Главная страница | Расписание круизов        

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta 03 авг 2018, 16:01

Стас Литвинов. Поминки пароходства.

Изображение


- Антоныч! – голос в телефонной трубке принадлежал моему старому товарищу и коллеге, - Привет, дорогой!
- Рад тебя слышать, Петрович! – отозвался я на бодрый голос друга. - Как живём-можем?
- Да живём-то нормально, а вот насчёт «можем», так это осталось в прошлом, – честно признался он. – Есть новость.
- Слушаю тебя внимательно, – заверил я.
- Так вот, в этом году День работников Морского и Речного флота отмечаем 1-го июля и в этот день наши энтузиасты будут открывать мемориальную Доску на здании Управления пароходства, - начал Петрович делиться новостью. - Я передаю тебе приглашение принять участие в церемонии. Как смотришь на это?
- А что за «мемориальная Доска»? - полюбопытствовал я.
- Ты же знаешь, что здание Управления долгое время пустовало, было бесхозным, но охранялось. Сейчас кто-то его купил. По нашей просьбе новый хозяин дал своё согласие на установку памятной Доски, мол, в этом здании было в своё время пароходство. Её установка и текст согласованы с городскими властями и Главным Архитектором, - пояснил Петрович.
- Всё понял. Обязательно буду, - отозвался я.
хххх
Чтобы было ясно, о какой мемориальной Доске шла речь в разговоре старых товарищей, требуется небольшое пояснение. Вскоре после ввода в строй Беломорско-Балтийского канала, участвовавший в его строительстве буксирный флот и часть береговых структур были переданы во вновь организованное пароходство. Рождённое в 1940 году, оно дало толчок к развитию судоходства в бассейнах Белого моря, Беломорско-Балтийского канала и Онежского озера.
В истории пароходства были и тяжелейшие годы Отечественной войны, и восстановление разрушенного, и выход флота за пределы своего бассейна. Ко времени 80-х годов оно превратилось в серьёзного судовладельца и заняло достойное место среди других пароходств СССР, приносящих стране валютный доход. В том четырёхэтажном здании, около которого собирались встретиться седовласые мужчины и женщины, все прошедшие годы размещалось Управление пароходства. Сюда тянулись невидимые нити управления огромным хозяйством, в котором нашли себе рабочие места десять тысяч человек.
Но пришли 90-е, предав поруганию прошлое и обещая новое счастье. Пароходство, подобно тысячам исчезнувших предприятий страны, начало быстро терять основной свой капитал – суда и их экипажи. Плавсостав, а это капитаны и штурмана, механики и радиоспециалисты, оставшись без работы в своём пароходстве, уходили под другие флаги, навсегда теряя с ним связь. Часть работников отделов грузовой и коммерческой направленности Управления оделись в малиновые пиджаки, в кабинетах главного руководства все стали именоваться «директорами», коммунистический партком попросили на выход, а на входе в здание появился турникет, где охранники в чёрной форме стали требовать пропуск. Это было так непривычно, поскольку для каждого работающего пароходство было родным и раньше не требовалось никакого документа, чтобы зайти в любой кабинет знакомого здания.
Теряя суда и людей, оставшиеся без работы судоремонтные заводы, порты, пароходство, в котором совсем недавно жизнь била ключом, хирело на глазах. Не было денег содержать детские сады, пионерские лагеря и базы отдыха, поликлинику и свою больницу, строить жилые дома. Новые хозяева освободились от этих забот, не задумываясь о судьбе оставшихся без работы людей. Каждый сам за себя!!! И наконец наступил момент, когда последние суда былого флота окончательно ушли к новым хозяевам, кабинеты здания Управления были закрыты на ключ и пароходства не стало. Шли годы, а зданию бывшего Управления в новой жизни не находилось применения.
хххх
Воскресный день 1-го июля 2018 г выдался прохладным, ветреным и нам с женой пришлось немного утеплиться. Парковка перед зданием бывшего Управления была заставлена машинами, среди которых наша дочь, взявшаяся подвезти родителей на дорогое их сердцу мероприятие, всё же нашла местечко для своего «фольксвагена». Мы выбрались из уюта его салона и направились к строгому четырёхэтажному зданию, в котором до 2007 года располагалось Управление пароходства. На его углу, закреплённая на стене и прикрытая красной материей угадывалась та мемориальная Доска, ради открытия которой на пешеходных дорожках собралась довольно многочисленная группа, оживлённо беседующих между собой пожилых людей, бывших работников ушедшего в небытие предприятия. Среди седых голов собравшихся мелькали розоватые лысины в том же седом обрамлении остатками шевелюр, подтверждая возраст собравшихся.
