Пассажирский теплоход "Башкирия"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »


"Водный транспорт", декабрь 1976 года о теплоходе "Башкирия" и других судах операции "Южный океан".


Изображение

Дизель-электроход ПЕНЖИНА ДВМП, участвовавший в операции "Южный океан" - 22-я САЭ.

Участники экспедиции готовятся в путь через океаны к далекой земле, покрытой вечным белым панцирем. Скоро Ленинград, Одессу, Ригу и Батуми покинут семь судов Министерства морского флота и Гидрометеослужбы. Два из них являются новичками, а остальные побывали в высоких южных широтах. Флотилия доставит новую смену исследователей, тысячи тонн оборудования и снаряжения, гусеничные тягачи, самолеты и вертолеты.

Ученые Арктического и Антарктического института продолжат изучение вод, льдов и рельефа дна Южного океана, его взаимодействие с атмосферой. С борта флагманского судна "Михаил Сомов" намечены наблюдения на океанографическом разрезе между Антарктидой и Африкой , в море Дейвиса и прибрежных южнополярных водах. Участники рейса дважды посетят Молодежную - Главную научную базу СССР и обсерваторию Мирный, произведут смену сотрудников станции Ленинградская на берегу Отса.Пробыв в плавании свыше полугода, дизель-электроход "Михаил Сомов" вернется в родной порт.
Продолжительные океанографические исследования по международной программе "Полярный эксперимент - Юг" предстоят кораблю науки "Профессор Зубов". Советские ученые дважды провели подобные наблюдения в проливе Дрейка и примыкающих к нему морях Беллинсгаузена и Скоша. Теперь местом их деятельности станет огромная акватория океана к югу от Австралии по направлению к Антарктиде. Исследования представляют интерес для ряда разделов науки о Земле, в практических целях мореплавания и рыбного промысла, прогнозирования климата и погоды. ( продолжу ).

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Виталис, спасибо большое за интересное продолжение !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »


"Водный транспорт", декабрь 1976 года. О теплоходе "Башкирия" и других судах операции "Южный океан".


Изображение

Два дизель-электрохода Дальневосточного пароходства пойдут в труднодоступную южную часть моря Уэдделла, к барьеру исполинского шельфового ледника Фильхнера, где прошлым летом была создана сезонная станция Дружная. С помощью экипажей самолетов и вертолетов ученые продолжат комплексные исследования в малоизученной области Антарктиды. Дизель-электроходы КАПИТАН ГОТСКИЙ и ПЕНЖИНА - ветераны арктического плавания, впервые пойдут в Южный океан и проникнут в море Уэдделла, названное "ледовым мешком".
Океанская дорога из Черного моря к острову Ватерлоо, Берегу Правды и в залив Алашеева, где расположены советские станции, знакома танкеру ГЕЛЕНДЖИК Новороссийского пароходства, который доставит для экспедиции около 10 000 тонн нефтепродуктов. Не удивишь рейсами на Крайний Юг и моряков пассажирских теплоходов БАШКИРИЯ Черноморского и ЭСТОНИЯ Балтийского пароходств. Они уже ходили к берегам ледового материка. Лайнеры доставят туда участников зимовки и сезонных работ, а затем отвезут на Родину полярников, завершивших вахту в Антарктиде.


Г.БРЕГМАН.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

"Водный транспорт",15 декабря 1979 года. О теплоходе "Башкирия"

Изображение

"Башкирия на Крайнем Юге.


Продолжая антарктический рейс, "Башкирия" впервые посетила гористый остров Южная Георгия, покрытый льдом и снегом. Обойдя скопление банок и скал, пошли в бухту Кинг- Эдуард. На ее побережье расположена английская станция Грютвикен и заброшенная много лет назад китобойная база. Ошвартовались к небольшому причалу, где трое суток принимали пресную воду.
Знакомясь с островом, побывали у могилы известного английского исследователя Белого континента Эрнста ШЕКЛТОНА. Минутой молчания почтили его память. Когда покинули гавань, капитан К.ЛОСКУТОВ проложил курс в море Космонавтов. У кромки льда в районе научного центра Молодежная - встреча с теплоходом ПИОНЕР ЭСТОНИИ. Он доставил к берегам Антарктиды полярников, сотни тонн грузов, самолеты, вертолеты..
.

Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио ).

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Виталис, спасибо Вам большое за последовательное, интересное, информативное и органичное продолжение темы об этом историческом пассажирском судне, фактически - наиболее известном широкой общественности теплоходе своей серии из 19 однотипных пассажирских судов и одновременно - с очень малоизвестными подробностями именно тех эпизодов его судьбы, за которые оно такую известность и получило. Спасибо большое, что Вы возвращаете эти эпизоды на свет из пелены забвения, открываете для нас заново бережно сохранённые газетные и журнальные статьи и заметки, восстанавливаете по крупицам полномасштабную картину судьбы лайнера "Башкирия".

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за последовательное, интересное, информативное и органичное продолжение темы об этом историческом пассажирском судне, фактически - наиболее известном широкой общественности теплоходе своей серии из 19 однотипных пассажирских судов и одновременно - с очень малоизвестными подробностями именно тех эпизодов его судьбы, за которые оно такую известность и получило. Спасибо большое, что Вы возвращаете эти эпизоды на свет из пелены забвения, открываете для нас заново бережно сохранённые газетные и журнальные статьи и заметки, восстанавливаете по крупицам полномасштабную картину судьбы лайнера "Башкирия".
Добрый день, Ян !
Выбрав из "МФ" и "ВТ" информацию по теплоходу БАШКИРИЯ, заметил, что пик сообщений о судне приходится на конец 1970-х - первую половину 1980-х. Это связано с рейсами теплохода БАШКИРИЯ в Антарктиду. У меня нет газет и журналов за 1960-е годы. Интересно бы найти информацию о поездке Н.Хрущева на новенькой БАШКИРИИ в Данию.
Немалая заслуга в освещении рейсов теплохода принадлежит журналисту Г.БРЕГМАНУ и помощнику капитана Э.БОРИСОВУ. Это их регулярные заметки в "ВТ" позволяют узнать о морских дорогах небольшого теплохода, ходившего дальними маршрутами. Конечно, газета "Водный транспорт" доставлялась отвратительно. Я сделал анализ регулярности доставки. Как правило, каждый месяц не приносили 1-2 номера. И тем не менее, о БАШКИРИИ в указанный период информация появлялась не реже, чем раз в квартал.
В журнале "Морской флот", который доставлялся более аккуратно, за период с 1974 по 1990-й годы о теплоходе БАШКИРИЯ материал появился всего один раз...
При том, что в "МФ" о пассажирском флоте писали часто и много. В меру возможностей постараюсь выставить на форуме сообщения и о других пассажирских теплоходах 1970-х - 1980-х годов.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

"Водный транспорт", 9 сентября 1978 года. О теплоходе "Башкирия"

Изображение

К берегам Антарктиды.

В советских антарктических экспедициях еще никогда не участвовала столь большая флотилия, отправляющаяся скоро в дальний путь. Восемь судов возьмут курс в моря Космонавтов, Лазарева, Сомова и Уэдделла, к Берегу Правды, острову Ватерлоо, мысам Беркс и Норвегия. Новую экспедицию на Крайний Юг возглавит заместитель директора Арктического и Антарктического института доктор географических наук лауреат Государственной премии СССР Е.С.КОРОТКЕВИЧ. Корреспондент "Водного транспорта" обратился к нему с просьбой прокомментировать намеченные работы. Вот что рассказал ученый, который в четвертый раз ступит на ледяной материк.

С Балтики и Черного моря к берегам Антарктиды пойдут корабли науки ПРОФЕССОР ВИЗЕ и ПРОФЕССОР ЗУБОВ, дизель-электроходы ледового класса МИХАИЛ СОМОВ и КАПИТАН МАРКОВ, пассажирские лайнеры БАШКИРИЯ и ЭСТОНИЯ, сухогрузный теплоход ВАСЯ АЛЕКСЕЕВ и танкер полярного плавания БАМ.
Последние два судна являются новичками, а остальные уже посещали высокие южные широты. Моряки перевезут на Белый континент около 600 исследователей, тысячи тонн оборудования, снаряжения, строительных конструкций, продовольствия и горючего, самолеты, вертолеты... Научные и транспортные операции охватят огромную акваторию Южного океана.
Очередная, 24-я советская антарктическая экспедиция проведет круглогодичные и сезонные разнообразные наблюдения и эксперименты в области аэрометеорологии, геофизики, глянциологии, океанологии, охраны окружающей природной среды, медицины.
Значительное внимание будет уделено оперативной передаче прогнозов погоды и ледовой обстановки судам и самолетам, совершающим рейсы в Антарктике, дальнейшей автоматизации сбора и обработки научной информации с помощью радиометеорологических и магнитно-вариационных станций, электронно-вычислительной техники. Продолжатся строительно-монтажные работы на ряде советских баз.
Состоятся крупные геолого-геофизические и топографо-геодезические изыскания, начатые три года назад в обширной и малоизученной области горных хребтов и ледников, прилегающей к побережью южной части моря Уэдделла. Отправной базой послужит сезонная станция Дружная на шельфовом леднике Фильхнера. Дизель-электроход КАПИТАН МАРКОВ доставит сюда специалистов и авиаторов. Из обсерватории Мирный в глубь безжизненной снежной пустыни вновь направятся научные санно-гусеничные поезда. Полевые партии выполнят глянциологические и геофизические измерения на ледовом куполе Антарктиды. Ученые, находящиеся на судах ПРОФЕССОР ВИЗЕ и ПРОФЕССОР ЗУБОВ осуществят продолжительные океанографические исследования по программе "Полярный эксперимент - Юг".
На труднодоступной Земле Мэри Бэрд предстоит создать станцию Русская. Для нее выбрано место в районе мыса Беркс на свободном ото льда участке выхода коренных горных пород.Строительством займутся участники рейса судна МИХАИЛ СОМОВ.
На советских станциях останутся зимовать свыше 250 полярников. Возглавит их кандидат географических наук А.Н. Артемьев. Он ранее руководил обсерваторией Мирный и дважды- геофизической базой Восток на Южном геомагнитном полюсе. В нашей экспедиции станут работать специалисты Австралии, ГДР, Польши, США и Чехословакии. Ученые Советского Союза продолжат сотрудничество с зарубежными коллегами из стран - участниц международного договора об Антарктике.


Вел интервью Г, БРЕГМАН.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3452
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Vitalis Merta »

"Водный транспорт", 26 января 1980 года. О теплоходе "Башкирия"

Изображение

Дизель-электроход "Михаил Сомов" в Антарктиде. Фото журнала "Морской флот".

Из страны льдов.


Теплоход БАШКИРИЯ идет из Южного океана в Одессу. Экипаж пассажирского лайнера почти два месяца работал у берегов далеких островов и Антарктиды. Вместе с моряками домой возвращаются полярники, зимовавшие на Белой земле.

