Главная страница | Расписание круизов        

Турбоход "Александр Можайский"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 04 май 2009, 20:35

Небольшие и/или малоизвестные суда морского пассажирского флота СССР
Турбоход "Александр Можайский"


Великий исследователь, изобретатель авиационной техники и также судоводитель и инженер-судостроитель Александр Можайский в 1853-1854 годах на фрегате "Диана" под управлением С. Лесовского совершил переход из Кронштадта вокруг мыса Горн к берегам Японии. В Японской бухте Симода "Диана" попала в настоящие цунами, вызванные подводным землетрясением и получила повреждения а затем во время шторма потерпела кораблекрушение. Экипаж погибшего фрегата под руководством инженера Александра Можайского совместно с местыми специалистами и мастерами построили шхуну "Хеда", с помощью которой часть команды "Дианы" смогла возвратиться на родину. В Японии запомнили имя офицера Александра Можайского, благодаря ему в Японии было получено представление о современных (на то время) методах создания крупных Европейских судов.

Спустя столетие пассажирский лайнер, названный именем этого великого человека также совершил переход из Балтийского Моря на Дальний Восток, а спустя ещё 7 лет вновь прославил имя Александра Можайского и память о нём в Японии.

Юбилейная двадцатая статья рубрики о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР посвящена Советскому пассажирскому лайнеру, паротурбоходу "Александр Можайский".



Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "NV.Koninklijke Maatschappij "De Schelde"", Vlissingen, Голландия.
Строительный номер: 160.
Тоннаж (в 1919 году): 9891 BRT.
Тоннаж (в 1953 году): 9686 BRT.
Длина судна (максимальная): 152,40 метров.
Длина судна (между предельными положениями полных перпендикулярных сечений): 146,54 метров.
Ширина судна: 17,37 метров.
Осадка судна: 6,80 метров.
Главная энергетическая установка: две паровые турбины "De Schelde".
Мощность энергетической установки (в 1919 году): 7200 лошадиных сил (4775,6 кВт).
Мощность энергетической установки (в 1953 году): 7000 лошадиных сил (4643 кВт).
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1935 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Средняя скорость (в 1953 году): 14 узлов (примерно 25,9 км/час).
Пассажировместимость (в 1919 году): 111 человек в 1 классе, 109 человек во 2 классе, 44 человека в 3 классе, 44 человека в 4 классе.
Пассажировместимость (в 1928 году): 141 человек в 1 классе, 134 человека во 2 классе, 44 человека в 3 классе, 50 человек в 4 классе.
Пассажировместимость (в 1953 году): 608 человек.
Пассажировместимость (в 1954 году): 636 человек.
Экипаж (в 1953 году): 198 - 205 человек.
Порт приписки (1919 – 1935): Роттердам, Голландия.
Порт приписки (1935 – 1942): Ленинград или Кронштадт, СССР.
Порт приписки (1953 – 1971): Владивосток, СССР.
Порт приписки/место постоянной стоянки (1971 – 1978): пос. Врангель, СССР.



Изображение
Так выглядел паротурбоход "Patiria" после постройки

Закладка киля пассажирского судна "Patria" для Голландской судоходной компании "Koninklijke Rotterdamsche Lloyd NV" состоялась 1 декабря 1914 года, а 20 мая 1916 состоялся спуск со стапеля. Но в это время шла I Мировая Война, и это приводило к задержке или вообще отмене многих гражданских проектов, начатых ещё в предвоенное время. Постройка "Patria" была завершена лишь в 1919 году. 11 июля 1919 года был совершён пробный рейс, а уже 30 июля того же, 1919 года, судно было принято судоходной компанией. По типу своей энергетической установки новый лайнер был турбоходом (паротурбоходом), он стал первым Голландским пассажирским турбоходом. 9 августа 1919 года "Patria" отправилась в своё первое плавание из Роттердама. Судоходная компания использовала судно на грузопассажирских линиях между Нидерландами и Нидерландской Остиндией (сегодня — Индонезия).

В 1928 году была проведена модернизация лайнера "Patria", в ходе которой были незначительно оптимизированы внешний облик судна и обустройства внутренних помещений. "Patria" проектировалась ещё до начала I Мировой Войны, и с тех пор многое изменилось в концепциях обликов судов и пассажирских перевозок. Кроме того, входе этого ремонта была удалена вторая труба, которая в процессе дымоотвода никак не использовалась а лишь поддерживала статус "двухтрубного судна", так как в начале XX Века среди пассажиров бытовало мнение, что судно тем солиднее, чем больше у него дымовых труб, и судоходные компании сознательно добавляли в конструкции судов часто по одной трубе-манекену а иногда и по две. В 1920-е годы произошла некоторая демократизация многих сфер жизни, изменился и менталитет пассажиров, и количество труб на судах уже не было столь значимым.

