Напитухин. Почти полтора года изо дня в день он приезжал на Сормовский завод – изучал, наблюдал, следил за строительством волжского лайнера. Из 900 (!) сделанных им предложений, было внедрено около 700.
О подготовке судна к выходу вспоминает 1-ый штурман Л.Н.Токарев, – «Ходовые испытания судна проходили в навигацию 1958г. на Горьковском водохранилище в районе Пучеж-Чкаловск. В них принимали участие специалисты завода «Красное Сормово» под руководством главного конструктора В.М.Керичева и ещё не полностью укомплектованная команда дизель-электрохода во главе с С.А.Напитухиным.
Конечно, не все проходило гладко, были замечания по реверсу управления главными двигателями, по автоматике котла и другие. Все неполадки устраняли в заводских условиях. Экипаж подобрался сильный, составленный из лучших флотских специалистов.
5 ноября 1958г. дизель-электроход бросил якорь на Горьковском рейде. На следующий день состоялось подписание государственного акта его в состав действующего флота Волжского пароходства. 7 ноября, в честь праздника Великого Октября, корабль был украшен флагами расцвечивания, а через день ушел на зимнюю стоянку в завод им. 40-ой годовщины Октября. Мы были счастливы оттого, что принимаем участие в этом важном историческом событии».
«Дизель-электроход «Ленин» и по габаритам, и по мощности машин превосходит все пассажирские суда, курсирующие по Волге. Поэтому нашей ближайшей задачей был его освоение. Технический персонал ещё не достаточно хорошо знал, установленную на судне технику, был мало знаком с маневровыми качествами корабля. Следовало изучить механизмы, научиться грамотно их обслуживать, найти скрытые резервы для экономии топлива и смазки. Но я был уверен, что под руководством опытного механика А.П.Спирина и электромеханика П.И.Ершкова командв овладеет искусством управления новым судном», – из воспоминаний капитана С.А.Напитухина.
До 1964г. водил он по Волге свой пассажирский флагман. Прожил замечательную, богатую событиями и историческими фактами жизнь. В 1954г. был награжден орденом Ленина. Поэт Лев Ошанин посвятил ему стихи. В 2001 году родные отметили 100-летие со дня рождения С.А.Напитухина. Мне довелось познакомиться с его дочерью Галиной Сергеевной, с семейным архивом, который бережно хранится. Хочется, чтобы молодое поколение речников знало о заслуженных людях Волги.
Уйдя с капитанского мостика, С.А. Напитухин передал корабль в надежные руки грамотного судоводителя и умелого руководителя В.А.Кириллова, где тот и проработал 20 лет. Команда флагмана под руководством Владимира Андреевича из навигации в навигацию умножала славу лучшего среди лучших волжских «пассажиров». В 1977г. капитану Кириллову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Каждый корабль, как и человек, проживает свою жизнь, у одних она счастливая, у других – менее, у третьих – внезапно обрывается. 22 марта 1984года трагическая случайность оборвала историю корабля. Но прожитые дизель-электроходом «Ленин» четверть века снискали ему славу, почести, уважение и любовь речников и туристов. В статье использованы воспоминания С.А.Напитухина и Л.Н.Токарева.


Изображение

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3159
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18
Вы спаммер или бот?: Нет
Два ПЛЮС Семь =: 9

Re: Из истории речного флота СССР.

