Журнал "Морской флот", август 1979 года. Теплоход "Башкирия" ЧМП в Антарктиде.
Солнечным октябрьским днем 1978 года теплоход БАШКИРИЯ покинул Одессу и направился к Антарктиде. На его борту находились члены 24-й советской антарктической экспедиции ( САЭ ). По пути были заходы в порты Аугуста, Лас-Пальмас, Ресифи, Монтевидео, где судно бункеровалось и пополняло запасы пресной воды.
Через месяц плавания, 27 ноября БАШКИРИЯ стала на якорь на станции Беллинсгаузен, расположенной на острове Кинг-Джордж в группе Южных Шетлендских островов. Оставив там часть участников экспедиции и забункеровавшись, теплоход вышел в море.
На подступах к Антарктиде произошла встреча с дизель-электроходом КАПИТАН МАРКОВ. На КАПИТАНА МАРКОВА пересели 105 членов САЭ с имуществом и снабжением. Затем теплоход проследовал на острова Крозе. ( продолжу)
Теплоход "Башкирия" в Антарктиде. Журнал "Морской флот" № 8- 1979.
В бухте Навир острова Поссесьон судно ошвартовалось к необорудованному берегу. С помощью судовых пожарных шлангов и погружных насосов приняли из ручья пресную воду и снялись на станцию Молодежная для встречи с научно-исследовательским судном МИХАИЛ СОМОВ. Шестнадцатого декабря 1978 года БАШКИРИЯ и МИХАИЛ СОМОВ встретились. Здесь также произвели пересадку 82 члена САЭ и приняли от ленинградцев 148 тонн топлива. Из Молодежной БАШКИРИЯ пошла в Австралию, а оттуда к обсерватории Мирный.
Переход Молодежная - Фримантл - Мирный проходил в крайне тяжелых погодных условиях: ветер 10-12 баллов, море - 9 баллов.
Крен доходил до 30-40 градусов. В этой обстановке экипаж проявил мужество и стойкость. ( продолжу)
Теплоход "Башкирия" в Антарктиде. Журнал "Морской флот" № 8- 1979.
В районе обсерватории Мирный БАШКИРИЯ выгрузила техническое снабжение и лес, пополнила запасы топлива и продуктов, произвела замену зимовщиков. Большую помощь морякам в перевозке на берег людей и груза оказали летчики польского авиаотряда, так как тяжелые советские вертолеты не могли садиться на палубу БАШКИРИИ.
Закончив все операции, 21 января 1979 года БАШКИРИЯ снялась на остров Кергелен. Затем были заходы на Маврикий, в порты Латакия и Стамбул. На теплоходе возвращались на Родину 84 члена 23-й САЭ. И когда минули 117 сутки рейса, на горизонте показалась Одесса.Четвертый антарктический рейс теплохода БАШКИРИЯ завершился.
Лайнеры в Антарктике.
В 24-й советской антарктической экспедиции заняты два пассажирских теплохода Министерства морского флота. Черноморская БАШКИРИЯ только что покинула самую южную в мире землю, а балтийская ЭСТОНИЯ завтра уходит из Риги к Белому континенту.
Моряки БАШКИРИИ находились почти два месяца среди льдов и айсбергов Южного океана. Экипаж во главе с капитаном К.Н.ЛОСКУТОВЫМ успешно провел транспортные операции. Лайнер доставил на ледяной материк около 300 полярных исследователей, в том числе специалистов ГДР и Чехословакии, работающих в нашей экпедиции.
Курс теплохода ЭСТОНИЯ снова проложен к заснеженным берегам Антарктиды. Экипаж лайнера, принявший на борт последнюю большую группу участников 24-й антарктической экспедиции, неоднократно доставлял на Крайний Юг и обратно советских ученых.
Это уже шестой поход, совершаемый балтийцами в царство вечных льдов. Будущих новоселов далекого континента возглавит начальник зимовочной части экспедиции кандидат географических наук А.Н.АРТЕМЬЕВ.
В Антарктиде теплоход примет других пассажиров - зимовщиков и персонал сезонных отрядов, которые закончат работу.
Возвращение ЭСТОНИИ на Родину планируется в середине апреля. Судно ведет опытный балтийский капитан И.И.КИРЬЯНОВ, который совершит третий рейс в Южный океан.
Г.БРЕГМАН, В. ЛУЩЕВСКИЙ ( Наши корр.)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 13 июн 2014, 18:38, всего редактировалось 1 раз.
Газета "Водный транспорт" от 04 декабря 1979 года.
У берегов Антарктиды.
Теплоход БАШКИРИЯ завершил дальний рейс, начатый более месяца назад в Одессе. Остался позади и пролив Дрейка - самый широкий и бурный в мире. Черноморский пассажирский лайнер под командованием капитана К.ЛОСКУТОВА достиг ледяного материка и посетил станцию Беллинсгаузен. В высокие южные широты прибыл первый крупный десант 25-й советской антарктической экспедиции, возглавляемый ее начальником Героем Социалистического Труда Н.КОРНИЛОВЫМ.
Новый персонал Беллинсгаузена, руководимый кандидатом географических наук В.СПИЧКИНЫМ, примет вахту в уникальной природной области Антарктики. Закончив работу по обеспечению станции на острове Ватерлоо, продолжаем плавание в Южном океане.
Э.БОРИСОВ, второй помощник капитана. ( по радио )
"Водный транспорт" от 01 декабря 1977 года о теплоходе "Башкирия".
Никак не получается расположить материалы "Водного транспорта" строго хронологически. Этот материал - о 23-й САЭ.
Первый у берегов Антарктиды.
Из большой флотилии судов, занятых в 23-й советской антарктической экспедиции, первым подошел к ледяному материку дизель-электроход "Капитан Кондратьев" Дальневосточного пароходства. Участники рейса достигли района Молодежной - главной научной базы СССР на шестом континенте, и готовятся к транспортной операции.
В водах высоких южных широт находятся еще два судна. Корабль науки "Профессор Зубов" Арктического и Антарктического института завершает переход из Ленинграда к Белой земле. Черноморский пассажирский теплоход БАШКИРИЯ, посетив остров Кергелен, продолжит плавание на Крайний Юг. На борту большая группа участников предстоящей зимовки и сезонных научных работ на побережье и в глубине Антарктиды.
"Водный транспорт" от 10 декабря 1977 года о теплоходе "Башкирия".
Фото из журнала "Морской флот": Доставка полярников к трапу на ледовый барьер мыса ТАБУС у обсерватории Мирный.
Гавань во льдах.
Дизель-электроход КАПИТАН КОНДРАТЬЕВ, которым командует Л.Б. Вертинский, первым из судов 23-й САЭ приступил к работе у берегов ледяного материка.
Достигнув района Молодежной - главного южнополярного научного центра СССР, мы шли среди льдов переменными курсами. Вели поиски проходов, чтобы подойти ближе к Земле Эндерби, где нас так ждали зимовщики. В северо-восточной части моря Космонавтов отыскали у кромки припая подходящее ледяное поле под стоянку. Ошвартовались левым бортом у "причала гавани".
Для круглосуточной выгрузки организовали две бригады. Подготовив тяжеловесные стрелы, спустили вертолеты с палубы на лед.
Операцией руководил дублер капитана В.М. Иванов. Авиаторы собрали две машины МИ-8 и перекинули воздушный мост на расстояние 210 километров от судна до побережья залива Алашеева. Туда доставлены часть полярников, первоочередные грузы - оборудование научной группы ГДР, продовольствие, почта и посылки. Завершив выгрузку, взяли курс к теплоходу БАШКИРИЯ. На нем прибыло около 290 исследователей высоких южных широт во главе с начальником экспедиции В.И.Сердюковым. Встретив пассажирский лайнер, провели его сквозь льды в "гавань", созданную в припае.