Изображение
В 1928 году паротурбоход "Patiria" стал однотрубным судном

Таким образом, по данным ряда источников, в ходе модернизации 1928 года была демонтирована задняя труба. Однако, некоторые источники приводят ещё две даты: 1925 год и даже 1935 год. Всё же, наибольшую вероятность этого события имеет дата — 1928 год. Совсем точно можно сказать о том, что когда в 1935 году судно было введено в эксплуатацию в СССР, то оно было уже однотрубным.

С 13 января 1932 года лайнер находился вне эксплуатации в Роттердаме. 23 мая 1935 года судно было продано в СССР.

В СССР турбоход получает новое название — "Свирь" и 27 августа 1935 года вводится в эксплуатацию Балтийским Флотом ВМФ СССР как учебное судно. С 16 июля 1935 по 30 сентября 1940 "Свирь" совершила ряд походов со слушателями Штурманского офицерского класса. Предшествование даты начала походов дате официального ввода судна в эксплуатацию как учебного судна ВМФ СССР может означать то, что изначально судно предназначалось для других целей, например для гражданских перевозок, и в период между 16 июля 1935 года и 27 августа 1935 года было просто зафрахтовано. Можно предположить, что изначально приобретение этого судна в СССР задумывалось для обслуживания им важных международных грузопассажирских линий, возможно что и Ленинград — Лондон, заменив на ней суда меньших измерений. Может предполагалось открытие и других линий, начинавшихся в Ленинграде. Однако это лишь предположения, основанные на логическом анализе положения на то время в грузопассажирском морском флоте СССР в регионе Балтийского Моря.

Хотя "Свирь" значилась как учебное судно, не исключено, что с началом Войны 1941-1945 она могла использоваться как военно-транспортное или вспомогательное судно Балтийского Флота ВМФ СССР. "Свирь" затонула недалеко от Ленинграда после попадания бомбы. По Российским и Украинским источникам это произошло 27 апреля 1942 года. По Голландским и Германским источникам - 30 апреля 1942 года. И, как пишется в литературном источнике номер 2, "Свирь" была исключена из состава ВМФ 25.08.1942.

Судно было поднято в 1946 году и отбуксировано в Висмар(ГДР) для восстановления. Дата прибытия на судоверфь — 6 мая 1950 года. На судоверфи "Mathias-Thesen Werft" в Висмаре требуемые восстановительные работы продолжались до 1953 года. Необходимые ремонтные работы корпуса судна были произведены в 1951 году на Голландской судоверфи "Wilton-Fijenoord" в Schiedam и длились 3 месяца. Судно было перестроено в классический грузопассажирский лайнер. Некоторые детали внешнего облика судна получили более современный облик, в частности, оригинальная дымовая труба была заменена на новую, обладавшую динамичными формами, соответствовавшими тенденциям того времени (первая половина 1950-х годов). Ко времени завершения ремонтных работ турбоходу было присвоено новое название — "Александр Можайский". По данным одного из литературных источников, переименование судна состоялось ещё в 1946 году. "Александр Можайский" оставил судоверфь 12 декабря 1953 года и взял курс на Дальний Восток СССР.

"Александр Можайский" вошёл в состав Дальневосточного Морского Пароходства, его новым портом-приписки стал Владивосток. На "Александре Можайском" была одна четырёхместная каюта "Люкс", пассажирские помещения для I, II, и III класса. Кроме того, во время коротких рейсов пассажиры могли перевозиться дополнительно также и на палубе. Лайнер работал в Дальневосточных регионах СССР, часто обслуживал пассажирскую линию Находка/Владивосток — Нагаево/Магадан. Вот что написано об этом в литературном источнике номер 3:

В апреле 1954 года во Владивосток прибыл пассажирский паротурбоход «Александр Можайский». Имея неограниченный район плавания, ... «Александр Можайский» (капитан М. П. Франковский) успешно работал на дальневосточных экспрессных пассажирских линиях Находка — Нагаево, Владивосток — Петропавловск (-Камчатский (комментарий ЯП)) и при полной загрузке, являлся рентабельным в эксплуатации.

Изображение
Паротурбоход "Александр Можайский". Художественная открытка ММФ СССР начала 1960-х годов

В 1961 году пассажирский лайнер "Александр Можайский" открыл движение по Регулярной Морской Международной Пассажирской линии Находка — Иокогама (Япония). Это была самая первая международная морская пассажирская линия, связывавшая порты СССР и Японии после окончаня II Мировой Войны. Вот что написано об этом в литературном источнике номер 3:

...была открыта международная грузопассажирская линия Находка — Иокогама. В конце мая 1961 года на эту линию был поставлен пароход (правильно — паротурбоход (комментарий ЯП)) «Александр Можайский» (капитан Б. А. Гришин). Первый рейс судна широко освещался в советской и иностранной печати. Японские газеты много внимания уделяли преимуществам морского пути на советском пассажирском судне из Японии в СССР по сравнению с существовавшими авиалиниями. Особенно подчеркивались порядок и чистота на судне, отличное обслуживание пассажиров. В первом рейсе в Японию возвращалась женская профсоюзная делегация, а также следовал ряд туристов из различных стран. Несмотря на ненастную погоду, на причале в Иокогаме было много встречавших с транспарантами и знаменами. Пассажиров с борта судна провожал судовой оркестр, исполнявший произведения советских композиторов.

За два рейса пароходом «Александр Можайский» было перевезено 423 пассажира. Среди них представители японских деловых кругов, члены общества «Япония — СССР», молодежные и профсоюзные делегациии, советские, американские, английские, французские, датские туристы.
Опыт навигации 1961 года на линии Находка — Иокогама показал, что пароход «Александр Можайский» для этой линии является нерентабельным, вследствие сравнительно большой грузоподъемности, которую нельзя было использовать в пределах жесткого расписания, а также недостаточной для лайнера скорости хода — 14 узлов.


Но регулярная морская пассажирская линия, связывающая Владивосток/Находку с портами Японии и открытая тогда лайнером "Александром Можайским" пережила десятилетия. Она видоизменялась, притерпевала естественные и искусственные процессы оптимизации и сохранилась до наших дней в виде линии, связывающей Владивосток с портами на западном побережье Японии. Эту линию обслуживает судно компании FESCO (Дальневосточное Морское Пароходство) — автопассажирский паром "Русь", являющийся крупнейшим в настоящий момент морским пассажирским/круизным судном России.

После ухода с международной линии (или в 1962 году, или с самого начала 1962 года) "Александр Можайский" продолжил свою работу на внутренних пассажирских линиях Дальневосточного Морского Пароходства, на которых он работал до выполнения рейсов по линии Находка — Иокогама. Постепенно судно состарилось морально и износилось физически. Одновременно к концу 1960-х годов флот Дальневосточного Морского Пароходства пополнился целым рядом современых на то время грузопассажирских судов типа "Михаил Калинин", которые были способны заменить собой некоторые суда средней величины более старой постройки, находившиеся тогда в составе пассажирского флота пароходства.

18 марта 1970 года лайнер был выведен из эксплуатации и в 1971 году был передан в посёлок Врангель в качестве общежития. В 1978 году судно было продано на слом в Гонконг. В начале 1979 года в заливе Junk Bay в Гонконге началась разделка судна на металлолом и ещё до конца 1979 года бывший турбоход "Александр Можайский" прекратил своё существование.


Применённая литература

1). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 56 – 57.

2). Заметка в Интернете "СВИРЬ (до 1935 "Patria", после 1946 г. "Александр Можайский")" сайта "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" автора Алексея Хоменко:
http://sovnavy-ww2.by.ru/training/typ_civil.htm#svir

3). Книга группы авторов "Дальневосточное морское пароходство, 1880-1980".
Годы издания: первая половина 1980-х годов.

4). Страница, посвящённая турбоходу "Patria": http://www.zwama.de/shiplover/patria.htm из списка: http://www.zwama.de/shiplover/lloyd2.htm на сайте: http://www.zwama.de/shiplover/

5). Страница, посвящённая турбоходу "Patria": http://home.kabelfoon.nl/~popta/patria/index.htm сайта: http://home.kabelfoon.nl/~popta/index.htm


Ян Пичиневский
Штутгарт, 04.05.2009
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 08 май 2009, 15:15

Интересные ссылки, относящиеся к теме турбохода (паротурбохода) "Александр Можайский" и биографии Инженера-изобретателя Александра Можайского, именем которого был назван пассажирский лайнер.

1). Страница о пассажирском паротурбоходе "Александр Можайский" на сайте исторического Реестра Флота Дальневосточного Морского Пароходства: http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fes ... d/f24.html

2). Статья "МОЖАЙСКИЙ Александр Федорович (1825-1890)" :
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/s ... yskyi.html

3). С. Вишенков "Александр Можайский"
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", Москва, 1950 г.
OCR Biografia.Ru :
http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes. ... material81
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение Chelcom 08 май 2009, 16:48

Спасибо, очень интересно !!! Ян так получаеться, что судов с именем "Patria" было два? один был у немцев , а второй был построен для голандии?
Изображение

МНОГО ФОТОГРАФИЙ ПОРТА СОЧИ
Chelcom
Пассажир 2-го класса
 
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 10 сен 2007, 11:48
Откуда: Сочи

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 09 май 2009, 20:55

Приветствую Вас, Филипп !

Большое спасибо за положительный отзыв !


Да, совершенно верно, было два судна с названием "Patria", правда, одновременно они эти названия не носили, хотя впоследствии оба были Советскими морскими пассажирскими судами одновременно.

Первая "Patria" - турбоход (паротурбоход), 1919 года постройки, изначально - Голландское судно, получившее впоследствии в СССР название "Свирь", а затем - "Александр Можайский".

Вторая "Patria" - дизель-электроход, 1938 года постройки, изначально - Германское судно, получившее впоследствии в СССР название "Россия".


Первая "Patria"(Голландская) называлась так в 1919 - 1935 годах, а вторая "Patria" (Германская) называлась так в 1938 - 1945 годах.


С дружеским приветом

Ян
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение sekan 27 июл 2009, 01:03

Добрый день Ян.
Уточнение по "Можайскому": В 1970 - 1974 он стоял не во Врангеле, а в 3-м (лесном) районе порта Находка. (Мыс Астафьева). Это совершенно точно. Во Врангеле стояло кажется "Приморье". Если надо - уточню.
Всех благ
Анатолий
P.S. У меня есть интересные фотографии (в частности HANSA на сдаточных испытаниях - из музея завода Блом и Фосс), но я не могу их вставить в текст. Что-то не так делаю. Подскажите.
sekan
Пассажир 3-го класса
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 07:13

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 29 июл 2009, 16:35

sekan

Приветствую Вас !

То что Вы пишете об "Александре Можайском", это абсолютно точные факты, или выводы на основании косвенных сведений ? И тогда где было судно между 1974 и 1978 годами ?

По Вашему вопросу о фотографиях. Публикуете в нужном месте в постинге адрес Вашей фотографии (то есть, ссылку на неё). Затем маркируйте этот адрес (т.е., ссылку) и кликаете на кнопку "Img" в строке инструментов над областью составления-редактирования постинга.

Будем очень рады фотографиям !

С дружеским приветом

Ян
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение sekan 30 июл 2009, 00:42

По МОЖАЙСКОМУ: Летом 1970г после окончания 4-го курса, я работал грузчиком во втором районе п. Находка, а жили мы на МОЖАЙСКОМ, который стоял на другой стороне бухты, в 3-м (лесном) районе порта.
Летом 1974г. я ездил в Находку на соревнования. И опять мы жили в тех же каютах на МОЖАЙСКОМ. Т.е. это абсолютно точно.
Что было после этого - узнаю точно и сообщу.
С уважением
sekan
Пассажир 3-го класса
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 07:13

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 31 июл 2009, 14:46

sekan

Спасибо !

Будем рады дополнениям по периоду 1974 - 1978 годов
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение yan 07 сен 2009, 19:49

Андрей Волков из Москвы 24.05.2009 сообщил нам следующие важные сведения о судьбе бывшего паротурбохода "Александр Можайский:

1. "Patria" была куплена за минимальные деньги из отстоя непосредственно для нужд ВМФ, как учебный корабль для подготовки штурманов и поэтому другое ее использование даже не предпологалось. Тем более в качестве пассажирского корабля совершавшего регулярные рейсы.
2. Служившие на нем неоднократно рассказывали, что судно развивало скорость не более 8 узлов из-за плохого состояния машин. Именно поэтому его не использовали в перевозках на Балтике в годы войны. С началом войны его законсервировали. Вроде бы по той же причине не использовалось и учебное судно "Комсомолец" (б."Океан").
3. Потопили его германские пикировщики во время операции "Айштос" весной 1942 года в Ленинграде на Неве. Его поставили на место стоянки крейсера "Киров", пострадавшего во время предыдущих авиаударов. До этого он не привлекал внимание немцев вообще
4. После подъема рассматривался вариант сдачи лайнера на слом, поскольку ВМФ от него отказался. Но Минморфлот, из-за дикой нехватки пассажирских судов принял решение о его восстановлении. Предпологалось что все работы будут проведены в Висмаре, но немцы так и не сумели провести нормальный комплекс восстановительных работ. Поэтому обратились в голландцам.