Когда держали путь в главный научный центр Молодежная, девять суток сопутствовали густые туманы, снегопады и айсберги. Но вот тяжелые льды преградили подступы к морю Космонавтов. Передали на теплоход ПИОНЕР ЭСТОНИИ большую группу будущих новоселов шестого континента. Судно ледокольного типа продолжило переход в район станции, а мы легли в дрейф в 200 милях от побережья. Завершив крупную транспортную операцию, оба теплохода пошли к острову Кергелен, где состоялось рандеву с кораблем науки ПРОФЕССОР ВИЗЕ. Затем мы снова взяли курс на Крайний Юг.
Преодолев в море Дейвиса пояс плавучих льдов, достигли обсерватории Мирный. Это был последний пункт захода. Весь рейд оказался закованным в мощный припай. Ошвартовались у его кромки. По соседству стал и ПИОНЕР ЭСТОНИИ. Началась перевозка людей и грузов вертолетами МИ-8. Они садились на лед в 30 метрах от судового трапа и совершали рейсы из импровизированной гавани в научный городок.
Вскоре припай стал подтаивать, на нем появились многочисленные трещины....
За два дня до отхода выпало серьезное испытание. Сильный шквалистый ветер и зыбь оторвали ледяное поле, у которого мы находились. Наш теплоход быстро понесло к перемещающимся айсбергам.Опасного столкновения удалось избежать благодаря своевременным, умелым маневрам и самоотверженности экипажа, возглавляемого капитаном К.ЛОСКУТОВЫМ. Выполнив задания по плану 25-й САЭ, БАШКИРИЯ первой из ее шести судов покинула ледяной материк.


Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио )

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Виталис, спасибо большое за интересное продолжение темы !


И от меня немного, пока - косвенной информации о судне.

1965 год, май - сентябрь (включительно):

на тогдашней экспрессной линии Одесса - Батуми - Одесса в этот период времени теплоход "Башкирия" рейсов не выполнял.

yan
Staff
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

В период с апреля по сентябрь 1971 года (включительно) теплоход "Башкирия", в числе ряда других судов, выполнил 8 рейсов по Крымско-Кавказской экспрессной линии Одесса - Батуми - Одесса. В рейсы из Одессы лайнер уходил 1, 8 и 15 июля, 6, 13, 20 и 27 августа, 18 сентября. Расписане заходов судна на линии во время тех рейсов 1971 года выглядело следующим образом.

1, 8 и 15 июля, 20 и 27 августа:

1 день. Одесса, отход в 21:00
2 день. Евпатория, 7:00 - 8:00
2 день. Севастополь, 12:00 - 13:30
2 день. Ялта, 18:30 - 20:30
3 день. Новороссийск, 8:30 - 10:00 (в июле) // 7:30 - 9:30 (в августе)
3 день. Туапсе, 15:30 - 16:30 (в июле) // 14:30 - 15:30 (в августе)
3 день. Сочи, 20:00 - 23:30 (в июле) // 19:00 - 23:30 (в августе)
4 день. Сухуми, 5:30 - 8:00 (в июле) // 6:30 - 8:00 (в августе)
4 день. Поти, 12:30 - 13:30
4/5 день. Батуми, 16:30 - 12:00
5 день. Поти, 15:00 - 16:00
5 день. Сухуми, 20:30 - 24:00
6 день. Сочи, 6:00 - 10:00
6 день. Туапсе, 13:30 - 14:30
6 день. Новороссийск, 19:30 - 21:30
7 день. Ялта, 9:30 - 13:00
7 день. Севастополь, 18:00 - 19:00
7 день. Евпатория, 23:00 - 24:00
8 день. Одесса, приход в 10:00

6 и 13 августа, 18 сентября:

1 день. Одесса, отход в 19:00
2 день. Ялта, 9:00 - 15:00
3 день. Сочи, 8:30 - 13:45
3 день. Сухуми, 19:00 - 24:00
4/5 день. Батуми, 7:00 - 24:00
6 день. Сухуми, 7:00 - 11:45
6 день. Сочи, 17:00 - 22:45
7 день. Ялта, 15:45 - 21:00
8 день. Одесса, приход в 11:00

Как видно из этих расписаний, в тот год теплоход "Башкирия" ещё выполнял на линии в основном исключительно пассажирскую функцию - осуществление сообщения между портами. Лишь три рейса были проведены в как бы облегчённом формате - было сокращено количество заходов, увеличена продолжительность стоянки в портах.

Да и вообще заметно, что судно было занято на линии полностью лишь в августе, и почти полностью - в июле. В сентябре был совершён лишь один рейс. В апреле, мае и июне 1971 года рейсов по Крымско-кавказской линии у "Башкирии", видимо, не было вообще.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя