Главная страница | Расписание круизов        

Пароход-лесовоз "Хрущёв"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Пароход-лесовоз "Хрущёв"

Сообщение yan 18 июн 2017, 11:24

Юрий Трифонов

Пароход-лесовоз
Балтийского государственного морского пароходства
«ХРУЩЁВ»



SS_Khrustchyov_Foto1.jpg
Пароход «Хрущёв»
SS_Khrustchyov_Foto1.jpg (116.61 Кб) Просмотров: 380

По заказу Акционерного Общества «Совторгфлот» на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде с 1930 года строился стальной одновинтовой средний пароход-лесовоз V серии «ХРУЩЁВ» (строительный № 209). В декабре 1931 года он был спущен на воду и в начале 1934 года передан заказчику.

Судно водоизмещением 5053 т, дедвейтом 3520 т, вместимостью 2325,27 брт имело длину 91,3 м, ширину 13,16 м и осадку 5,62 м. Высота борта 6,90 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 950 л.с. и два огнетрубных цилиндрических котла с обратным ходом пламени обеспечивали скорость хода в 8,0 узлов. Экипаж 32 человека.

После постройки вошел в строй в начале 1934 года и включен в состав Северного управления Всесоюзного объединения морского торгового флота по внутреннему плаванию, а затем Северного управления Государственного морского пароходства. С 9 ноября 1934 года он числился в Северном Государственном морском пароходстве. Порт приписки Архангельск (№ 374).

6 февраля 1936 года пароход «ХРУЩЁВ» прибыл на рейд Пескара в Адриатическом море с углем из Феодосии. Разгрузочные работы продолжались до 10 февраля. Однако ночью на 11 февраля во время шторма сильным шквалом судно с работающей на полный ход машиной потащило на якорях на мелкое место. Сначала оно село кормой на мягкий грунт, затем развернувшись левым бортом к волне, плотно село на грунт всем корпусом. Волны, перекатываясь через палубы, заливали грузовые люки. Трюмы, заполнившись водой, плотно держали пароход на грунте. Это предотвратило повреждения корпуса от наката огромных волн.

Как только шторм стих, экипаж самостоятельно откачал воду из трюмов, а после выгрузки оставшегося угля (1700 т) пароход вновь оказался на плаву. Из-за повреждения руля он не мог самостоятельно продолжить рейс, поэтому 17 февраля на буксире был уведен в Одессу, куда прибыл 28 февраля. После ремонта «ХРУЩЁВ» вновь отправился с грузами на Средиземное море.

SS_Khrustchyov_Foto2.jpg
Пароход «Хрущёв». Порт приписки Архангельск
SS_Khrustchyov_Foto2.jpg (71.31 Кб) Просмотров: 380

В конце 1936 года судно возвратилось после очередного рейса из Ливорно в Одессу. Вскоре на пароход приехал представитель Наркомвода и сообщил: "Товарищи! Вам предстоит рейс в республиканскую Испанию. Вы должны доставить туда важный груз. Нужны только добровольцы". Весь экипаж судна, а был он почти полностью из северян, сразу согласился. Как выяснилось позже, важным грузом оказались автомобили ЗИС-5, танковые и авиационные двигатели. Интересная деталь. Весь груз для конспирации был засыпан чечевицей, которая так и вернулась из рейса в Испанию. По документальному источнику, диспетчерской сводке Северного государственного морского пароходства «ХРУЩЁВ» с 3000-тонным грузом совершил восьмидневный переход из Одессы в Картахену.

SS_Khrustchyov_Foto3.jpg
Останки парохода «Хрущёв»
SS_Khrustchyov_Foto3.jpg (157.62 Кб) Просмотров: 380

SS_Khrustchyov_Foto4.jpg
Останки парохода «Хрущёв»
SS_Khrustchyov_Foto4.jpg (110.98 Кб) Просмотров: 380

Но прежде, со слов матроса Починкова, пароход зашел в республиканский порт Аликанте. «Разгружались по ночам. Через три- четыре дня вся работа была закончена, и мы получили новое задание - следовать в главную военно-морскую базу республики - Картахену. На следующий день капитан П.И. Михов собрал моряков в кают-компании и сообщил: экипажу поручено доставить в Советский Союз важный груз. Погрузку судна производили только своими собственными силами при полной маскировке.

Уходили, со всеми мерами предосторожности. Закрасили название судна и порт приписки, опустили флаг. Потушили все опознавательные огни. Под котлы положили взрывчатку и от нее протянули провода в радиорубку. В случае опасности по сигналу капитана радист парохода Б. Леонтьев должен был включить рубильник. Капитан вел судно сложным курсом, вдали от обычных маршрутов. Так пароход благополучно пришел в Одессу. «Когда пришвартовались, то порт тотчас закрыли, приехала специальная команда и забрала золото. С членов экипажа работники НКВД взяли подписку о неразглашении государственной тайны». Воспоминания матроса Починкова подтверждаются старшим механиком парохода «ХРУЩЁВ» В. Л. Макарьиным - почетным гражданином города Архангельска.

По распоряжению Севцумора приказом по Северному Государственному Морскому пароходству от 15 февраля 1938 года за № 101 пароход «ХРУЩЁВ» с 4 февраля 1938 года был исключен из списков судов СГМП и передан в состав БГМП.

Погиб в 1938 году в результате навигационной ошибки, вылетел на берег в Кольском заливе. Остатки много позже использовались в качестве мишени.


2014 год
yan
Staff
 
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Пароход-лесовоз "Хрущёв"

Сообщение yan 18 июн 2017, 11:53

Большое спасибо Юрию Николаевичу за предоставление для публикации его новой интересной работы о малоизвестном историческом судне !
Последний раз редактировалось yan 18 июн 2017, 22:38, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Корректировка сообщения
yan
Staff
 
Сообщения: 3687
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 13:16
Откуда: Штутгарт


Вернуться в Морские суда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3