Главная страница | Расписание круизов        

История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Сообщение Коч 01 фев 2014, 00:42

Изображение
История теплохода «Oceanos» часто упоминается в англоязычных источниках как хрестоматийный случай кораблекрушения пассажирского судна. Однако, на русском языке материалов очень мало и Круизник.RU решил исправить досадное упущение, исследовав знаменитую историю неудачного круиза.

Круизное судно «Oceanos»
MTS Oceanos был введен в эксплуатацию в июне 1953 года под именем «Jean Laborde». Теплоход был последним, четвертым по счету, однотипным судном построенным для одной из старейших французских судоходных компаний «Messageries Maritimes» (дата оснований компани -1851 год). Все 4 теплохода-близнеца использовались на линии Марсель-Мадагаскар-Маврикий.

За время эксплуатации «Oceanos» сменил несколько имен: «Mykinai», «Ancona», «Eastern Princess». Последняя регистрация со сменой судовладельца и порта приписки (Пирей, Греция) была в 1976 году.

Изображение

Технические характеристики «Oceanos»
    Tonnage – 14000 GT
    Длина – 153 метра
    Ширина – 20 метров
    Осадка – 7 метров
    Кол-во палуб – 9
    Скорость – 18,5 узлов
    Пассажировместимость – 550 человек
    Экипаж – 250 человек
    Владелец/Оператор – Epiroki Lines
Изображение

Последнее плавание
3 августа 1991 года «Oceanos», за день до катастрофы, «Oceanos» покинул порт Восточный Лондон (East London, ЮАР) и пошел на север в направлении Дурбана. Погодные условия были плохие. Судно столкнулось с ветром в 40 узлов и волнами до 9 метров.

Дирекция круиза приняла решение перенести традиционный «sail-away» музыкальный вечер на палубе под открытым небом в музыкальный салон. Однако, из-за качки, большинство пассажиров теплохода находились в своих каютах.

К вечеру шторм усилился. Официанты с трудом перемещались по ресторану, обслуживая немногочисленных посетителей. По словам очевидцев качка была такой силы, что большинство незакрепленных предметов на судне стало опрокидываться.

Затопление
Примерно в 21.30 пассажиры судна услышали приглушенный хлопок и теплоход потерял тягу. В районе кингстонной коробки машинного отделения началась утечка. Главный механик сообщил капитану судна Янису Авраниосу (Yanis Avranios), что вода поступает в корпус судна и затапливает генераторную. В целях предотвращения короткого замыкания судовые генераторы были заглушены и «Oceanos» лег в свободный дрейф.

Изображение

Уровень воды неуклонно поднимался. Благодаря тому, что обратные клапаны системы судового водоснабжения перестали функционировать вода проникла через пробоину в резервуаре в систему водоснабжения. Из кранов, душей и другой сантехники вода стала поступать в помещения.

Экипаж теплохода впал в панику и пренебрег стандартными процедурами при подобных ситуациях. Тревога не была объявлена и пассажиры пребывали в неведении относительно сложившихся обстоятельств, пока сами не увидели первые признаки затопления на нижних палубах теплохода. На этот момент, по свидетельству многих участников событий, экипаж, включая самого капитана Авраноса, был собран и готов к эвакуации, не проявляя заботу о судьбе пассажиров.

Спасательная операция
Так как не была объявлена общесудовая тревога, несколько пассажиров решили подняться на мостик и выяснить ситуацию на месте. Однако, мостик был пуст. Сигнал SOS был подан Моссом Хиллсом (Moss Hills), который входил в состав команды аниматоров и культурной программы круиза.

Изображение

Военно-морской флот ЮАР, совместно с военно-воздушными силами страны осуществили 7 часовую спасательную операцию. Для эвакуации людей к ближайшим населенным пунктам было задействовано 16 вертолетов (13 принадлежали ВВС ЮАР). Вертолетами с палубы, тонущего «Oceanos» было снято 225 пассажиров и членов экипажа.

В результате спасательной операции в общей сложности были спасены ВСЕ члены экипажа и пассажиры. Всего 571 человек. Общепризнанными героями стали, как ни странно, стали не капитан и рядовые члены экипажа, а команда судового оркестра. Они последними покинули палубу тонущего «Oceanos», до последнего момента координируя эвакуацию на борту тонущего судна.

Изображение

На отсутствие человеческих жертв в таком крупном кораблекрушении повлияли несколько факторов и удачное стечение обстоятельств, а именно:

    Относительная близость береговой линии (5-6 км)
    Активное участие ВМФ и ВВС в спасательной операции
    От начала катастрофы до полного ухода под воду судна прошло порядка 18 часов.

Последние моменты жизни «Oceanos»
4 августа 1991 года, на следующий день после начала катастрофы, примерно в 15.30, «Oceanos» лег на бок, после чего затонул носом вниз. Благодаря телекомпании ABC News появился уникальный репортаж и мы можем видеть последние 15 минут жизни «Oceanos».



Последствия
Капитан Янис Авраниас был обвинен пассажирами в раннем оставлении судна и неоказании им помощи при эвакуации. Авраниас со своей стороны утверждал, что покинул судно одним из первых для того, чтобы координировать спасательную операцию с борта вертолета.

Изображение

Цитата капитана Авранаса по поводу оставления судна:
«Когда я отдаю приказ «покинуть судно» уже не имеет значение в какое время я покину его сам. Покинуть – касается каждого. И если кому то хочется оставаться на борту, они могут это делать».

Комиссия по расследованию обвинила в небрежности капитана теплохода и 4 членов экипажа.

Компания “Epirotiki Lines “за три года в результате морских происшествий потеряла в общей сложности 3 судна (Oceanos, Jupiter, Pegasus).

Мосс Хиллс пережил еще одно кораблекрушение. Он находился на борту теплохода «Achile Lauro». Сейчас супружеская чета Мосса и Трейси Хиллс живут в Великобритании в городе Фримли (Frimley). Мосс работает консультантом, а Трейси владеет ювелирной маркой Tracy Hills. Они создали веб-сайт о гибели теплохода “Oceanos”.

Обломки «Oceanos»
Обломки теплохода лежат на глубине 92 метров в 5 км от берега. Дайверы иногда совершают погружения к судну.

Полезные ссылки и ресурсы о теплоходе “Oceanos”

Аватара пользователя
Коч
Staff
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 16:43


Re: История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Сообщение Коч 01 фев 2014, 00:57

Теперь несколько вопросов, на которые я пока не получил ответа:

1. Можно ли было избежать полного затопления судна?
2. Имелись ли на судах подобного типа клинкетные двери, которые позволили бы сохранить плавучесть?
3. Считать ли поступок и объяснения капитана "в рамках дозволенного" и с точки зрения морского закона, и с точки зрения здравого смысла, и с морально-этической точки зрения?
4. Гибель 3 пассажирских судов в течении 3х лет у компании-оператора теплохода "Oceanos" - это стечение обстоятельств или ....?
5. Геройство Мосса Хиллса и команды аниматоров было необходимым условием спасения всех пассажиров или героями их сделали газеты?
6. Видел ли кто-то репортажи на русском языке в 1991 году об этой катастрофе? *Поищу в архиве ИТАР-ТАСС
Аватара пользователя
Коч
Staff
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 16:43

Re: История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Сообщение yan 02 фев 2014, 02:08

Самвел, очень интересная статья, спасибо Вам большое !

Ещё до совсем недавнего времени, где-то до середины нулевых 2000-х годов, практически на всём Греческом пассажирском флоте: и на круизных лайнерах, и на паромах - царил непорядок. Причём во всём, во всех сферах, являющихся составляющими отрасли.

А, как в таких случаях бывает, когда такой клубок непорядка становится реальностью - то при происходящих авариях отделить одну её составляющую от другой и хоть как-то установить реальную причинно-следственную связь, особенно на участке техника-человек, практически не представляется возможным.

Стоит заметить, что в период, минувший с тех пор, и на ряде других Греческих круизных судах и паромах случались серьёзные происшествия, аварии, пожары, затопления этих судов.

Один из факторов, минимизировавших такие аварии, стал ввод новых сводов требований к конструкциям судов - SOLAS. С тех пор как погиб «Oceanos» их было введено два: "конструкционный" (1997 года) и "противопожарный" (2010). В них не было ничего прямо сказано о таких вещах, которые привели к гибели «Oceanos», но косвенным образом, утяжеляя возможность эксплуатации остававшихся единиц старого флота, благодаря вступлению в силу этих требований, многие эти суда оказались выведенными из эксплуатации, и, собственно, заметно, что число таких гибелей судов, как потерпел «Oceanos» стало ощутимо меньше, чем было, например в 1990-е годы, а если на судах происходят серьёзные аварии или пожары, то это не приводит к их затоплению и гибели людей. При этом гибель "Costa Concordia" можно рассматривать скорее исключением, чем правилом, тем более учитывая сегодняшнее количество круизных лайнеров и их размеры.
yan
Staff
 
Сообщения: 3664
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт

Re: История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Сообщение Маришка 25 фев 2014, 17:27

Вот так и вверяй жизнь таким капитанам. Насколько я знаю, то капитан вообще должен покидать корабль последним. Или это не так?
Маришка
Новый человек на судне
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 20 фев 2014, 22:56

Re: История гибели круизного теплохода "Oceanos"

Сообщение Коч 03 мар 2014, 17:26

Насколько я знаю, то капитан вообще должен покидать корабль последним. Или это не так?


Это морская традиция, но законодательства разных стран по разному определяют действия капитана при неминуемой гибели судна. В некоторых случаях действительно капитану необходимо покинуть судно последним, а в некоторых самое основное это правильная организация эвакуации с борта терпящего действия судна.
Аватара пользователя
Коч
Staff
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 16:43


Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3