- - - - - - - - - -

Ян Пичиневский, 28.05.2009:

Андрей, у меня есть три вопроса.

1). Почему могло такое быть, что "Свирь" сначала приступила к военно-учебному походу с курсантами, а лишь затем, спустя больше месяца, была официально введена в эксплуатацию в состав флота ВМФ СССР ? Может сам перегон её в СССР считался уже в качестве похода, а официальное зачисление состоялось лишь после прибытия судна в СССР ?

2). К какому порту была приписана "Свирь", к Ленинграду или к Кронштадту ?

3). Каким образом была затоплена "Свирь", она затонула, полностью скрывшись под водой или просто осела на дно и какая-то часть надстроек (а может и корпуса судна) выступала над поверхностью воды ?


Заранее большое сапсибо !


- - - - - - - - - -

Андрей Волков, 11.07.2009:

Отвечаю на вопросы.

"Свирь" числилась в составе учебного отряда судов Балтийского флота с базированием на Кронштадт. Но конкретного порта приписки не имели.


После удара немецкой аваиции скорее всего надстройки остались над водой. Глубина в месте гибели порядка 10 метров. Фотографий ее в затопленном виде видеть не приходилось.

Зачисление в состав ВМФ проводилось по приказу наркомата, который мог и запаздать. Остальное надо искать, а с по памяти не помню.


- - - - - - - - - -


Андрей Волков, 19.07.2009:

Дополнение по "Свири" из книги Чикера.

Учебный корабль "Свирь" затонул в апреле 1942 года на р.Неве, у набережной Васильевского острова, в результате попадания авиабомбы, пробившей корабль насквозь и разорвавшейся под днищем. Глубина в месте затопления составляла 10-12 метров. Корабль лежал на грунте с креном 17 градусов на правый борт. Большая пробоина в днище находилась в корме корабля между гребными валами. Подобраться к ней снаружи из-за заглубления кормы в грунт водолазам было навозможно, а изнутри подход к ней был загражден заклиненными переборочными дверьми.
Подъем был произведен в период с 24 июня по 3 декабря 1944 года путем последовательной герметизации и откачки досуха всех отсеков корабля, кроме поврежденных.

- - - - - - - - - -

Андрей Волков, 22.07.2009:

Есть вариант, что первый подъем произвели вцелях очистки фарватера или стоянки у набережной невы. После подъема судно отбуксировали и притопили где-либо для сохранности, поскольку судоремонтные мощности были заняты ремонтом боевых кораблей. Ну а окончательный подъем провели уже после войны.


Ян Пичиневский, 25.07.2009:

Андрей, приветствую !

Большое спасибо за интересную информацию и размышления !

Только что посмотрел - 1946 год подъёма судна - из следующего источника:

Заметка в Интернете "СВИРЬ (до 1935 "Patria", после 1946 г. "Александр Можайский")" сайта "Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны" автора Алексея Хоменко:
http://sovnavy-ww2.by.ru/training/typ_civil.htm#svir

В любом случае, обе даты подъёма не противоречат ни одна другой, ни другим событиям, связанным с судном. Поэтому, действительно, судно наверное сначала поднимали (1944), а уже затем позже - ставили на т.н. "ровный киль" (1946).


С дружеским приветом

Ян
yan
Staff
 
Сообщения: 4031
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Турбоход "Александр Можайский"

Сообщение Юрий 07 ноя 2009, 21:20

Уважаемый Ян ! Впервые пишу Вам. Как дополнение к статье по турбоходу А Можайский" сообщаю следующее. "23 мая 1935 года судно было продано в СССР и переведено в Ленинград. Его передали Балтийскому флоту. Получив новое название «Свирь», бывший лайнер «Patria» 12 ноября 1935 года был поставлен для переоборудования в учебное судно на завод им. А. Марти в Ленинграде. Ремонт продолжался до 2 августа 1936 года, а затем с 17 октября 1936 года по 30 мая 1937 года. Летом учебный корабль «Свирь» вошел в состав КБФ. Его вооружение состояло из четырех 45 мм орудий. Экипаж 350 человек. Это был первый поход в военной службе бывшего лайнера. Накануне Отечественной войны учебный корабль было решено модернизировать в соответствии с новыми требованиями военно-морской науки. Судно снова стало к стенке завода № 194 (завод им. А.Марти ). По состоянию на 22 июня 1941 года готовность корабля составляла только 34,2%. В начале июля все работы на судне были прекращены, а корабль законсервирован". Буду рад если это добавление поможет истории судна.
С уважением Ю. Трифонов
Юрий
Пассажир 3-го класса
 
Сообщения: 66
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 19:32

След.

Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron