Главная страница | Расписание круизов        

Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

Сообщение Vitalis Merta 15 июл 2017, 14:42

КАПИТАНЫ - НАСТАВНИКИ. МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ АБАКУМОВ.

ФГБОУ ВО "Волжский государственный
университет водного транспорта". Память о Мастере.


Изображение

Капитан-учитель

В каждой судоходной компании имеется должность капитана-наставника, в обязанности которой входит оказание помощи в становлении молодым специалистам.

А есть капитаны, которые по зову сердца помогают и поддерживают молодых штурманов в их профессиональном становлении, по отечески советом и личным примером прививают необходимые качества, помогают им дойти до капитанских обязанностей.

Одним из них являлся капитан Беломорско – Онежского пароходства, капитан дальнего плавания Абакумов Михаил Павлович.

Михаил Павлович Абакумов родился в 1938 году в городе Михайловка Астраханской области. Учебу начал в 1955 в Астраханской мореходной школе, а с 1958 по 1962 год обучался в Астраханском мореходном училище, в настоящее время входит с состав филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» «Каспийский институт морского и речного транспорта». После окончания учебы был распределен в Беломорскую базу флота Беломорско-Онежского пароходства, являвшегося одним из передовых пароходств Министерства речного флота. Начинал трудовую деятельность Михаил Абакумов на судах типа «Беломорский». В то время наблюдался огромный дефицит дипломированных специалистов и уже через пять лет после окончания училища Абакумов работает капитаном на теплоходе «Медвежегорск» того же проекта.

Период становления начинающих капитанов всегда представляется весьма трудным, а в то время это было сопровождено с дополнительными проблемами нехватки грамотных специалистов, очень часто приходилось работать с людьми малоподготовленными, не в полной мере отвечающим требованиям к квалификации. Михаил Павлович в каждом конкретном случаю умел находить верное решение, вверенное ему судно работало без замечаний. Молодой, трудолюбивый, энергичный и грамотный капитан был замечен руководством и в 1967 году был переведен в Петрозаводскую базу флота, где получил в командование новый теплоход загранплавания «Балтийский-57». Работать пришлось как в южном регионе, так и на Балтике и в Северном море.

В 1977 Абакумов получил предложение перейти на береговую работу в пароходство капитан-наставником. В то время он уже был семейным человеком, у него родились две дочери, Михаил Павлович принял предложение. Работая капитан-наставником Абакумов большое внимание уделял работе с молодыми специалистами, готовил будущих капитанов пароходства, делился с ними своим практическим опытом. Однако отработав в службе безопасности мореплавания два года Михаил Павлович заскучал, почувствовав, что его настоящее место на мостике, захотелось вернуться к свои капитанским обязанностям.

В 1978 году Абакумов получает под своё командование новое судно «Балтийский-108» финской постройки. Судно работало в западном регионе, совершая рейсы с портов Северного моря на прибалтийские порты, были рейсы на Мурманск и порты Белого моря.

В 2002 году здоровье Михаила Павловича резко ухудшилось, пришлось перейти на береговую работу, а затем вскоре уйти на инвалидность. 26 февраля 2006 года Михаила Петровича не стало, ушел из жизни опытный наставник молодых штурманов, подготовивший целую плеяду капитанов для судов смешанного «река-море» плавания, многие из которых успешно трудятся в различных отечественных и иностранных компаниях.

Абакумов награжден орденом Трудового красного знамени, был отмечен как лучший специалист отрасли, являлся ветераном Беломорско-Онежского пароходства.


Авторам статьи, в свое время, посчастливилось работать под началом Михаила Павловича, работать с ним было интересно, он мог всегда подсказать как разрешить любую проблему, дать дельный совет. Этот подход к работе отмечался большим доверием к молодым начинающим судоводителям. Михаил Павлович Абакумов был настоящим учителем от бога, капитаном-учителем. Его именем «Капитан Абакумов» назван восьмой теплоход проекта 005RSD03 из серии судов «Карелия», построенных на Онежском судостроительном заводе в Петрозаводске в 2007 году. Первым капитаном теплохода стал выпускник факультета судовождения 1973 года (второй выпуск) С. Клочков.


М. Чурин, декан факультета судовождения, капитан дальнего плавания,


Анатолий Леонов, преподаватель НРУ им. И.П. Кулибина, капитан дальнего плавания
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 17 июл 2017, 01:12, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2194
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18


Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

Сообщение Vitalis Merta 15 июл 2017, 15:45

КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ АБАКУМОВ. ЧЕЛОВЕК И ТЕПЛОХОД.

Изображение

Теплоход "КАПИТАН АБАКУМОВ" был построен на Онежском судостроительном заводе, Государственный флаг России на новом теплоходе поднят 6 июля 2007 года.
Поучаствовать в красивой церемонии собрались заводчане и многочисленные гости. Отдельно на завод в этот день были приглашены близкие родственники капитана Михаила Абакумова, человека, много лет проработавшего на судах Беломорско-Онежского пароходства.

"КАПИТАН АБАКУМОВ" - восьмое крупное судно, построенное на Онежском судостроительном заводе, всего же серия насчитывает 12 единиц. Теплоход был построен под надзором Российского морского регистра судоходства и отвечает необходимым международным конвенциям.Сухогруз, относится к проекту 005RSD03 - "Россиянин". Его водоизмещение - около пяти тысяч тонн, длина - 108 метров, ширина 16,5 метра, осадка- 3,6 метра.. Эти суда предназначены для перевозки лесных, навалочных, зерновых и крупногабаритных грузов, а также контейнеров международного стандарта. Теплоход оснащен современным оборудованием, позволяющим осуществлять перевозку грузов на международных морских линиях с дальностью плавания до 4 тысяч морских миль.
К сожалению, теплоход в 2016 году был продан Каспийскому морскому пароходству и переименован, ныне он называется HUSEYN JAVID, порт приписки -Баку.


В далеком 1977 году ведомственная газета "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" в номере от 5 мая под рубрикой "Река-море" опубликовала проблемный материал журналиста В.ПАНЮШКИНА.
В разговоре на актуальную тему участвуют капитаны Беломорско-Онежского пароходства, в том числе и капитан-наставник Михаил Павлович АБАКУМОВ.


СО "СВОИМ УСТАВОМ".

Начало беседы с начальником службы загранперевозок и движения флота Беломорско-Онежского пароходства Федором Григорьевичем РЕПИЧЕМ не предвещало никаких существенных коррективов в мысленно сконструированный репортаж.
В нынешнем году пароходство отмечает своеобразный юбилей. ровно десять лет назад отправился в "загранку" теплоход "БАЛТИЙСКИЙ-56". На следующий год их было четыре...А теперь около пятидесяти судов ( большая часть флота) уверенно прокладывает курсы в далеких морях, по многу месяцев не заходя в родной порт. Загранплавания стали будничным, привычным делом.
- А похвалиться-то сейчас нам нечем...
Эти слова произнесенные РЕПИЧЕМ, прозвучали как-то неожиданно. Как ? Одно из крупнейших в стране речных пароходств, осуществляющих заграничные перевозки ( БОП уступает в этом только Северо-Западному пароходству), и вдруг - "похвалиться нечем".
-Да,- продолжает Федор Григорьевич, - есть такие "прозаические" вещи, как план, прибыль, тонно-километры.... В январе, правда, план выполнили. А в феврале шли с отставанием приблизительно на пять процентов. Навряд ли вытянем...
И тут же, словно упреждая мои вопросы, посоветовал:
- Поговорите с кем - нибудь из наших капитанов. С теми, что сейчас ходят на заграничных линиях.
- Да разве это возможно? По радио, что ли ?
- Нет, здесь, в пароходстве....
И РЕПИЧ вздохнул.
Через несколько минут в пустынном зале заседаний пароходства у меня состоялась незапланированная беседа с капитаном теплохода "БАЛТИЙСКИЙ -57" Валерием Кузьмичем ВЛАСОВЫМ. В ней принял участие и капитан-наставник Михаил Павлович АБАКУМОВ, моряк с большим стажем, передавший, кстати, "из рук в руки" "БАЛТИЙСКИЙ - 57" своему молодому коллеге.
-Вообще-то, - начал ВЛАСОВ, - сейчас я не должен бы находиться здесь, в Петрозаводске. Конечно, семья довольна...Но, честное слово, лучше, если бы не было повода для этого "отпуска не по семейным обстоятельствам"...
Седьмого февраля "БАЛТИЙСКИЙ -57" прибыл из Бремена в Калининград. Груз - трубы малого диаметра. Семь суток простояли на рейде. Потом стало известно, что ждать разгрузки придется как минимум до конца февраля: порт "забит". Там же находились еще четыре судна БОП-ва, пришедших раньше..
- Подобная стоянка, правда, чуть короче, была и в прошлом месяце, -рассказывал дальше ВЛАСОВ. - Только не в Калининграде, а в Вентспилсе....
Как объяснить все это экипажу ? Каждый раз люди стараются сделать все, чтобы быстрее обернуться с грузом, соревнуются...На общем собрании взяли обязательство: план 1977 года выполнить к 25 декабря. А если дело дальше так пойдет, ( хоть вины экипажа никакой нет ), ясно, что не выполним план. Да и можно ли надеяться на успех, если из-за простоев делаем всего один рейс в месяц...
В разговор вступил Михаил павлович АБАКУМОВ:
- Что-то в последнее время у нас появилось немало "непробиваемых" проблем. Вот, скажем, уже ставшие притчей во языцех тонно-километры. Основной показатель ! Есть тонно-километры - есть план. Получается по принципу: бери побольше, кидай подальше....Когда-то для речников, вероятно, этот показатель действительно был важным. Возили, например, по Волге песок, гравий... Но сейчас-то многое изменилось.Дело имеем с заграницей, значит, нужно прежде всего уметь считать, работать с прибылью, брать выгодный груз. Скажем, те же трубы...Хоть возни с ними больше, чем с углем, но зато один рейс может по прибыли с лихвой перекрыть несколько. А ведь с неохотой сейчас идут на это речники: хоть миллионы заработай, а не "натянул" по весу или расстоянию, будешь ходить в отстающих. Лучше уж уголек возить...
Нелогично как-то получается. давно пора пересмотреть устаревшие каноны, привести их в соответствие с жизнью....
Слова "пора пересмотреть" я еще не раз слышал в дни знакомства с пароходством. Передо мной рейсовое донесение капитана теплохода СОРМОВСКИЙ-31" Николая Никандровича ВОЗНЕСЕНСКОГО, присланное 20 января:
"Организация штурманской службы по речному Уставу приводит к излишней переутомляемости капитана и, на мой взгляд, не приносит ничего положительного. Капитан должен сам распределять свое присутствие на мостике. Аварии - не следствие недостатков Устава морского флота, а результат упущений по организации службы. Впервые, видимо, речной флот работает " в чужом монастыре со своим уставом".
Читая это донесение, я вспомнил недавние высказывания ВЛАСОВА и АБАКУМОВА:
- Речники-то мы речники, да не те, что были раньше. Ведь большую часть года мы проводим в морях, а не на реке. В тех же районах, в тех же условиях, что и суда морского флота. И работу делаем ту же. А "регламент поведения" у нас свой, особенный.Чем вызвана, скажем, необходимость обязательно нести капитану вахту третьего штурмана ? Ведь часто случается такое: отстоял капитан положенную вахту в самых благоприятных условиях, когда и новичок бы справился. А вскоре подвернулись и неблагоприятные: узкости, снижение видимости, шторм или еще что. Естественно, тут уж необходимо обязательное присутствие "Самого". Да и какой же капитан станет отдыхать в это время...
Петр Алексеевич СТРЕЛКОВ, начальник службы безопасности судовождения, словно продолжая мысли капитанов, в разговоре со мной сказал:
- Пора, давно пора пересмотреть некоторые положения речного Устава применительно к нынешней ситуации. Они должны соответствовать морскому кодексу, каждая строка которого давно уже выверена, подкреплена всей многовековой практикой мереплавания.
К этим словам можно только добавить: проблемы, с которыми я столкнулся в Беломорско-Онежском пароходстве, стоят того, чтобы подумать о них всерьез.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2194
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

Сообщение Vitalis Merta 17 июл 2017, 01:23

ТЕПЛОХОД "БАЛТИЙСКИЙ-33" В МУРМАНСКЕ.

Изображение


"Водник Карелии" от 3 июля 1979 года. Из письма в редакцию моториста теплохода "Балтийский -33" В.СЫРОЕЖКО. "Заполярье-край суровый и нежный".


Мурманск-крупный рыбный порт. Очень много траулеров, плавбаз. В воздухе ощущается запах рыбы. Но особенно впечатляют корабли науки и ледоколы. Вот стоит первый в мире атомный ледокол "Ленин". Мы помним его еще со школьной скамьи. Вот - "Капитан Сорокин", дизель-электроход "Лена". Эти суда очень много полезного сделали для исследования Арктики.
...- За эти ручки держался сам адмирал Макаров, -тихо сказал капитан-наставник М.П.АБАКУМОВ, когда мы стояли у машинного телеграфа "Ермака". Михаил Павлович -наш "гид", Он много знает об этих местах, заостряет внимание на главном.
Мы стояли и молчали у памятника ледоколу "Ермак" - "батюшки русского ледокольного флота". Из-за непонимания, бюрократизма и бездушия некоторых людей не уберегли это судно, изрезали на металлолом. А ведь это наша история. Разве не заслужил ледокол "Ермак" себе вечную стоянку ? Как много мог бы он дать будущим морякам...
...Потом в салоне нашего теплохода мы обсуждали книгу В.Васнецова "Повести северных морей". Автор ее- исследователь Арктики, участник первых советских океанологических исследований. Очень тепло рассказывает он о шхуне "Политотделец", построенной в 1930-х годах на Медвежьегорской судоверфи.. Эта шхуна внесла достойный вклад в науку...
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2194
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

Сообщение Vitalis Merta Вчера, 13:32

КАПИТАНЫ ВОСХОЖДЕНИЯ. АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ДЮЖИЛОВ.

Изображение

Юрий Петрович Лежнев о капитане-наставнике А.А.ДЮЖИЛОВЕ.

Увидел на фото Александра Андреевича Дюжилова и вспомнил совместную работу.
Это было в 1977 году. На Кемском бережном фарватере, после выхода с отстоя в Рав-лудах по направлению к Выг-наволоку, в результате внезапно ухудшившейся погоды и волнения с востока буксиры-плотоводы "Ромбак" и "Олонка" с плотом оказались в аварийной ситуации. У плота лопнул оплотник, и пучки с пиловочником стало выбрасывать на берег. Капитан "Ромбака" П.П.Горячев попросил помощи у диспетчера в Беломорске. В помощь был отправлен Т/х"Братск", но к его прибытию в место аварии уже весь плот объемом 2 тыс кбм. разнесло вдоль берега, много пучков леса были разбиты. Капитаны буксиров в своих судовых журналах описали все произошедшее, сделали замеры силы и направления ветра. Суда отошли на безопасное место за остров и встали на якорь в ожидании улучшения погоды и прибытия катеров Кемской сплавконторы с другим оплотником. В течение недели бригада сплавконторы собирала аварийную древесину и совместными силами с катерами порта ее в кошелях доставляли в Беломорск на рейд ЛДК. На следующий день после аварии администрацией порта и капитаном "Ромбака" был заявлен морской протест у нотариуса г.Беломорск., даны соответствующие объяснительные и предоставлена справка о фактической погоде на время аварии от Метеостанции Разнаволока. Кемская сплавная контора подала иск в Арбитражный суд г.Петрозаводска с требованием возмещения ущерба от частичной потери леса и затрат на аварийные работы в сумме 14 тыс рублей. В арбитражном суде сторону пароходства представляли капитан-наставник ДЮЖИЛОВ А.А. и зам.начальника Беломорского морского порта ЛЕЖНЕВ Ю.П. Решением суда ответственность за аварию по причине "форс-мажора" с пароходства сняли.


Александр Андреевич ДЮЖИЛОВ начинал помощником капитана на буксирах Онежского озера. Уже в конце 1950-х - он капитан буксирного парохода "КЛАЙПЕДА" и назван в числе лучших капитанов буксирного флота пароходства. В 1966 году в числе награжденных орденом Трудового Красного Знамени - капитан-наставник Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота ДЮЖИЛОВ Александр Андреевич. Человек, добросовестно делающий свое дело. Мастер и наставник.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2194
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.

Сообщение Vitalis Merta Вчера, 17:13

КАПИТАНЫ ВОСХОЖДЕНИЯ. ВАЛЕНТИН КОШЕЛЕВ.

Изображение

КАПИТАНСКИЕ ВАХТЫ ВАЛЕНТИНА КОШЕЛЕВА.
На псковской земле, далекой от моря и крупных судоходных путей в 1936 году родился будущий капитан судов Беломорско-Онежского пароходства (БОП) Валентин Евгеньевич КОШЕЛЕВ. В 1956 году он, обучаясь на судоводителя в Ленинградском речном училище, прибыл для прохождения плавательской практики в Беломорск. Первым судном, на котором Валентин получил "боевое крещение", был буксирный пароход "САХАЛИН". Его капитаном был Петр Алексеевич СТРЕЛКОВ, потомственный помор. Основным ядром действующего в то время флота были морские буксиры, выполнявшие буксировки лихтеров с лесом из Мезени, Архангельска и Онеги в Беломорск. За ними же следовали, перегоняемые на реки Сибири, различные плавучие объекты. Одним словом буксиры были своего рода "челноками", трудились денно и нощно. Валентин КОШЕЛЕВ, в тот же год, по окончании училища, был зачислен третьим штурманом на морской буксир "СУВОРОВ" к капитану КОЖЕВНИКОВУ Сергею Ивановичу. Капитан КОЖЕВНИКОВ в годы Великой Отечественной войны служил в дивизионе торпедных катеров под началом Героя-североморца П.О.Шабалина, где получил богатый опыт морской службы и по праву считался одним из первых морских специалистов БОП. Еще на двух таких же однотипных буксирах "БЕРИНГ" и "НЕВЕЛЬСКОЙ" Валентин КОШЕЛЕВ трудился штурманом. В зимнее время, он проходил обучение в Архангельском мореходном училище, чтобы получить морской диплом. А в 1963 году его назначают уже капитаном на буксир "АЗОВ".( Тот самый "АЗОВ", что до сих пор работает на линии Архангельск - Печора, тот, что участвовал как буксир "КРАСИН" в знаменитом фильме "Холодное лето 1953 года". Ред.)
Так быстро проходило становление, и это было характерным тому времени явлением. Беломорск на Поморском берегу оказался как бы центром притяжения романтиков моря, людей приезжающих с разных мест. Несмотря на большую текучесть кадров, морскую школу здесь специалисты получали хорошую. Шестидесятые годы- это период активной модернизации и обновления флота. На смену буксирам и лихтерам начали поступать самоходные грузовые суда как отечественные, так и построенные за рубежем. Конечно же первые "самоходки" были не достаточно мореходны, в эксплуатации и в бытовых условиях для экипажа не совершенны. Но этот путь коллективу молодого пароходства необходимо было пройти. КОШЕЛЕВ В.Е. в 1964-65 году работал капитаном на сухогрузах "ШАЛА" и "БЕЛОМОРСКИЙ-22". В тот год П.А.СТРЕЛКОВА, работавшего капитаном-наставником, перевели на повышение в управление БОП, а на свое место он предложил кандидатуру капитана КОШЕЛЕВА В.Е. За Беломорской группой флота были закреплены два капитана-наставника, КОШЕЛЕВ В.Е. и ГОРЕВ В.А. Они отвечали за организацию безопасности судовождения на Белом море. До 1967 года В.Е.КОШЕЛЕВ был на береговой работе. В открывшемся в Беломорске Филиале Петрозаводского речного училища , опытный капитан передавал свои знания будущим судоводителям. А потом снова заступил на капитанскую вахту в море. Менялись только суда -"БЕЛОМОРСКИЙ-30" ,"МОРСКОЙ-1" и ,значительно позднее, в 1979 году, "ВОЛГО-БАЛТ-216", на котором Валентин Евгеньевич трудился до 1983 года, выполняя рейсы в порты Балтийского и Черного морей. У ветерана пароходства много учеников, в последствии ставших капитанами. Они его помнят и по доброму называют наш дядя Валя. Все долгие годы капитанских вахт Валентина Евгеньевича на берегу его ждала семья - жена Евгения Александровна, дочь и два сына. Многие помнят как трепетно Валентин Евгеньевич относился к супруге. На флоте не без юмора. Очевидец рассказывает: Судно подходит в порт с моря. Моряки в предвкушении встречи с близкими. Но конец месяца, план на контроле. Капитан принимает решение пройти из 19 -го шлюза в 18-й без остановки. Старпом М.ГОЛОВИН, видя прогуливающуюся по причалу женщину, спрашивает капитана: "Валентин Евгеньевич, не Ваша ли "Графиня" на причале, пришла изъять зарплату у мужа?". Капитан ухмыляется: "Не время, идем в 18-й без остановки". На лицах членов команды минор. Женщина, видя проходящее мимо судно, машет рукой. В ответ ей раздаётся басовитый гудок теплохода.
В 1994 году закончились капитанские вахты, позади шторма и туманы, но еще долго продолжались трудовые будни. Более десяти лет Валентин Евгеньевич работал лоцманом в порту. Все это время он встречал и провожал пароходы, сравнивая их с теми что были прежде. Крепче стали суда, функциональнее что ли, солиднее. А оценить их он , опытный мореход, мог всесторонне. За столь длительный период работы на водном транспорте труд капитана Кошелева В.Е. по заслугам вознагражден Почетной грамотой МРФ и медалью "За трудовую доблесть". В 1983 году ему присвоено звание "Специалист высшего класса". В.Е.КОШЕЛЕВ-Ветеран Беломорско-Онежского пароходства и Ветеран труда Российской Федерации.


Ю.П.ЛЕЖНЕВ.
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
 
Сообщения: 2194
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 22:18

Пред.

Вернуться в Море, Океан, Человек

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron