Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.
Добавлено: 13 апр 2017, 19:51
ПАРОВЫЕ БУКСИРЫ БОП-ва, ПОЛУЧЕННЫЕ ПО ПРОГРАММЕ SOTEVA ( 1944 -1952 г.г.)

Буксирный пароход "КЕМЬ", построен в мае 1945 года и в счет военных репараций поставлен Беломорско-Онежскому пароходству в сентябре 1945 года.
Девятнадцатого сентября 1944 года Финляндия подписала договор о перемирии с СССР. Статья 11 этого договора предусматривала " компенсировать СССР потери, вызванные военными действиями и оккупацией советской территории в размере 300 млн. долларов. Из общей стоимости поставок на новые суда приходилось более 20 процентов. Координатором поставок стала назначенная государством Делегация, сокращенно называемая SOTEVA.
В строительстве репарационного флота участвовали :
1. Концерн А/О "Вяртсиля". Верфь "Крейтон-Вулкан". 30 морских буксиров пр.854, три теплохода грузоподъемностью 3000 т., 9 грузовых пароходов (3200 т.), 24 баржи ( 3000 т.),
2. Концерн А/О "Вяртсиля". Верфь в Хиеталахти. 20 морских буксиров мощностью 600 л.с.,19 барж ( 2000 т), 2 моских парохода ( 2000 т.)
3. А/О "А. Альстрём". Заводы в Варкаусе. 17 озерных и речных буксиров ( 400 л.с.) и 16 речных буксиров ( 150 л.с.)
4.А/О "Энсо Гутцайт".Верфь в Савонлинна строила вместе с заводом в Варкаусе 10 озерных и речных буксиров мощностью по 400 л.с. Достраивали их в Котка.
5. А/О "Руона". Три морских буксира по 500 л.с. и 9 речных буксиров мощностью 500 л.с. ( 2х 250 )
6.. А/О "Валмет". Верфь в Пансио. 18 композитных барж ( 1000 т.), 6 озерных барж по 2000 т., 34 речных буксира мощностью по 150 л.с.
7. А/О "Валмет. Верфь в Хельсинки. 10 морских траулеров ( 800 л.с. ) и 3 морские баржи ( 3000 т ).
8. А/О "Лайватеоллисуус". 45 деревянных шхун ( 300 т), один композитный паром ( 1000 т), одна немагнитная шхуна и 9 композитных траулеров.
9.А/О "Ф.В.Холлминг" Город Раума. 34 деревянные шхуны ( 300 т) и композитная баржа ( 1000 т), 15 композитных траулеров.
10.. А/О "Август Эклеф".Верфь в Хамари. Семь деревянных шхун ( 300 т)
11.А/О."Раума-Рахе". Верфь Раума. Морская баржа ( 3000 т), 44 композитные баржи ( 1000 т), 3 морские баржи ( 3000 т), 10 композитных траулеров.
12. А/О "Валкон Лайва". Построила 63 композитных баржи ( 1000 тонн) и 4 деревянных шхуны (300 тонн)
13. А/О "Верфь и мех.цех в Уусикаупунки. 21 композитная баржа ( 1000 тонн ) и 12 композитных траулеров.
14. А/О "Репосаарен Конепая". 25 композитных барж ( 1000 тонн ) и 11 композитных траулеров.
15. А/О "Тельян Техаат". Город Пори. 10 композитных траулеров.
Здесь даны только построенные верфями суда. Иная продукция не упоминается. Более подробно информацию о построенных в Финляндии судах, машинах и оборудовании можно получить из издания " SUOMEN SOTAKORVAUKSET 1944 - 1952 " Автор Юкка Вестеринен. Alfamer 2012.
За время войны флот Беломорско-Онежского пароходства сократился вдвое: в навигацию 1947 года в пароходстве было 8 грузо-пассажирских судов:
1. Пароход "Урицкий"
2. Пароход "Роза Люксембург"
3. Пароход "Карл Маркс"
4. Пароход "Андрей Жданов"
5. Пароход "Володарский"
6. Пароход "Джамбул"
7. Пароход "Вересаев"
8. Пароход "Лесной"
И несколько небольших судов, работающих на местных линиях.