Сообщение Vitalis Merta » 07 май 2019, 14:28

Галина Абаева


Четырехпалубному теплоходу «Максим Горький» – 45 лет


Изображение

45 лет назад, 8 мая 1974г. на Горьковском рейде бросил якорь новый комфортабельный пассажирский теплоход «Максим Горький». Это был первый четырехпалубный корабль на Волге.
Головной теплоход «Максим Горький» проекта КУ-040 построен на судоверфи Корнойбург в Австрии по заказу Всесоюзного внешнеторгового объединения «Судоимпорт» Минвнешторга. Всего в 1974-1986гг., согласно контакта, на австрийской судоверфи было построено 10 пассажирских речных теплоходов проектов КУ-040, КУ-056 и КУ-065, в том числе 3 теплохода были приписаны ВОРП.
Судно оснащено современным навигационным оборудованием, скорость 22 км/час, длина –110м, ширина –14,3м, осадка –2,2м. Этот проект был интернациональный. В его создании принимали участие австрийские, американские, голландские, западногерманские, чехословацкие специалисты. Двигатели корабля были изготовлены на горьковском заводе «Двигатель революции» (ныне ОАО «РУМО»). Уже во время строительства нового теплохода студенты механического факультета ГИИВТ изучали достоинства нового двигателя, проводили расчеты технических показателей и писали дипломные работы, в том числе, я знаю об этом, и студентка мехфака Лидия Борисова. Теплоход был спущен на воду 29 марта 1973г. на судоверфи Корнойбург. В строительстве и приемке судна в Австрии принимали участие опытные речники: капитан нового судна А.В.Демидов, главный механик А.П.Кузихин, электромеханик В.В.Новиков. Следуя на волжские просторы, корабль прошел по Дунаю, румынский порт Галац, Измаил, Черное и Азовское моря, Дон. И вот на Волге впервые появилось судно, где все отвечало последним требованиям комфорта не только для пассажиров, но и для членов экипажа.
18 мая 1974г. под руководством капитана Демидова корабль с 200-ми туристами из Москвы отправился в своё первое плавание до Астрахани. Одним словом – «Большому кораблю-большое плавание!»
Капитан Демидов – личность на Волге известная. Династия волжских капитанов семьи Демидовых начинается с деда Александра Вениаминовича – Федора и его брата Ивана. Они командовали судами, которые входили в состав Волжской военной флотилии. Сын Федора, Вениамин Демидов командовал буксирным пароходом «Беднота» в 1918г., экипажем буксира «Тарас Шевченко» и водил большегрузные составы нефтеналивных барж г/п 12000тонн. В 1959г. капитанскую эстафету принял внук главы династии Александр, получивший новый трехпалубный теплоход «Козьма Минин» из рук корабелов ГДР со стапеля судоверфи «Матиас Тезен» г.Висмар. 14 лет командовал он этим судном до того, как в 1974г. на коллегии Минречфлота А.В.Демидов был утвержден капитаном нового судна «Максим Горький». Демидову, первому из волжских капитанов, доверили принять на борт своего корабля иностранных туристов. И Александр Вениаминович оправдал доверие. Вот что написал после этого рейса американский писатель Джеймс Олдридж: «Максим Горький» – не только прекрасный корабль с великолепной командой. Он образец организованности и мастерства, знания корабельного дела и воды. Кажется, что корабль идет сам, является судном высокого класса, на котором практически не бывает сложностей. Очень счастливый корабль. Очень комфортабельный корабль. Очень хороший корабль для пассажиров. И, прежде всего корабль, который рассказывает всем пассажирам, плавающим на нем, что советские люди скромные, культурные, серьёзные, веселые и великолепные в своих делах».
Александр Вениаминович прожил красивую и богатую жизнь, о нем, конечно, можно и нужно писать и рассказывать. Впоследствии его дело продолжил сын Сергей, работал механиком на теплоходе «Ленин», внук Максим остался верен реке и служит волжскому флоту. – 1-ый пом. электромеханика теплохода «Русь».
С 1990г. капитанами на «Максиме Горьком» были: Валерий Павлович Ершов, Валентин Ваасильевич Абин, Александр Иванович Мясников, Юрий Алексеевич Бородин, Сергей Владимирович Батялов, Александр Анатольевич Ванеев, с 2104 г. Виталий Венедиктович Кистэнь по н.в. Механиками Хамза Акрамович Шна, Константин Курицын.
В год 30-летия судна, в 31-ую навигацию, 9 мая 2004г. теплоход повел Юрий Алексеевич Бородин, возглавляющий, на то время, уже седьмой год экипаж «Максима Горького», механиком тогда служил Вива Меркурьевич Ландышев, единственным старожилом на теплоходе остался электромеханик Владимир Васильевич Новиков. По два десятка с лишним отслужили на этом судне 1-ый штурман Николай Александрович Савельев, 1-ый помощник механика Александр Васильевич Шулындин, рефмеханик А.М.Корсуков, пом.механика Р.А.Федоров, старейший боцман В.П.Тужилкин, супруги Волковы исполняли обязанности рулевого и повара. Как можно больше фамилий речников, служивших преданно Волге, хочется вспомнить.
Впоследствии на теплоходе были произведены работы по улучшению проекта в свете современных требований, обновлены интерьеры. При этом, в отличии от многих других «пассажиров», на «Максиме Горьком» сохранены планировка и стиль в первозданном виде, чему особенно удивляются и радуются туристы. Единственным новшеством стало появление на 4-ой палубе киноконцертного зала.
Сохраненный дизайн, изысканность убранства, чистота, радушие и внимание экипажа…Все это – «Максим Горький». Атмосферу радушия, гостеприимства, сохранения судна складывали волгари не одно десятилетие. Неудивительно, что в его книгах отзывов разных лет так много благодарностей. За прошедшие годы теплоход «Максим Горький» завоевал признание среди туристов из самых разных стран.
Но время идет, приходят новые люди… И вот известие последних месяцев. В ближайшее время решается судьба «Максима Горького». Возможно, планы на него большие, как бы не утратил он свою первозданную привлекательность.
Волгари теплоходу с названием нашего земляка «Максим Горький» желают счастливого плавания. Семь футов под килем!


Изображение

Изображение

Экипаж теплохода "МАКСИМ ГОРЬКИЙ".

Ответить