yan 19 янв 2008, 17:00
Я решил попробовать обобщитъ наши знания об эпизоде передачи "Александра Пушкина" из Ленинграда во Владивосток, а заодно, по ходу обобщения сделать несколько заключений. Выношу это на общее обсуждение.
Итак, что пока известно.
В июне 1980 года в результате известных политических событий принимается решение о закрытии линии Ленинград - Нью-Йорк. Пассажирский лайнер "Михаил Лермонтов", работавший на этой Трансатлантической линии переводится на другую, Ленинград - Монреаль, которую некоторое последующее время обслуживает вместе с "Александром Пушкиным". Одновременно оба судна на линии находятся редко, они чередуясь, сменяют на ней друг-друга; в то время как одно судно совершает рейсы на Монреаль, другое - круизы, в основном с иностранными туристами. В этот период, вероятно, Балтийское Морское Пароходство ещё надеялось на восстановление линии Ленинград - Нью-Йорк, поэтому вся инфраструктура, связанная с "Михаилом Лермонтовым" как линейным пассажирским судном держалась на готове для возобновления прерванных рейсов в Нью-Йорк.
Однако, в течении последующих полутора лет становилось всё более ясно, что рейсы в Нью-Йорк уже не возобновятся, а исходя из требований современного рынка для успешного проведения круизов требовалось именно круизное судно. Кроме того, линия Ленинград - Монреаль не была перспективной, и с работой на ней могло справиться и одно судно. Было принято решение о том, что одно из двух судов должно быть перестроено к чисто-круизному судну. Учитывая то обстоятельство, что по ряду причин в лучшем техническом состоянии и более технически оснащённым современными навигационными средствами был "Михаил Лермонтов", было принято решение о снятии этого судна с пассажирской линии, и переоборудовании его к круизному судну.
Во второй половине 1981 года пассажирский лайнер Балтийского Морского Пароходства "Михаил Лермонтов" совершил свой последний линейный рейс на линии Ленинград - Монреаль. С 6 января по 21 мая 1982 года это судно прошло модернизацию и перестройку к чисто-круизному на судоверфи "Lloyd Werft" в Бремерхафене (ФРГ). К слову сказать, после завершения этого ремонта "Михаил Лермоонтов" становится одним из самых комфортабельных Советских круизных лайнеров. Стоимость ремонта составила 39 Миллионов Марок ФРГ. Скорее всего, этот дорогой ремонт оплачивался именно Балтийском Морским Пароходством, а не Министерством Морского Флота СССР.
После завершения ремонта "Михаил Лермонтов" стал совершать круизы для туристов из Великобритании и Австралии под фрахтом фирмы „CTC“.
С 1982 года на линии Ленинград - Монреаль "Александр Пушкин" оставался один. Так продолжалось до завершения летнего сезона 1984 года. Постепенно, линия Ленинград - Монреаль становилась всё менее рентабельной, в поддержании рейсов по ней уже не было необходимости ни практической ни политической, и было принято решение о её закрытии.
К слову, тому периоду вообще характерны закрытия ряда пассажирских линий:
1984 год - последние рейсы по линии Ленинград – Монреаль;
1985 год - последние рейсы по линии Одесса – Венеция;
1986 год - последние рейсы по линии Одесса – Марсель;
1986 год - последние рейсы по линии Ленинград – Лондон (эта линия была однако закрыта из-за списания судна "Балтика" и отсутствия необходимого приемлимого для работы на такой линии судна);
1987 год - последние рейсы по линии Одесса – Жданов – Батуми.
В конце летнего сезона 1984 года пассажирский лайнер Балтийского Морского Пароходства "Александр Пушкин" совершил последний рейс на линии Ленинград – Монреаль, и эта линия была закрыта; во второй половине 1984 года лайнер "Александр Пушкин" остался "без работы", для приспособления его к круизному рынку ему требовался ремонт даже большей дороговизны, чем прошёл "Михаил Лермонтов" в первой половине 1982 года. Таких средств в Балтийском Морском Пароходстве, по всей вероятности, уже не было. Одновременно с этим к этому времени по различным причинам Дальневосточное Морское Пароходство остаётся без единого крупного пассажирского судна. По официальной версии таковое требовалось для работы на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Кроме того, не исключено и то, что на Дальнем Востоке СССР требовалось содержание на постоянной основе крупного пассажирского судна, которое в любой момент могло быть конвертировано в военно-транспортное с задачами, например, доставки войск во Вьетнам (который, кстати в те годы имел военную поддержку со стороны СССР ). И таким образом взоры сторон упали на "Александр Пушкин", находившийся в тот период времени на "перепутье дорог", и было принято решение о передаче его во Владивосток.
Таким образом, во второй половине 1984 года "Александр Пушкин" был переведен из Балтийского в Дальневосточное Морское Пароходство, а портом приписки судна стал Владивосток. В 1985 году ряд печатных средств массовой информации СССР сообщил о том, что "Александр Пушкин" был передан на Дальний Восток.