Остро не хватало сухогрузного и буксирного флота. И если поставки пассажирских судов из Финляндии не производились, основное ядро более мощных, чем "Ижорцы" морских и озерных буксиров пароходство получило из соседней страны, компенсировавшей через программу SOTEVA, нанесенный во время войны ущерб.
В короткие сроки были получены буксиры:
I. Тип "Одесса", верфь А/О Руона в Раахе- озерные буксиры мощностью 500 л.с. Главные размерения 39,09 Х 8,5 Х 3,5, осадка - 2,3 м. Водоизмещение 421 тонна.

Буксирный теплоход "ИГАРКА" после модернизации.
1. Буксирный пароход "ИГАРКА" передан пароходству 30.07. 1949 года. Работал до начала 1960-х на Белом море. Затем переведен в Петрозаводск и работал на Онежском озере до 1977 года, когда беломорский буксир-спасатель "Титан" был выведен из эксплуатации и буксирный теплоход "Игарка" ( переоборудован в теплоход в 1972 году) переведен в морской порт Беломорск в качестве буксира - спасателя. Буксирный теплоход "Игарка" работал в Беломорске до 1986 года, после чего был выведен из эксплуатации и разделан на металл в Беломорском морском порту.

Экипаж буксирного теплохода "НАРЬЯН-МАР". 1970-е годы.Справа ( в фуражке) -капитан А.И.МЕНЬКОВ, за ним слева- старший механик Н.М.ПЕТРОВ, сидит второй справа- моторист Борис КАШПЕРУК, стоит ( в тельняшке) - матрос первого класса Владимир ПРОТОПОПОВ. Снимок из альбома "Беломорско-Онежскому пароходству - 25 лет". 1965 год.
2. Буксирный пароход " НАРЬЯН -МАР" получен пароходством в мае 1950 года. Работал на Белом море, затем в начале 1960-х переведен на Онежское озеро. В 1963 году переоборудован в теплоход. В 1986 году на Петрозаводском ССЗ переоборудован в учебно-тренировочное судно Петрозаводского речного училища.
Газета "Водный транспорт" от 01 мая 1986 года опубликовала материал о теплоходе "Нарьян - Мар": "НА ИСПЫТАНИЯХ - НОВИНКА."
"Небольшой буксирный теплоход "НАРЬЯН-МАР" год назад распрощался с переменчивыми волнами Онежского озера, отслужив в Петрозаводском порту верой и правдой не один десяток лет. Но после этого он не был списан на металлолом. Более того, сейчас судно, сверкая свеженькой краской, производит впечатление готового к долгой работе новичка.
Он действительно новичок. Носит другое имя, но главное - имеет другую профессию.
... Пожар на теплоходе начался в тот самый момент, когда экипаж собрался в кают-компании побеседовать с капитаном. Огонь взметнулся ярким факелом, пополз по переборкам, в считаные минуты заполнив все пространство отсека едким удушливым дымом. "Общесудовая пожарная тревога", - прозвучал четкий голос по рации. Никто из экипажа не растерялся. Через две-три минуты команда облачилась в костюмы пожарных. И вот уже герметизирован отсек, отключено электроосвещение и моряки пропали в дыме. Мощной струей пены окуталась "загоревшаяся" переборка, загудели дымоотсосы. Члены экипажа действовали слаженно, четко, стремились как можно быстрее ликвидировать пожар и, естественно, немного волновались. Только капитан не проявлял никакой тревоги. Подобных "загораний" будет теперь на его учебно-тренировочном судне по несколько в неделю. Для того, чтобы все экипажи Беломорско-Онежского пароходства смогли на опыте , в деле почувствовать себя в ситуации, которая вполне может иметь место на обычном судне в море.
- О том, чтобы создать на Онего теплоход-тренажер по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судна, мы стали думать еще в 1980 году, когда широко вышли на морские просторы, - рассказывает капитан судна Г.СУХАНОВ. - В связи с вступлением СССР в Конвенцию по морскому праву, каждому экипажу необходимо пройти такой курс. Не скрою, было нелегко не только убедить инстанции, но и сформировать экипаж судна, найти инструкторов. К счастью, подобрались настоящие энтузиасты. И вот, в начале прошлого года своими силами мы аккуратно разобрали старый "Нарьян-Мар", оставив только коробку. На месте бывших кают и других помещений судна спланировали особый тренировочный отсек, где в любой момент мог вспыхнуть "пожар", который в считанные минуты предстоит потушить команде, пришедшей на занятия. Причем, соблюдая все правила действий в подобных условиях.
На УТС не только учат бороться с пожаром, но и преподают навыки борьбы с водой.
Мы с капитаном Г. Сухановым стояли у правого борта трюма, когда отчетливо послышался шум воды, ворвавшейся в корпус судна. Она рвалась к ногам сразу из трех пробоин в обшивке, с днища и бортов, быстро стала прибывать. Признаться, при виде всего этого действительно может стать несколько не по себе.И можно понять моряков, о которых говорил основоположник теории непотопляемости корабля адмирал С.О.Макаров: "Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык.... С другой стороны, нельзя требовать от человека, чтобы он знал те приемы, которым его не учили, поэтому неестественно, чтобы люди умели быстро заделывать пробоины, если они никогда пробоины не видели."
Тем временем члены команды, облачившиеся в водоотталкивающие костюмы, быстро, но не суетно, отрабатывали навыки использования пластырей, матов, средств подкрепления переборок. Вскоре поток воды прекратился, трещины были надежно заделаны, можно было отключать воду.
После окончания занятий осматриваем теплоход. На первый взляд, он ничем не отличается от обычного буксирного судна. НО вместо тесных кают -просторные классные комнаты, во многих местах сняты переборки, и почти во всю длину теплохода установлен металлический мостик, с которого хорошо видны и "пожар", и "пробоины". Интересны документы, плакаты, посвященные борьбе за живучесть судна. Вот, к примеру,один из них:" И дабы для лучшего предостережения страха огненного и зажжения, которые на кораблях учиниться могут,..никому не надлежит табаку нигде курить".
-Это инструкция 18 века, сочиненная Петром Первым. Написана она старинной вязью, а вскоре, - добавляет капитан, - будет выжжена на дереве. Так что внутренняя отделка станет еще внушительнее.
На УТС уже прошли первые занятия."
Н. МОРОЗОВА. Петрозаводск.
В центре внимания → Украли и распилили: как будущие моряки остались без тренировочного судна
от Губернiя Daily | 13/02/2013 |

В некрасивой истории оказался замешан Александр Войтехович, директор бывшего Петрозаводского речного училища (сейчас оно красиво именуется Беломорско-Онежским филиалом Санкт-Петербургского госуниверситета водных коммуникаций). Его подозревают в причастности к краже госсобственности. Речь идет об исчезновении учебно-тренировочного судна «Нарьян-Мар», которое десятки лет находилось на балансе училища. Не одно поколение курсантов отрабатывало на нем необходимые морякам навыки. Курсантов на практике учили, как, к примеру, вести себя в случае возникновения пожара на судне... Судно было да сплыло. Его распилили..
Металлолом
С годами тренировочное судно пришло в негодность. Его отбуксировали на стоянку, расположенную на судостроительном заводе «Авангард». Через какое-то время «Нарьян-Мар» наполовину затонул.

Понятно, что в таком виде судно было бесполезным, поэтому встал вопрос о том, что же делать с ним дальше. Возможных вариантов оказалось всего два: либо утилизировать, либо проводить капитальный ремонт и восстанавливать. Несмотря на то, что тренировочное судно относится к федеральной собственности, денег на его ремонт выделять не спешили. Тогда-то Александр Войтехович и решил, что от «Нарьян-Мара» куда проще будет просто избавиться – утилизировать его.
В принципе, ничего особенного в этом решении нет, если все делать по закону. Существует даже специальное постановление российского правительства, в котором четко расписана процедура утилизации федеральной собственности. Процесс небыстрый: пока все документы подготовишь, пока конкурс на утилизацию объявишь и проведешь. Так не один год может продолжаться.
Как нам известно из достоверных источников, к затонувшему судну давно присматривался предприниматель – хозяин той самой стоянки, где пришвартовали «Нарьян-Мар». Какой прок может быть от старой посудины? Ну, например, если распилить судно и сдать на металлолом, то можно получить неплохую прибыль. Примерно 3 миллиона – так, по крайней мере, казалось навскидку.
Есть версия, что подобными соображениями бизнесмен мог поделиться с директором училища. Факт остается фактом: вскоре судно исчезло.
Корабль-призрак
Поговаривают, многие сотрудники училища знали, что судно пилят, но пойти против руководства боялись. Более того, в утилизации судна принимали участие даже… курсанты училища с «хвостами» по учебе. Молодые лишних вопросов не задавали, думали, что все происходящее – законно.
В начале 2012 года «Нарьян-Мар» перестал существовать. От тренировочного судна осталась только корма, которая до сих пор лежит на «Авангарде». Войтехович тем временем постепенно оформлял бумаги, необходимые для того, чтобы утилизировать «Нарьян-Мар» по закону. Он заключил с предпринимателем, хозяином той самой стоянки, где раньше стоял «Нарьян-Мар, очередной договор на стоянку судна. И даже собирался перечислить около 150 тысяч бюджетных рублей, хотя к тому времени от судна сохранилась лишь корма, которой стоянка точно не требовалась.
Более того, «корабль-призрак» дважды проходил оценку. Каким образом оценщик изучал и оценивал его – отдельный вопрос. Но почти 200 тысяч рублей, выделенных из федерального бюджета, он за работу получил.
Проверка нагрянула
В общем, все было хорошо. Но неожиданно в училище нагрянули ревизоры. Они попросили Войтеховича предъявить судно, которое по бумагам числилось на балансе филиала. Предъявлять оказалось нечего. Директор училища написал в Транспортную полицию Петрозаводска заявление, в котором сообщил, что судно… украли! Казалось бы, такое трудно даже представить. Не машина ведь и не велосипед. Как можно украсть судно, но «забыть» забрать корму? Однако Войтехович и сейчас настаивает на этой версии и уверяет, что за судном у него присматривал специальный человек. А сам он якобы даже не бывал на «Авангарде», где «Нарьян-Мар» стоял на приколе, потому и не заметил его исчезновения.
Предприниматель, с которым был заключен договор на стоянку судна, вдруг превратился в главного подозреваемого. Ведь выходило, что это именно он втихаря утилизировал судно. А директор вроде бы и ни при чем.
– Для нас случившееся стало настоящим шоком, – рассказывает Андрей Высоцкий, непосредственно занимавшийся подъемом и распилом затонувшего судна. – С Войтеховичем общался и договаривался мой партнер, он же занимался оформлением бумаг, а на мне была вся техническая сторона работ. Откровенно говоря, у меня и мысли не возникало, что то, чем я занимаюсь, может быть незаконно. С Войтеховичем мы подписали официальный договор. О том, что это федеральная собственность и, чтобы ее утилизировать, нужно выиграть конкурс, я понятия не имел. С самим Войтеховичем встречался всего один раз. Перед тем как начать подъем судна, я еще раз захотел убедиться, что все в порядке. Тогда мой партнер организовал нам встречу с Войтеховичем в речном училище. Насколько я понял, директор опасался, что его питерское начальство узнает о том, что судно затонуло, поэтому и хотел от него как можно быстрее избавиться. О том, что ему за это какие-то деньги обещали, мне ничего не известно. Но вместо заявленных 300 с небольшим тонн черного металла в судне оказалось только 210 тонн. Поэтому мы не только никакой прибыли не получили, но и в минус ушли. Мы же на водолазов, на кран подъемный потратились, на вывоз мусора, оставшегося после разборки судна, и еще на разные необходимые в таких случаях вещи – это все очень дорого обошлось. А потом вдруг появляется это заявление от Войтеховича. И он отказывается от подписанного им же договора и начинает уверять полицию, что мы втайне от него незаконно распилили судно.
Буксирный пароход "КЕМЬ", построен в мае 1945 года и в счет военных репараций поставлен Беломорско-Онежскому пароходству в сентябре 1945 года.
Девятнадцатого сентября 1944 года Финляндия подписала договор о перемирии с СССР. Статья 11 этого договора предусматривала " компенсировать СССР потери, вызванные военными действиями и оккупацией советской территории в размере 300 млн. долларов. Из общей стоимости поставок на новые суда приходилось более 20 процентов. Координатором поставок стала назначенная государством Делегация, сокращенно называемая SOTEVA.
В строительстве репарационного флота участвовали :
1. Концерн А/О "Вяртсиля". Верфь "Крейтон-Вулкан". 30 морских буксиров пр.854, три теплохода грузоподъемностью 3000 т., 9 грузовых пароходов (3200 т.), 24 баржи ( 3000 т.),
2. Концерн А/О "Вяртсиля". Верфь в Хиеталахти. 20 морских буксиров мощностью 600 л.с.,19 барж ( 2000 т), 2 моских парохода ( 2000 т.)
3. А/О "А. Альстрём". Заводы в Варкаусе. 17 озерных и речных буксиров ( 400 л.с.) и 16 речных буксиров ( 150 л.с.)
4.А/О "Энсо Гутцайт".Верфь в Савонлинна строила вместе с заводом в Варкаусе 10 озерных и речных буксиров мощностью по 400 л.с. Достраивали их в Котка.
5. А/О "Руона". Три морских буксира по 500 л.с. и 9 речных буксиров мощностью 500 л.с. ( 2х 250 )
6.. А/О "Валмет". Верфь в Пансио. 18 композитных барж ( 1000 т.), 6 озерных барж по 2000 т., 34 речных буксира мощностью по 150 л.с.
7. А/О "Валмет. Верфь в Хельсинки. 10 морских траулеров ( 800 л.с. ) и 3 морские баржи ( 3000 т ).
8. А/О "Лайватеоллисуус". 45 деревянных шхун ( 300 т), один композитный паром ( 1000 т), одна немагнитная шхуна и 9 композитных траулеров.
9.А/О "Ф.В.Холлминг" Город Раума. 34 деревянные шхуны ( 300 т) и композитная баржа ( 1000 т), 15 композитных траулеров.
10.. А/О "Август Эклеф".Верфь в Хамари. Семь деревянных шхун ( 300 т)
11.А/О."Раума-Рахе". Верфь Раума. Морская баржа ( 3000 т), 44 композитные баржи ( 1000 т), 3 морские баржи ( 3000 т), 10 композитных траулеров.
12. А/О "Валкон Лайва". Построила 63 композитных баржи ( 1000 тонн) и 4 деревянных шхуны (300 тонн)
13. А/О "Верфь и мех.цех в Уусикаупунки. 21 композитная баржа ( 1000 тонн ) и 12 композитных траулеров.
14. А/О "Репосаарен Конепая". 25 композитных барж ( 1000 тонн ) и 11 композитных траулеров.
15. А/О "Тельян Техаат". Город Пори. 10 композитных траулеров.
Здесь даны только построенные верфями суда. Иная продукция не упоминается. Более подробно информацию о построенных в Финляндии судах, машинах и оборудовании можно получить из издания " SUOMEN SOTAKORVAUKSET 1944 - 1952 " Автор Юкка Вестеринен. Alfamer 2012.
За время войны флот Беломорско-Онежского пароходства сократился вдвое: в навигацию 1947 года в пароходстве было 8 грузо-пассажирских судов:
1. Пароход "Урицкий"
2. Пароход "Роза Люксембург"
3. Пароход "Карл Маркс"
4. Пароход "Андрей Жданов"
5. Пароход "Володарский"
6. Пароход "Джамбул"
7. Пароход "Вересаев"
8. Пароход "Лесной"
И несколько небольших судов, работающих на местных линиях.
Остро не хватало сухогрузного и буксирного флота. И если поставки пассажирских судов из Финляндии не производились, основное ядро более мощных, чем "Ижорцы" морских и озерных буксиров пароходство получило из соседней страны, компенсировавшей через программу SOTEVA, нанесенный во время войны ущерб.
В короткие сроки были получены буксиры:
I. Тип "Одесса", верфь А/О Руона в Раахе- озерные буксиры мощностью 500 л.с. Главные размерения 39,09 Х 8,5 Х 3,5, осадка - 2,3 м. Водоизмещение 421 тонна.
Буксирный теплоход "ИГАРКА" после модернизации.
1. Буксирный пароход "ИГАРКА" передан пароходству 30.07. 1949 года. Работал до начала 1960-х на Белом море. Затем переведен в Петрозаводск и работал на Онежском озере до 1977 года, когда беломорский буксир-спасатель "Титан" был выведен из эксплуатации и буксирный теплоход "Игарка" ( переоборудован в теплоход в 1972 году) переведен в морской порт Беломорск в качестве буксира - спасателя. Буксирный теплоход "Игарка" работал в Беломорске до 1986 года, после чего был выведен из эксплуатации и разделан на металл в Беломорском морском порту.
Экипаж буксирного теплохода "НАРЬЯН-МАР". 1970-е годы.Справа ( в фуражке) -капитан А.И.МЕНЬКОВ, за ним слева- старший механик Н.М.ПЕТРОВ, сидит второй справа- моторист Борис КАШПЕРУК, стоит ( в тельняшке) - матрос первого класса Владимир ПРОТОПОПОВ. Снимок из альбома "Беломорско-Онежскому пароходству - 25 лет". 1965 год.
2. Буксирный пароход " НАРЬЯН -МАР" получен пароходством в мае 1950 года. Работал на Белом море, затем в начале 1960-х переведен на Онежское озеро. В 1963 году переоборудован в теплоход. В 1986 году на Петрозаводском ССЗ переоборудован в учебно-тренировочное судно Петрозаводского речного училища.
Газета "Водный транспорт" от 01 мая 1986 года опубликовала материал о теплоходе "Нарьян - Мар": "НА ИСПЫТАНИЯХ - НОВИНКА."
"Небольшой буксирный теплоход "НАРЬЯН-МАР" год назад распрощался с переменчивыми волнами Онежского озера, отслужив в Петрозаводском порту верой и правдой не один десяток лет. Но после этого он не был списан на металлолом. Более того, сейчас судно, сверкая свеженькой краской, производит впечатление готового к долгой работе новичка.
Он действительно новичок. Носит другое имя, но главное - имеет другую профессию.
... Пожар на теплоходе начался в тот самый момент, когда экипаж собрался в кают-компании побеседовать с капитаном. Огонь взметнулся ярким факелом, пополз по переборкам, в считаные минуты заполнив все пространство отсека едким удушливым дымом. "Общесудовая пожарная тревога", - прозвучал четкий голос по рации. Никто из экипажа не растерялся. Через две-три минуты команда облачилась в костюмы пожарных. И вот уже герметизирован отсек, отключено электроосвещение и моряки пропали в дыме. Мощной струей пены окуталась "загоревшаяся" переборка, загудели дымоотсосы. Члены экипажа действовали слаженно, четко, стремились как можно быстрее ликвидировать пожар и, естественно, немного волновались. Только капитан не проявлял никакой тревоги. Подобных "загораний" будет теперь на его учебно-тренировочном судне по несколько в неделю. Для того, чтобы все экипажи Беломорско-Онежского пароходства смогли на опыте , в деле почувствовать себя в ситуации, которая вполне может иметь место на обычном судне в море.
- О том, чтобы создать на Онего теплоход-тренажер по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судна, мы стали думать еще в 1980 году, когда широко вышли на морские просторы, - рассказывает капитан судна Г.СУХАНОВ. - В связи с вступлением СССР в Конвенцию по морскому праву, каждому экипажу необходимо пройти такой курс. Не скрою, было нелегко не только убедить инстанции, но и сформировать экипаж судна, найти инструкторов. К счастью, подобрались настоящие энтузиасты. И вот, в начале прошлого года своими силами мы аккуратно разобрали старый "Нарьян-Мар", оставив только коробку. На месте бывших кают и других помещений судна спланировали особый тренировочный отсек, где в любой момент мог вспыхнуть "пожар", который в считанные минуты предстоит потушить команде, пришедшей на занятия. Причем, соблюдая все правила действий в подобных условиях.
На УТС не только учат бороться с пожаром, но и преподают навыки борьбы с водой.
Мы с капитаном Г. Сухановым стояли у правого борта трюма, когда отчетливо послышался шум воды, ворвавшейся в корпус судна. Она рвалась к ногам сразу из трех пробоин в обшивке, с днища и бортов, быстро стала прибывать. Признаться, при виде всего этого действительно может стать несколько не по себе.И можно понять моряков, о которых говорил основоположник теории непотопляемости корабля адмирал С.О.Макаров: "Человек так создан, что он пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома, но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык.... С другой стороны, нельзя требовать от человека, чтобы он знал те приемы, которым его не учили, поэтому неестественно, чтобы люди умели быстро заделывать пробоины, если они никогда пробоины не видели."
Тем временем члены команды, облачившиеся в водоотталкивающие костюмы, быстро, но не суетно, отрабатывали навыки использования пластырей, матов, средств подкрепления переборок. Вскоре поток воды прекратился, трещины были надежно заделаны, можно было отключать воду.
После окончания занятий осматриваем теплоход. На первый взляд, он ничем не отличается от обычного буксирного судна. НО вместо тесных кают -просторные классные комнаты, во многих местах сняты переборки, и почти во всю длину теплохода установлен металлический мостик, с которого хорошо видны и "пожар", и "пробоины". Интересны документы, плакаты, посвященные борьбе за живучесть судна. Вот, к примеру,один из них:" И дабы для лучшего предостережения страха огненного и зажжения, которые на кораблях учиниться могут,..никому не надлежит табаку нигде курить".
-Это инструкция 18 века, сочиненная Петром Первым. Написана она старинной вязью, а вскоре, - добавляет капитан, - будет выжжена на дереве. Так что внутренняя отделка станет еще внушительнее.
На УТС уже прошли первые занятия."
Н. МОРОЗОВА. Петрозаводск.
В центре внимания → Украли и распилили: как будущие моряки остались без тренировочного судна
от Губернiя Daily | 13/02/2013 |
В некрасивой истории оказался замешан Александр Войтехович, директор бывшего Петрозаводского речного училища (сейчас оно красиво именуется Беломорско-Онежским филиалом Санкт-Петербургского госуниверситета водных коммуникаций). Его подозревают в причастности к краже госсобственности. Речь идет об исчезновении учебно-тренировочного судна «Нарьян-Мар», которое десятки лет находилось на балансе училища. Не одно поколение курсантов отрабатывало на нем необходимые морякам навыки. Курсантов на практике учили, как, к примеру, вести себя в случае возникновения пожара на судне... Судно было да сплыло. Его распилили..
Металлолом
С годами тренировочное судно пришло в негодность. Его отбуксировали на стоянку, расположенную на судостроительном заводе «Авангард». Через какое-то время «Нарьян-Мар» наполовину затонул.
Понятно, что в таком виде судно было бесполезным, поэтому встал вопрос о том, что же делать с ним дальше. Возможных вариантов оказалось всего два: либо утилизировать, либо проводить капитальный ремонт и восстанавливать. Несмотря на то, что тренировочное судно относится к федеральной собственности, денег на его ремонт выделять не спешили. Тогда-то Александр Войтехович и решил, что от «Нарьян-Мара» куда проще будет просто избавиться – утилизировать его.
В принципе, ничего особенного в этом решении нет, если все делать по закону. Существует даже специальное постановление российского правительства, в котором четко расписана процедура утилизации федеральной собственности. Процесс небыстрый: пока все документы подготовишь, пока конкурс на утилизацию объявишь и проведешь. Так не один год может продолжаться.