Поддерживаемый женою и опираясь на палку, я бодро заковылял к своим коллегам. Пожимая протянутые руки, по-дружески обнимая своих старых товарищей, невольно обратил внимание на изменение их внешнего вида, понимая, что и сам-то тоже изменился. Один уменьшился в росте, у второго глубокие морщины лица изменили внешность, кто-то приобрёл большой живот, а другой пытается ухватить мою руку и невнятные слова приветствия, которые он с трудом произносит, говорят о перенесённом инсульте.
Жена раскланивается направо и налево, здороваясь с общими знакомыми. Она многие годы работала в Управлении, знает большинство собравшихся и по-женски отмечает изменившихся внешне бывших сослуживиц. Было приятно вернуться на миг в прошлое, ощутить себя молодым, нужным и забыть на время свой возраст,
Стихали радостные возгласы приветствий. Собравшиеся ветераны придвинулись ближе к ведущему, который прокашлялся в микрофон громкоговорителя, проверяя его работу. Он оглядел присутствующих, выискивая человека, который откроет митинг.
- Олег Станиславович! Давай выходи и скажи-ка нам слово о том, ради чего мы здесь собрались, - обратился он к человеку, которому досталось нести звание «начальник пароходства» в период всеобщего развала страны.
Олег Станиславович Бачинский, ещё крепкий седой мужчина, оглядел окруживших его сослуживцев, тех кто на палубах судов или в кабинетах, с видом на стелу-символический маяк или на Онежское озеро, трудились когда-то на благо родного пароходства. Он помнил каждого из стоящих сейчас перед ним и они, ныне убелённые сединами, также не забывали своего начальника. Его слова о преодолении былых трудностей, фамилии ушедших товарищей ложились на сердца слушающих и вызывали грусть. Вспоминая 90-е годы он пытался объяснить, что развал пароходства был предрешён самим настроем руководства страны, когда главным стало создание класса собственников. Вера людей, что государство не бросит их в беде вышла большинству боком.
Ещё раз вспомнили добрым словом свою молодость и в заключение сдёрнули кусок красной материи, закрывавший мемориальную Доску. Скромный текст сообщал, что в этом здании с... и по... располагалось Управление Беломорско-Онежского пароходства. Пусть живёт память о былом. Вот только знать бы размер той Доски, на которой хватило бы места рассказать о судьбах десяти тысяч его бывших работников, ставших ненужными после того, как пароходство перестало существовать. По-прежнему светило солнце, жизнь продолжалась, но на рейде не стояли суда, пусты причалы порта с давно размонтированными портальными кранами, а гладь озера не резали форштевнем везущие грузы теплоходы. И уже другие люди несли по улицам Петрозаводска свои заботы и не было им дела до кучки о чём-то беседующих стариков, которым так не хотелось возвращаться из незабываемого времени молодости в реальность нынешнего существования.
Собравшись в кружки белоголовые ветераны разлили принесённое с собой горькое вино в одноразовые пластиковые стаканчики и со словами "Ну, мужики, помянём добрым словом родное пароходство", не чокаясь, выпили. А над массивными деревянными дверями парадного входа, бронзовые ручки которого ещё помнили прикосновения рук тех, кто сейчас горечью вина поминал былое, на тёмной бетонной стене здания, ставшего чужим, крупные, выпуклые белые буквы оповещали всех, что отныне здесь находится «СТОМАТОЛОГИЯ». Кто-то из собравшихся подметил-к этому зданию не зарастет народная тропа!
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18


Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta 10 авг 2018, 22:38

Изображение


Уважаемые ветераны пароходства! Завершена подготовка макета второго тома книги о БОП. В 500-страничном издании содержатся материалы исторического плана, организации производственной деятельности структурных подразделений, работы служб и отделов пароходства, инфраструктуры, учебных заведений, общественных организаций. Также в популярной форме изложены воспоминания ветеранов. Много более крупных чем в первом томе фотографий объектов и людей с юбилейных встреч, памятных событий. Показана литературная деятельность водников. Большая глава посвящена периоду приватизации и преобразования пароходства в ОАО, в финальной его стадии. Имеется договоренность с издательством на печать книги тираж которой определится по результатам подписки на издание. Организацией сбора средств и подпиской на книгу занимается Некипелов Анатолий Пантелеймонович. Просим Вас оказать поддержку нашему общему делу, найти возможность внести денежный вклад исходя из стоимости одного экземпляра 1500 рублей. Удачи Вам и здоровья!
С уважением,
Ю.П.Лежнев, Виталис Мерта.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2771
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Пред.

Вернуться в Море, Океан, Человек

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3