Главная страница | Расписание круизов        

Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 23 дек 2015, 00:59

Юрий Трифонов

Пассажирский теплоход
Сочинского морского пароходства
«Капелла»



Изображение
Теплоход «Rügen» (II)

В 1922 году для датской туристической фирмы «Turisten» на верфи «Stocks & Kolbe» в Киле-Веллингсдорфе (Германия) был построен двухпалубный пассажирский теплоход «TURISTEN». Он имел водоизмещение около 207 т, вместимость 137 брт, длину 35,5 м, ширину 7,23 м и осадку 1,6 м. Судно могло принимать на борт 240 пассажиров, экипаж состоял из 9 человек. Дизельный двигатель мощностью 160 л.с. обеспечивал теплоходу скорость хода в 10 узлов.

В 1929 году «TURISTEN» после долголетней службы в водах Дании был куплен судоходной германской компанией «Saßnitzer Dampfschiffsgesellschaft G.m.b H» из Засница. Получив название «RÜGEN» (II) он начал перевозить пассажиров на экскурсионных линиях в порту Засниц. Использовался он также на непродолжительной пассажирской линии до приморского курорта Бинц.

Во время второй мировой войны теплоход не пострадал. Достоверных сведений об использовании его в Военно-морском флоте Германии не установлено. Окончание военных действий на Балтике в мае 1945 года застало судно в Гамбурге, куда оно доставило эвакуированное население из Засница. Здесь теплоход начал эксплуатироваться на пассажирской линии «Hamburg-Blankenese-Este-Hamburg». После капитуляции фашистской Германии в мае 1945 года, 9 марта 1946 года «RÜGEN» (II) в счет репараций был передан Советскому Союзу.

18 апреля 1946 года пассажирский теплоход, названный «КАПЕЛЛА» в сопровождении парохода «ПОЛТАВА» с перегонной командой вышел из Киля в Ленинград. После укомплектования экипажами, текущего ремонта они вышли из Ленинграда в Одессу. Суда с 8 по 10 июня 1946 года прошли Кильский канал, 12 июня миновали Дувр, а с 14 по 18 июня находились в Эйвонмауте (Англия). Оттуда в Барри теплоход «КАПЕЛЛА» самостоятельно перешел 18 июня, а «ПОЛТАВА» с 20 на 21 июня. Уже 22 июня оба судна вместе покинули Барри и 28 июня прошли Гибралтар, а 7 июля Стамбул. Часть пути «КАПЕЛЛА» шла на буксире у парохода.

Изображение
Теплоход «Капелла» подходит к пирсу в Ейске

Изображение
Теплоход «Капелла» в Аркадии

Теплоход «КАПЕЛЛА», был включен приказом ММФ за № 257 от 10 июня 1946 года в состав вновь образованного Сочинского государственного морского пароходства (СочГМП) Из Одессы теплоход перешел в Сочи. Вскоре в Керчи судно было поставлено на переоборудование для плавания в условиях Черного моря. На нем произвели перепланировку пассажирских помещений, доведя количество мест до 150 (90 мест для сидения и 60 палубных). Экипаж 19 человек. Вместимость теплохода возросло в связи с этим до 207 брт. Он ходил на линии Жданов – Таганрог.

Изображение
Теплоход «Капелла»

При очередной модернизации в 1958 году на судне установили новый восьмицилиндровый дизельный двигатель «Букау-Вульф» (г. Магдебург, Германия) мощностью 300 э.л.с., позволивший обеспечивать среднюю скорость теплохода в 9,5 узла.

Изображение
Рисунок «Капеллы» на буклете Одесского порта, 1962 г

В этом же году теплоход перевели в Одессу в состав ЧГМП. Он эксплуатировался на линии Порт Одесса – Лузановка (без заходов) и Порт Одесса – Черноморка с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан" (16-я станция Большого Фонтана).

Изображение
«Капелла» и «Грузия» в Одесском порту 1966 год

По воспоминаниям Михаила Пичиневского, судно выходило из порта, уходило достаточно далеко в море и шло рейсом в Аркадию. Там теплоход «Капелла» причаливал, а затем снова уходил в открытое море на морскую прогулку. Судно было большим, удобным и вместительным, оно принимало много пассажиров, но если начинался дождь, то для всех находилось место в просторном переднем внутреннем салоне. На нем было два бара-буфета, и даже играл оркестр, и пела певица. В задней открытой части судна с одной палубы на другую вёл красивый лестничный пролёт - сходни. Навигация «КАПЕЛЛЫ» длилась всегда подолгу - например, до середины ноября, и часто заканчивалась уже тогда, когда большинство других прогулочных теплоходов давно находились на зимнем отстое.

Изображение
Теплоход «Капелла» в Одесском порту

В 1964 году порт приписки Одесса (М-2031) Позывные УКЙЩ (UKJQ). В 1970 г. с появлением новых катеров типа «Александр Грин» теплоход ветеран был поставлен на отстой, а в январе 1972 года снят с учета.

Изображение
Теплоход «Капелла». Схема судна


Москва, 2002 год
Дополнения: Москва, 2011 год
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 23 дек 2015, 01:57

Большое спасибо Юрию Николаевичу Трифонову за его интересную статью о знаменитом Одесском историческом катере "Капелла", за малоизвестные факты о нём, особенно информацию о Сочинском и Азовском периоде в биограафии судна в СССР, за позволение публикации статьи на форуме !

Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы катера "Капелла", поделиться с нами любой такой информацией ! Особенно интересно было бы знать о том, как завершилась судьба судна, - дожило ли оно до наших дней ? Спасибо !

_ _ _ _ _ _ _

Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:

"Turisten", Ruegen", "Rügen", "Капелла", "Kapella" 1922
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 10 авг 2016, 13:27

Из сообщений в теме о катере "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), касающихся и катера "Капелла":

Igor62, 28 апр 2016, 19:35 MEST писал(а):Приказ №733 начальника Черноморского пароходства А. Данченко, от 23 октября 1957 года.
"О строительстве порта на Сухом лимане"
"3. Начальнику Одесского порта т.Волкановичу Ю.А.
в) организовать с 1 ноября с.г. регулярную пассажирскую линию судов портофлота до порта на Сухом лимане, закрепив на этой линии пассажирские суда "Лукомский" и "Капелла";"
...


Большое спасибо Игорю (Igor62) за очень интересное дополнение о катерах "Капелла" и "Пётр Лукомский" (1928) , а также о пригородной линии, существовавшей между Одесским и Ильичёвским портами !

Будем рады, если кто-нибудь вспомнит хоть какие-то подробности, связанные с функционированием той линии и сможет поделиться с нами такими воспоминаниями !
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 10 авг 2016, 13:45

Для взаимосвязи тем о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков

- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1313

- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1322

- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=1282
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение Igor62 26 авг 2016, 15:20

Реклама 1963 года, в которой упомянут катер "Капелла".
Вложения
IMG_0804.jpg
IMG_0804.jpg (101.56 Кб) Просмотров: 10027
Igor62
Пассажир 1-го класса
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 14:14

Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 26 авг 2016, 19:14

Спасибо большое Вам, Игорь !

Очень красивый рисунок ещё бывшего на тот период в будущем, Одесского катера "Аркадия" !
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение Igor62 12 янв 2017, 15:52

Любительская фотография катера "Капелла" у причала (предполагаю-Аркадия).
IMG_1393.JPGа.jpg
IMG_1393.JPGа.jpg (121.81 Кб) Просмотров: 6806
Igor62
Пассажир 1-го класса
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 14:14

Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение yan 13 янв 2017, 02:04

Игорь, спасибо Вам большое за публикацию этой необычной исторической фотографии !

Скорее всего это - не Аркадия. Всё же, старый катерный причал в Аркадии (тот, кот. был до 1978 года) обладал причальными площадками с двух сторон. А этот, на фотографии - односторонний. Также, не может это быть и старый причал в Ланжероне (до 1981 года) - кстати, последний старый катерный причал в Одессе.

Методом исключений предположу, что это, вероятно, в Люстдорфе (Черноморке).
yan
Staff
 
Сообщения: 3987
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Re: Катер "Капелла" (1922), Сочи/Жданов/Одесса

Сообщение Igor62 03 май 2017, 11:46

В результате сравнения с другими фотографиями , в частности http://odessatrolley.com/Ships/Kapella-PL.jpg , смею предположить , что это пирс на 16 ст. Большого Фонтана.п.п. "Золотой берег", по форме светильников освещения, по односторонней низкой причальной площадке.
Igor62
Пассажир 1-го класса
 
Сообщения: 272
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 14:14


Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13