Как нам известно из достоверных источников, к затонувшему судну давно присматривался предприниматель – хозяин той самой стоянки, где пришвартовали «Нарьян-Мар». Какой прок может быть от старой посудины? Ну, например, если распилить судно и сдать на металлолом, то можно получить неплохую прибыль. Примерно 3 миллиона – так, по крайней мере, казалось навскидку.
Есть версия, что подобными соображениями бизнесмен мог поделиться с директором училища. Факт остается фактом: вскоре судно исчезло.
Корабль-призрак
Поговаривают, многие сотрудники училища знали, что судно пилят, но пойти против руководства боялись. Более того, в утилизации судна принимали участие даже… курсанты училища с «хвостами» по учебе. Молодые лишних вопросов не задавали, думали, что все происходящее – законно.
В начале 2012 года «Нарьян-Мар» перестал существовать. От тренировочного судна осталась только корма, которая до сих пор лежит на «Авангарде». Войтехович тем временем постепенно оформлял бумаги, необходимые для того, чтобы утилизировать «Нарьян-Мар» по закону. Он заключил с предпринимателем, хозяином той самой стоянки, где раньше стоял «Нарьян-Мар, очередной договор на стоянку судна. И даже собирался перечислить около 150 тысяч бюджетных рублей, хотя к тому времени от судна сохранилась лишь корма, которой стоянка точно не требовалась.
Более того, «корабль-призрак» дважды проходил оценку. Каким образом оценщик изучал и оценивал его – отдельный вопрос. Но почти 200 тысяч рублей, выделенных из федерального бюджета, он за работу получил.
Проверка нагрянула
В общем, все было хорошо. Но неожиданно в училище нагрянули ревизоры. Они попросили Войтеховича предъявить судно, которое по бумагам числилось на балансе филиала. Предъявлять оказалось нечего. Директор училища написал в Транспортную полицию Петрозаводска заявление, в котором сообщил, что судно… украли! Казалось бы, такое трудно даже представить. Не машина ведь и не велосипед. Как можно украсть судно, но «забыть» забрать корму? Однако Войтехович и сейчас настаивает на этой версии и уверяет, что за судном у него присматривал специальный человек. А сам он якобы даже не бывал на «Авангарде», где «Нарьян-Мар» стоял на приколе, потому и не заметил его исчезновения.
Предприниматель, с которым был заключен договор на стоянку судна, вдруг превратился в главного подозреваемого. Ведь выходило, что это именно он втихаря утилизировал судно. А директор вроде бы и ни при чем.
– Для нас случившееся стало настоящим шоком, – рассказывает Андрей Высоцкий, непосредственно занимавшийся подъемом и распилом затонувшего судна. – С Войтеховичем общался и договаривался мой партнер, он же занимался оформлением бумаг, а на мне была вся техническая сторона работ. Откровенно говоря, у меня и мысли не возникало, что то, чем я занимаюсь, может быть незаконно. С Войтеховичем мы подписали официальный договор. О том, что это федеральная собственность и, чтобы ее утилизировать, нужно выиграть конкурс, я понятия не имел. С самим Войтеховичем встречался всего один раз. Перед тем как начать подъем судна, я еще раз захотел убедиться, что все в порядке. Тогда мой партнер организовал нам встречу с Войтеховичем в речном училище. Насколько я понял, директор опасался, что его питерское начальство узнает о том, что судно затонуло, поэтому и хотел от него как можно быстрее избавиться. О том, что ему за это какие-то деньги обещали, мне ничего не известно. Но вместо заявленных 300 с небольшим тонн черного металла в судне оказалось только 210 тонн. Поэтому мы не только никакой прибыли не получили, но и в минус ушли. Мы же на водолазов, на кран подъемный потратились, на вывоз мусора, оставшегося после разборки судна, и еще на разные необходимые в таких случаях вещи – это все очень дорого обошлось. А потом вдруг появляется это заявление от Войтеховича. И он отказывается от подписанного им же договора и начинает уверять полицию, что мы втайне от него незаконно распилили судно.